Бомбардировщик Петлякова появился на свет как высотный двухмоторный истребитель ВИ-100, но позднее ВИ-100 было предложено переделать во фронтовой пикирующий бомбардировщик. Уже 1 мая 1940 года прототип принял участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве. 18 ноября 1940 года совершил первый полёт серийный самолёт, получивший обозначение Пе-2 в честь главного конструктора.
Скорость пикирования ограничивалась тормозными решётками, размещёнными под консолями крыла: запас прочности позволял выдерживать угол пикирования до 70 градусов. На машине было установлено невиданное ранее для отечественного авиастроения количество электрических приводов: электромоторы приводили в действие триммеры, посадочные и тормозные щитки, жалюзи водорадиаторов, обеспечивали управление стабилизатором и насосом, поддерживающим давление в гидросистеме шасси.
Практика войны быстро проверила заложенные в самолет решения и боевой опыт многократно ускорил процесс совершенствования машины. Совершенствовались как моторы, так и вооружение. Уже в июле 1941 г. на фронт начали поступать машины 35-й серии.
Пе-2 35-й серии представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и двухстоечным шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж монококовой конструкции состоял из следующих частей: носовая часть с передней кабиной, средняя часть фюзеляжа и центроплан (между лонжеронами которого находился бомбоотсек), хвостовая часть с кабиной стрелка-радиста и съёмным хвостовым коком. Кабина лётчика и штурмана впереди-внизу имела большое остекление, предназначавшееся для улучшения обзора вперёд-вниз при бомбометании с пикирования. Бронирование защищало лётчика, штурмана и хвостового стрелка только от атак с задней полусферы.
На 35-й серии установлены усовершенствованные двигатели Климова М-105РА взлётной мощностью 1100 л.с. - они отличались усилением картера и главного шатуна, беспоплавковым карбюратором и более мощным генератором.
Оборонительное вооружение включало бортовой пулемет ШКАС и крупнокалиберный пулемёт в нижней точке у стрелка-радиста, пулемёт ШКАС у штурмана в верхней точке, которая в походном положении закрывалась характерной “черепахой” - в боевом положении она съезжала по направляющим вниз и назад внутрь фюзеляжа, открывая штурману возможность вести огонь из пулемёта. Наступательное вооружение включало два пулемёта, из них один крупнокалиберный.
Бомбовое вооружение на внутренней подвеске состояло из шести 100-кг бомб (четыре в центральном бомболюке и по одной в бомболюках в задних частях мотогондол моторов). Ещё четыре такие же бомбы могли подвешиваться на наружной подвеске у центроплана. Бомбы весом 250 и 500 кг подвешивались только снаружи. В пикировании могли сбрасываться только бомбы с наружной подвески.
Пе-2 был основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС с первого до последнего дня войны и эффективно использовался практически во всех крупных операциях советских войск. Пе-2 применялся как бомбардировщик, разведчик, ночной и дневной истребитель. Пе-2, ласково называемый лётно-техническим составом «Пешкой», воевал на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских лётчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем возможности - скорость, маневренность, мощное вооружение, прочность, надёжность и живучесть были его отличительными чертами. Бомбардировщики ударами с пикирования, несмотря на противодействие ПВО и истребителей противника, уничтожали склады, мосты, укреплённые пункты обороны и прочие точечные цели.
Использованные источники:
-
В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» 1988 г.
-
В. Котельников, А. Медведь, Д. Хазанов «Пикирующий бомбардировщик Пе-2» 2004 г.
-
Материалы сайта airwar.ru