Так как положения Версальского договора запрещали Германии иметь ВВС, то разработки военных самолётов немцы до 1935 г. маскировали под гражданские проекты, но конструировали пассажирские машины сразу и как бомбардировщики. Одной из созданных таким образом машин стал He 111, оказавшийся хорошим бомбардировщиком и посредственным пассажирским самолётом. С 1936 по 1941 год производились бомбардировщики серий A, B, D, E, J и Р с моторами фирм Даймлер-Бенц и Юмо, но так как двигатель DB 601 устанавливался в первую очередь на истребители, поэтому параллельно He 111Р с такими двигателями начался выпуск He 111H с двигателями Jumo 211.
Очередной массовой серийной модификацией бомбардировщиков семейства Н стал Не 111Н-16, серийное производство которой начали в декабре 1942 г. Мотоустановку с двигателями Jumo 211F-2 взяли от Н-6, вооружение и бронезащиту - от Н-11. Бомбы размещались внутри фюзеляжа или снаружи, в последнем случае свободное место внутри самолёта могли занять дополнительные топливные баки. На Не-111Н-16 сохранили восемь бомбодержателей ESAC в бомбоотсеке, хотя четыре левых держателя могли заменяться 835-литровым баком. Для внешней подвески монтировались держатели ЕТС-2000. Снаружи можно было подвесить две бомбы SC-250 или 32 бомбы SC-50 в кассетах, другой вариант подвески - четыре SC-250 в бомбоотсеке и одна SC-1000 на внешней подвеске. При использовании стартовых твердотопливных ускорителей R-Great, которые монтировались под крылом, максимальная бомбовая нагрузка увеличивалась с 2000 кг до 3000 кг.
Оборонительное вооружение включало пушку MG/FF в носу, передняя стрелковая точка в подфюзеляжной гондоле была убрана, а в задней установлена 7,92-мм спарка пулемётов MG18Z. В верхней огневой точке был установлен 13-мм пулемёт MG-131 для защиты задней полусферы, пулемёты MG17 с барабанным питанием в боковых окнах были заменены на пулемёты MG-81 c ленточным питанием.
К середине войны немецкие войска стали всё чаще попадать в окружение. Для их снабжения разработали беспилотный грузовой планер «Доббас», имевший вид очень короткого и толстого крыла. Шасси не было, посадка производилась «на брюхо». Внутри могло размещаться продовольствие, боеприпасы, оружие, мотоцикл с коляской или 75 мм противотанковая пушка. Подвешивался аппарат на подфюзеляжные бомбодержатели Н-16, а сброс осуществлялся на мягкий грунт или снег с малой высоты. Испытания проводились, но данных об использовании «Доббас» на фронте нет.
Часть Не-111H-16 в 1944 г. были переделаны в носители крылатых ракет Fi 103. При пуске ракеты ночью в направлении большого города на высоте 500 м вероятность попадания была весьма высокой. С июля 1944 г. 3-я группа 3-й бомбардировочной эскадры использовала H-16 вместе с другими ракетоносцами для пусков ракет по Лондону и Саутгемптону.
Заводы изготовили с конца 1942 г. до конца 1943 г. 1155 бомбардировщиков Не-111H-16, в тот же период в вариант Н-16 было модернизировано 280 Не-111H-6 и 35 Не-111Н-11. Хотя с 1943 года приоритетными для Не-111 стали транспортные задачи, они довольно часто использовались и как бомбардировщики, в первую очередь на Восточном фронте.
-
W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986
-
«Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993
-
Материалы сайта airwar.ru
-
«Heinkel He 111 Фотоархив» Война в воздухе №102, 2000