He 111 H-16 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Бомбардировщик
He 111 H-16
История
Характеристики

Так как положения Версальского договора запрещали Германии иметь ВВС, то разработки военных самолётов немцы до 1935 г. маскировали под гражданские проекты, но конструировали пассажирские машины сразу и как бомбардировщики. Одной из созданных таким образом машин стал He 111, оказавшийся хорошим бомбардировщиком и посредственным пассажирским самолётом. С 1936 по 1941 год производились бомбардировщики серий A, B, D, E, J и Р с моторами фирм Даймлер-Бенц и Юмо, но так как двигатель DB 601 устанавливался в первую очередь на истребители, поэтому параллельно He 111Р с такими двигателями начался выпуск He 111H с двигателями Jumo 211.

Очередной массовой серийной модификацией бомбардировщиков семейства Н стал Не 111Н-16, серийное производство которой начали в декабре 1942 г. Мотоустановку с двигателями Jumo 211F-2 взяли от Н-6, вооружение и бронезащиту - от Н-11. Бомбы размещались внутри фюзеляжа или снаружи, в последнем случае свободное место внутри самолёта могли занять дополнительные топливные баки. На Не-111Н-16 сохранили восемь бомбодержателей ESAC в бомбоотсеке, хотя четыре левых держателя могли заменяться 835-литровым баком. Для внешней подвески монтировались держатели ЕТС-2000. Снаружи можно было подвесить две бомбы SC-250 или 32 бомбы SC-50 в кассетах, другой вариант подвески - четыре SC-250 в бомбоотсеке и одна SC-1000 на внешней подвеске. При использовании стартовых твердотопливных ускорителей R-Great, которые монтировались под крылом, максимальная бомбовая нагрузка увеличивалась с 2000 кг до 3000 кг.

Оборонительное вооружение включало пушку MG/FF в носу, передняя стрелковая точка в подфюзеляжной гондоле была убрана, а в задней установлена 7,92-мм спарка пулемётов MG18Z. В верхней огневой точке был установлен 13-мм пулемёт MG-131 для защиты задней полусферы, пулемёты MG17 с барабанным питанием в боковых окнах были заменены на пулемёты MG-81 c ленточным питанием.

Полевые доработочные комплекты для Не 111H-16:
- H-16/R1: вместо обычной верхней огневой точки устанавливалась башенная турель с электроприводом под 13-мм пулемёт MG 131;
- H-16/R2: буксировщик планеров с помощью металлической тяги фирмы «Везер флюгцойгбау»,
- Н-16/R3 отличался дополнительной бронезащитой и уменьшенной бомбовой нагрузкой, которая размещалась только внутри фюзеляжа. Он имел две разновидности, H-16/R3/U1 и H-16/R3/U2, отличавшиеся типами бомбодержателей.

К середине войны немецкие войска стали всё чаще попадать в окружение. Для их снабжения разработали беспилотный грузовой планер «Доббас», имевший вид очень короткого и толстого крыла. Шасси не было, посадка производилась «на брюхо». Внутри могло размещаться продовольствие, боеприпасы, оружие, мотоцикл с коляской или 75 мм противотанковая пушка. Подвешивался аппарат на подфюзеляжные бомбодержатели Н-16, а сброс осуществлялся на мягкий грунт или снег с малой высоты. Испытания проводились, но данных об использовании «Доббас» на фронте нет.

Часть Не-111H-16 в 1944 г. были переделаны в носители крылатых ракет Fi 103. При пуске ракеты ночью в направлении большого города на высоте 500 м вероятность попадания была весьма высокой. С июля 1944 г. 3-я группа 3-й бомбардировочной эскадры использовала H-16 вместе с другими ракетоносцами для пусков ракет по Лондону и Саутгемптону.

Заводы изготовили с конца 1942 г. до конца 1943 г. 1155 бомбардировщиков Не-111H-16, в тот же период в вариант Н-16 было модернизировано 280 Не-111H-6 и 35 Не-111Н-11. Хотя с 1943 года приоритетными для Не-111 стали транспортные задачи, они довольно часто использовались и как бомбардировщики, в первую очередь на Восточном фронте.

  1. W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986

  2. «Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993

  3. Материалы сайта airwar.ru

  4. «Heinkel He 111 Фотоархив» Война в воздухе №102, 2000

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 150..194 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 123..156 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 560 км/ч
Разрушающая перегрузка: 4,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 20 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 17 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - набор высоты: 370 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим двигателя - набор высоты: 399 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 5000 м, режим двигателя - набор высоты: 410 км/ч
 
Практический потолок: 6850 м
Скороподъёмность у земли: 5,3 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 4,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 2,3 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 30,8 с, на скорости 250 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 45,2 с, на скорости 250 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 6,7 ч, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..210 км/ч
Скорость на глиссаде: 180..200 км/ч
Скорость посадочная: 125..150 км/ч
Посадочный угол: 9 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на режиме работы двигателя "набор высоты", время виража - на взлётном.
 
Двигатель:
Модель: Jumo-211F 
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1340 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты у земли: 1120 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты на высоте 1900 м: 1210 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты на высоте 5300 м: 1060 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2250 об/мин, 1,15 атмосфер
Набор высоты (до 30 минут): 2400 об/мин, 1,25 атмосфер
Взлётный (до 1 минуты): 2600 об/мин, 1,40 атмосфер
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 80 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 110 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 90 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 105 °С
 
Высота переключения нагнетателя: автомат 
 
Масса пустого самолёта: 8698 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 9831 кг
Стандартная масса: 13017 кг
Максимальная взлётная масса: 15689 кг
Максимальный запас топлива: 2553 кг / 3450 л
Максимальная полезная нагрузка: 6991 кг
 
Вооружение оборонительное:
Носовое: 20мм пушка "MG FF", 240 снарядов, 540 выстр/мин
Верхнее: 13мм пулемёт "MG 131", 1000 патронов, 900 выстр/мин
Нижнее-заднее: 2 x 7.92мм пулемёт "MG 81", 850 патронов, 1600 выстр/мин
Левое: 7.92мм пулемёт "MG 81", 500 патронов, 1600 выстр/мин
Правое: 7.92мм пулемёт "MG 81", 500 патронов, 1600 выстр/мин
 
 
Вооружение бомбовое:
До 16 x 55 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 50"
До 4 x 249 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 250"
До 2 x 500 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 500"
До 2 x 1090 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 1000"
До 2 x 1780 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 1800"
2400 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 2500"
 
Длина: 16,38 м
Размах крыла: 22,5 м
Площадь крыла: 79,5 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: зима 1943
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатели оборудованы двухступенчатыми нагнетателями, переключение скоростей которых выполняется автоматически. Высота переключения скоростей нагнетателей зависит от оборотов двигателей. Также при необходимости можно принудительно включить первую ступень нагнетателя для каждого двигателя.
- Двигатели оборудованы автоматическими высотными корректорами, поддерживающими оптимальный состав топливовоздушной смеси.
- Регуляторы постоянных оборотов винтов поддерживают заданные обороты моторов в соответствии с положением рычагов управления винтами за счёт автоматического изменения шага винтов.
- Воздушные винты имеют режим флюгирования по потоку. Флюгирование винта применяется для уменьшения сопротивления от вращающегося винта в случае выхода двигателя из строя.
- Водо- и маслорадиаторы имеют ручное управление створками. При этом створки маслорадиаторов имеют только 5 фиксированных положений.
- Самолёт оснащён триммерами во всех трёх каналах управления.
- Привод посадочных закрылков гидравлический. Закрылки можно выпустить на любой угол до 60°.
- Хвостовое колесо свободно ориентируемо, стопора не имеет. В связи с этим при движении по ВПП с большой скоростью на взлёте или посадке следует уверенно и аккуратно работать педалями, своевременно парируя стремление самолёта к развороту.- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оснащён отдельными топливомерами для левой и правой групп баков с переключением между внутренними и внешними баками в каждой группе. Выбор бака для индикации по умолчанию производится комбинацией клавиш (RShift+I). Также есть сигнальные лампы аварийного остатка топлива в группах баков (200 литров).
- На самолёте установлен электросбрасыватель подвесного оружия, который позволяет выбирать между внешними и внутренними бомбодержателями и задавать различные серии сброса бомб. Также возможно задавать интервал сброса бомб в серии.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления маслорадиаторами: закрыто
- рекомендуемое положение рукояти управления водорадиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: легкий винт
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 0%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиаторами при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 50%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 25% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 50%
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиаторами при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 50%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 20% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 50%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 10,4 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 13,6 л/мин
Наверх