Самый массовый истребитель гитлеровской Германии Мессершмитт Bf 109 появился в ответ на требования Люфтваффе от 1934 г. по созданию новейшего одномоторного истребителя-моноплана и представлял собой цельнометаллический низкоплан с двигателем водяного охлаждения и двухстоечным убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первый полёт прототипа состоялся 28 мая 1935 года, а уже в ноябре 1936 года первые машины отправили для войсковых испытаний в Испанию, в которой шла гражданская война. Причиной такого решения стали неудачи бипланов He 51, проигрывавших воздушные бои советским истребителям. Испанский дебют закончился для самолета успешно, в основном благодаря непрерывным усовершенствованиям. С 1936 по 1938 год сменилось 5 моделей – от Bf 109A «Антон» до Bf 109E «Эмиль» – и этот самолёт стал основной машиной на вооружении истребительных эскадр.
С учётом опыта войны в 1940 г. появился Bf 109F «Фридрих», а в начале 1942 года был готов к серийному выпуску новый двигатель DB 605А взлётной мощностью 1457 л.с. Увеличение мощности повлекло за собой и увеличение веса двигателя, что потребовало усиления отдельных элементов конструкции и привело к созданию новой, более скоростной модификации, известной как Bf 109G «Густав». Вслед за Bf 109G-1 и Bf 109G-2 появились модели Bf 109G-3, выпущенная небольшой серией, и Bf 109G-4 с двигателем новой серии DB 605A-1. В ранний период использования этого мотора из-за поломок и вызванных ими аварий на нём был запрещён так называемый «чрезвычайный» режим (повышенный наддув 1,42 АТА для увеличения мощности) и наддув ограничен значением в 1,3 АТА, но затем, когда разобрались в причинах проблем, этот режим вернули.
Конструктивно Bf 109G-4 почти не отличался от предыдущей модели G-2 и также выпускался с обычной, а не герметичной, кабиной и без системы высотного форсирования двигателя. Но все самолёты модификации G-4 (как и G-3) имели небольшое, но важное изменение в конструкции шасси. Так как стойки шасси на всех «мессершмиттах» убирались в крыло наружу, крепясь к фюзеляжу, то для увеличения колеи они стояли с наклоном, поэтому нагрузка на одну из сторон колеса была больше, чем на другую. В результате при возрастании веса на «Густавах» даже увеличенные колеса изнашивались быстрее, часто разрушаясь при посадках и рулении. Для устранения этого недостатка оси вращения колес повернули практически параллельно земле. Впервые внедрённая на последних сериях G-2, на G-4 такая конструкция стоек стала стандартной. Кроме шасси, радиостанцию заменили на более новую и совершенную модель. Самолёт выпускался в обычном и тропическом исполнении - с пылевыми фильтрами, герметизацией от пыли и песка, и комплектами для выживания в пустыне. По лётно-тактическим характеристикам он ничем не отличался от Bf 109G-2.
Самолёт строился теми же заводами, что и Bf 109G предыдущих модификаций. Всего с сентября 1942 г. по май 1943 г. было выпущено 1242 Bf 109G-4, в том числе 377 в тропическом варианте.
Истребители модели Bf 109G-4 применялись на всех фронтах, в строевые части они поступали начиная с ноября 1942 г.
Иcпользованные источники:
-
W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986
-
«Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993
-
«Истребители Як-1,7,9,3/ Bf 109» Журнал «Авиация и Космонавтика», 5-6, 1999
-
Материалы сайта airwar.ru