Самый массовый истребитель гитлеровской Германии Мессершмитт Bf 109 появился в ответ на требования Люфтваффе от 1934 г. по созданию новейшего одномоторного истребителя-моноплана и представлял собой цельнометаллический низкоплан с двигателем водяного охлаждения и двухстоечным убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первый полёт прототипа состоялся 28 мая 1935 года, а уже в ноябре 1936 года первые машины отправили для войсковых испытаний в Испанию, в которой шла гражданская война. Причиной такого решения стали неудачи бипланов He 51, проигрывавших воздушные бои советским истребителям. Испанский дебют закончился для самолета успешно, в основном благодаря непрерывным усовершенствованиям. С 1936 по 1938 год сменилось 5 моделей – от Bf 109A «Антон» до Bf 109E «Эмиль» – и этот самолёт стал основной машиной на вооружении истребительных эскадр.
Начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война заставляла учитывать кроме опыта эксплуатации и накапливающийся боевой опыт, поэтому в 1940 г. конструкторы приступили к кардинальной доработке аэродинамики истребителя, чтобы максимально использовать возможности двигателя DB 601. Так появился Bf 109F «Фридрих».
В середине лета 1941 г. «Даймлер-Бенц» решила наиболее серьезные проблемы, связанные с производством нового варианта двигателя DB 601Е. В отличие от DB 601N, двигатель не имел автомата форсажа, ограничивавшего продолжительность работы на этом режиме 1 минутой. Заметим, что по результатам испытаний в ЦИАМ, на боевом форсажном режиме мотор DB 601Е развивал мощность 1450 л.с. на высоте 2000 м и 1350 л.с. на высоте 5100 м, то есть значительно превосходил отечественный двигатель М-105ПФ2.
Следующей версией «Фридриха» фирма «Мессершмитт» планировала вариант истребителя с этим двигателем и неудачной мотор-пушкой MG/FF. Между тем, фирма «Маузер» наконец смогла приступить к серийному изготовлению 20-мм варианта пушки MG 151 с более мощным снарядом, чем установленная на Bf 109F-2 15-мм пушка, поэтому было решено вооружать новые самолёты только пушками MG 151. На модификацию F-3 ставили пушку с калибром ствола 15 мм, а на Bf 109F-4 уже 20 мм. Вскоре стало ясно, что последний вариант гораздо более популярен у лётного состава, и Bf 109F-4 стал основной серийной модификацией самолета.
Максимальная скорость машины на всех высотах благодаря более мощному двигателю возросла на 10-25 км/ч относительно Bf 109F-2. Повысилась и скороподъёмность. Конструкторы улучшили протектирование бензобака и защиту головы пилота.
Вооружение Bf 109F-4 вызывало самые противоречивые отзывы у наиболее опытных немецких лётчиков-истребителей. Так, если В. Мельдерс был полностью удовлетворён лёгким вооружением из 20-мм пушки и двух пулёметов, то А. Галланд считал сокращение состава вооружения самолёта шагом назад. По итогам споров о составе вооружения фирма «Мессершмитт» разработала для истребителя Bf 109F-4 так называемый «полевой доработочный комплект», который представлял собой пару пушек MG-151/20 в подкрыльевых гондолах с боезапасом из 120 снарядов на ствол. Истребитель, оснащенный гондолами, получил обозначение Bf 109F-4/R1. Дополнительное вооружение повысило огневую мощь самолета и его боевые возможности в варианте штурмовика или перехватчика, но отрицательно повлияло на устойчивость и управляемость машины из-за увеличения лобового сопротивления и массы. Самолёт приобретал тенденцию к раскачиванию и снижались возможности ведения воздушного боя с истребителями противника, поэтому в строевых частях истребители использовались в основном без дополнительного вооружения.
Использованные источники:
-
W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986
-
«Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993
-
«Истребители Як-1,7,9,3/ Bf 109» Журнал «Авиация и Космонавтика», 5-6, 1999
-
Материалы сайта airwar.ru