A-20B / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Бомбардировщик
A-20B
История
Характеристики

Самолет фирмы Дуглас разрабатывался с 1936 г. как тяжелый двухмоторный небронированный штурмовик. 26 октября 1938 г. первый образец «модели 7 В» поднялся в воздух. Однако первыми самолет закупили французы, как бомбардировщик DB-7 с внесением изменений в первоначальную конструкцию. Но французский вариант американским военным не понравился. В результате очередных изменений появился новый вариант самолета. Это был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с однокилевым оперением и трехколесным убирающимся шасси. Авиационный корпус армии США заказал две модификации: А-20 с турбонагнетателями на мощных моторах Райт R-2600-7 и А-20А «Havoc (Хэвок)» с двигателями R-2600-3 без турбонаддува. А в сентябре 1941 г. начался выпуск модификации А-20В.

А-20В получил моторы Wright R-2600-11 Сyclone, иное остекление носовой части, модернизированный под горизонтальную (вместо вертикальной) укладку бомб задний бомбоотсек. Последнее позволяло повысить точность бомбометания. На этой модификации впервые предусмотрели размещение дополнительных топливных баков в бомбоотсеке. Их собирались использовать при перегонке бомбардировщиков на большие расстояния.

Первоначально А-20В проектировался с сильным оборонительным вооружением: 2 дистанционно управляемые турели со спаренными 7,62 мм пулеметами стояли сверху и и третья - в носу. Однако такое вооружение посчитали громоздким и недостаточно эффективным. Поэтому на серийных А-20В пулеметов стало меньше, но калибр их возрос. Теперь спереди стояли только 2 крупнокалиберных пулемета. Такой же пулемет монтировался и у стрелка сверху. В нижнем люке по-прежнему остался пулемет калибра 7,62 мм. Сохранили на А-20В и гондольные, направленные назад, оборонительные установки по типу DB-7В и А-20А (их ставили не на всех машинах).

Всего выпустили 999 машин этой модификации.

Опыт боевого применения А-20А на Тихоокеанском ТВД показал, что самолет очень уязвим при использовании в качестве штурмовика, так как имеет слабую бронезащиту и недостаточное оборонительное и наступательное вооружение. В США большая часть А-20В попала в учебные части. На фронте их получили одна группа в Марокко и одна разведывательная эскадрилья в Англии. Восемь А-20В получил американский флот. Большинство самолетов поставили по ленд-лизу в Англию и СССР. В Англии самолет получил название «Бостон». Под таким наименованием А-20В использовался и в СССР.

Всего с осени 1942 г. поставили 665 таких машин. Здесь самолеты использовались весьма успешно как фронтовые бомбардировщики. Советские летчики отмечали хорошую управляемость самолета, комфортные кабины пилота и штурмана с хорошим набором приборов. Отмечались также хорошие эксплуатационные возможности и надежная работа двигателей «Райт Циклон». В качестве недостатков отмечалось слабое оборонительное вооружение и небольшая бомбовая нагрузка, не предусматривающая подвески бомб крупного калибра. Впрочем, поступившие на вооружение ВВС самолеты массово модернизировали, устанавливая советские бомбодержатели, иногда меняя и стрелковое вооружение. Модернизированный самолет мог нести до 2-х тонн бомб. Увеличили также экипаж самолета, добавив второго стрелка для обороны нижней полусферы. А-20В превосходил Пе-2 по стандартной бомбовой нагрузке и скорости на 10-15 км/ч, несколько уступая по потолку. В целом самолет вполне соответствовал требованиям войны на советско-германском фронте.

Кроме фронтовой авиации «Бостоны» широко использовались в морской авиации ВМФ СССР как торпедоносцы и разведчики.

1. «American Warplanes of World War II» by David Donald, 1995

2. В. Котельников, О. Лейко «Созданный для боя» Журнал «Авиация и космонавтика» №1-2 1995 г

3.Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 161..193 км/ч (100..120 миль/ч)
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 139..166 км/ч (86..103 миль/ч)
 
Предельная скорость в пикировании: 665 км/ч (412 миль/ч)
Разрушающая перегрузка: 6,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 19,1 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 17,1 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 505 км/ч (314 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 1000 м, режим двигателя - боевой: 524 км/ч (326 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 5000 м, режим двигателя - боевой: 544 км/ч (338 миль/ч)
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинальный: 467 км/ч (290 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим двигателя - номинальный: 500 км/ч (311 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 5000 м, режим двигателя - номинальный: 525 км/ч (326 миль/ч)
 
Практический потолок: 8700 м (28540 футов)
Скороподъёмность у земли: 10,0 м/с (1969 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 8,2 м/с (1614 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 5,0 м/с (984 фут/мин)
 
Время виража предельного по тяге у земли: 24,5 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 34,1 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 3,4 ч, на скорости 350 км/ч по прибору, на крейсерском режиме работы двигателей 
 
Скорость взлётная: 170..195 км/ч (105..120 миль/ч)
Скорость на глиссаде: 185..225 км/ч (115..140 миль/ч)
Скорость посадочная: 150..170 км/ч (95..105 миль/ч)
Посадочный угол: 3,4 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для варианта самолёта с загрузкой 8 ФАБ-100.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на номинальном режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: Wright R-2600-11
Максимальная мощность на крейсерском режиме на высоте 5500 футов: 810 л.с.
Максимальная мощность на крейсерском режиме на высоте 12000 футов: 765 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 5500 футов: 1350 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 12000 футов: 1275 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме у земли: 1600 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 11500 футов: 1400 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
(наддув приведён для работы на первой и второй ступени нагнетателя соответственно)
Крейсерский (время не ограничено): 1705 об/мин, 27,5 / 30,0 дюйм рт.ст., смесь "Auto Lean" 
Номинальный (время не ограничено): 2300 об/мин, 36,0 / 40,0 дюйм рт.ст., смесь "Auto Rich" 
Боевой (до 5 минут): 2400 об/мин, 43,0 / 41,0 дюйм рт.ст., смесь "Auto Rich" 
 
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 80..95 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 105 °С
Температура головок номинальная: 140..240 °С
Температура головок предельная: 260 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 2900 м (9500 футов)
 
Масса пустого самолёта: 6781 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 7359 кг
Стандартная масса: 8366 кг
Максимальная взлётная масса: 10466 кг
Максимальный запас топлива: 1057 кг / 1468 л / 388 гал
Максимальная полезная нагрузка: 3665 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 12,7мм пулемёт "M2,50", 200 патронов, 850 выстр/мин, носовой
 
Вооружение оборонительное:
Верхнее: 12,7мм пулемёт "M2 .50", 390 патронов, 850 выстр/мин
Нижнее: 7,92мм пулемёт "Browning .303", 600 патронов, 1150 выстр/мин
 
Вооружение бомбовое:
До 20 x 104 кг осколочно-фугасных авиабомб "ФАБ-100М"
До 4 x 254 кг осколочно-фугасных авиабомб "ФАБ-250цк"
 
Длина: 14,54 м
Размах крыла: 18,69 м
Площадь крыла: 43,18 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: весна 1942
 
Особенности эксплуатации:
- На самолёте отсутствует регулятор постоянного наддува, поэтому давление наддува зависит не только от положения РУД но также от числа оборотов мотора и высоты полёта. Поэтому следует уделять повышенное внимание контролю наддува по указателю во избежание повреждения двигателя.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси при нахождении рычага управления смесью в положении Auto Rich (2/3 хода рычага). Для снижения расхода топлива на маршруте можно воспользоваться режимом поддержания обедненного состава смеси, для чего необходимо установить рычаг в положение Auto Lean (1/3 хода рычага). Максимальное обогащение смеси осуществляется установкой рычага в положение Full Reach (рычаг полностью вперёд) и используется только при отказе автоматического регулирования состава смеси. Для остановки двигателя рычаг высотного корректора необходимо передвинуть полностью назад, в положение Cut Off.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Регулировка температуры масла и головок цилиндров осуществляется вручную, путём открытия и закрытия выходных створок капота двигателя.
- Самолёт оборудован указателем топлива, который может показывать остаток топлива в каждом из баков. Выбор бака для индикации по-умолчанию производится комбинацией клавишь (RShift+I).
- Самолёт оснащён триммерами во всех трёх каналах управления.
- Привод посадочных щитков гидравлический. Щитки можно выпустить на любой угол до 50°. На большой скорости закрылки убираются автоматически.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оборудован стояночным тормозом.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД на малый газ. 
- Самолёт оснащён верхними строевыми огнями.
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 2900 м (9500 футов).
- Самолёт оборудован указателем топлива, который может показывать остаток топлива в левых или правых группах баков.
- Самолёт имеет электромеханическую блокировку гидравлического крана управления уборкой шасси, которая не даёт перевести кран на уборку шасси при обжатых основных стойках.
- Самолёт имеет шасси с передней стойкой. Передняя стойка свободноориентируемая, управления и тормозов не имеет.
- Верхние створки капотов запрещено открывать в воздухе, и перед взлётом их следует закрыть.
- Верхние створки капотов управляются только совместно, от одного общего гидравлического крана (для управления верхними створками капота в игре используется команда управления входными створками капота).
- В хвосте самолёта установлен белый сигнальный огонь, который загорается при открытых створках бомболюка, и красный сигнальный огонь, который горит пять секунд после нажатия на кнопку сброса бомб.
- Верхняя створка кабины пилота в полёте не открывается, и имеет механизм аварийного сброса.
- На самолёте установлен электросбрасыватель бомб, который позволяет выполнять бомбометание по одной, по две, по четыре бомбы, или выполнить сброс всех бомб в одной серии. Также самолёт оборудован задатчиком интервала между сбросом бомб в серии.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: Full Rich
- рекомендуемое положение рукояти управления створками капота: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: 0%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 20%
- перед рулением необходимо снять самолёт со стояночного тормоза
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта:
- холостой ход на земле: Auto Rich
- взлёт: Auto Rich
- крейсерский полёт: Auto Rich (Auto Lean при необходимости экономии топлива)
- бой: Auto Rich
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления верхними створками капота при различных режимах полёта:
- холостой ход на земле: открыто
- крейсерский полёт: закрыто
- бой: закрыто
- взлёт: закрыто
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления выходными створками капота при различных режимах полёта:
- холостой ход на земле: открыто на 50%
- взлёт: открыто на 50%
- набор: открыто на 100%
- крейсерский полёт: открыто на 25%
- бой: открыто на 50%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя:  12.3 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 14.9 л/мин
Наверх