Самый массовый истребитель гитлеровской Германии Мессершмитт Bf 109 появился в ответ на требования Люфтваффе от 1934 г. по созданию новейшего одномоторного истребителя-моноплана и представлял собой цельнометаллический низкоплан с двигателем водяного охлаждения и двухстоечным убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первый полёт прототипа состоялся 28 мая 1935 года, а уже в ноябре 1936 года первые машины отправили для войсковых испытаний в Испанию, в которой шла гражданская война. Причиной такого решения стали неудачи бипланов He 51, проигрывавших воздушные бои советским истребителям. Испанский дебют закончился для самолета успешно, в основном благодаря непрерывным усовершенствованиям, вносимым по опыту использования в боях. С 1936 по 1938 год сменилось 5 моделей – от Bf 109A «Антон» до Bf 109E «Эмиль» – и этот самолёт стал основной машиной на вооружении истребительных эскадр к началу Второй мировой войны. Прототипы «Эмиля» взлетели летом 1938 года, а первый серийный Bf 109E-1 передали Люфтваффе в январе 1939 г. С началом войны истребитель выпускался большими сериями на заводах различных фирм и постоянно модернизировался.
В начале осени 1940 г. со сборочных линий стал сходить Bf 109Е-7 с мотором DB601N взлётной мощностью 1215 л.с., отличавшийся от предыдущих модификаций возможностью подвески под фюзеляжем 250-кг бомбы или 300-литрового бака на универсальном держателе ЕТС-500. Применение подвесного бака позволило увеличить дальность полёта, оказавшуюся недостаточной. Внешне самолёты этой модификации отличались коком винта заострённой формы, а некоторые получили бронестекло в лобовой части фонаря.
Вооружение самолета осталось таким же, как на предыдущих модификациях, и состояло из двух синхронных 7,92-мм пулёметов в фюзеляже и двух 20-мм пушек «Эрликон» MG/FF в крыле. Размещение магазина пушки в крыле «мессершмитта» вынудило установить выпуклые обтекатели на нижней поверхности крыла, что несколько ухудшило его аэродинамику.
Штурмовая модификация Bf 109E-7/U2 выделялась наличием 5-мм бронеплит под маслорадиатором и топливными насосами для защиты от огня с земли.
Специально подготовленные для эксплуатации в условиях жаркого климата варианты Bf 109Е -7/Trop поставлялись в истребительные подразделения, воевавшие на Средиземноморском театре боевых действий. Помимо песчаного фильтра, который монтировался на входе нагнетателя мотора, такие машины имели специальный аварийный комплект и узел крепления для зонтика, прикрывавшего кабину. Для предотвращения падения мощности мотора из-за забора воздуха через фильтр, после взлёта пилот открывал заслонку, и воздух к нагнетателю поступал уже минуя его.
На модификации Bf 109E-7/Z (выпущено 80 машин) впервые применялась система форсажа с впрыском закиси азота GM-1, что способствовало увеличению потолка, скорости и скороподъёмности истребителя на больших высотах. В отчете по испытаниям Bf 109E-7/Z от 8 декабря 1940 г., указывались следующие результаты: в диапазоне высот от 8000 до 11000 м скорость истребителя с включенной системой GM-1 увеличивалась на 60-105 км/ч, а скороподъемность - на 2-3 м/с, что для больших высот весьма существенно. Хотя система форсажа показала себя эффективной и использовалась на многих последующих модификациях Bf 109, её применение сопровождалось увеличением полётной массы самолёта и снижением его лётных характеристик на малых высотах, где эта система не обеспечивала улучшения лётных качеств.
Всего было изготовлено 438 (по другим сведениям 750) Bf 109E-7.
С 1939 г Bf 109E демонстрировал явное превосходство в воздушных боях со своими основными соперниками. Асом, начавшим свою карьеру на Bf-109E, был знаменитый Адольф Галланд. Пиком карьеры «Эмилей» стало участие в воздушных боях в ходе «Битвы за Британию». Не слишком удачные действия в этой операции стали одной из причин прекращения производства этой модели и вместо них на вооружение начал поступать новый вариант - Bf 109F. Последней крупной операцией, в которой участвовали «Эмили» Люфтваффе, стало нападение на СССР, но к 1942 году они практически исчезли из нацистских частей на Восточном фронте, оставшись на вооружении ВВС Испании, Швейцарии, Венгрии, Болгарии и Словакии.
Использованные источники:
-
W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986
-
«Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993
-
«Истребители Як-1,7,9,3/ Bf 109» Журнал «Авиация и Космонавтика», 5-6, 1999
-
Материалы сайта airwar.ru