Bf 110 G-2 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Bf 110 G-2
История
Характеристики

Самолет Bf 110 был спроектирован в 1934 году как дальний многоцелевой истребитель и истребитель сопровождения бомбардировщиков. В то время этой идеей увлекались практически во всех странах мира и создание новейшего самолёта казалось вполне логичным шагом. Первый прототип поднялся в воздух 12 мая 1936 года, выпуск начат в августе 1937 г., но первая серийная модификация начала производится только в 1939 г. из-за задержки с выпуском двигателей DB601. Однако, несмотря на хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, в условиях войны этот самолет оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя. «Битва за Британию» наглядно продемонстрировала несостоятельность концепции «тяжелого истребителя». Из-за своего большого веса Bf 110 по скороподъемности и маневренности уступал всем основным одномоторным истребителям противника, поэтому стал рассматриваться в первую очередь как истребитель-бомбардировщик и выпуск его был сокращён. Планировалось начать производство новой модели – Me 210. Однако, трудности с её разработкой заставили возобновить в 1942 году серийное производство Bf 110, что закономерно привело к решению создать усовершенствованную модификацию этого самолёта - так появился Bf 110G.

Первой в производство с мая 1942 г. пошла модификация истребителя-бомбардировщика Bf 110G-2, способная использоваться и как тяжёлый истребитель - «охотник».

Bf 110G-2 представлял собой двухместный двухмоторный, с двигателями DB 605B-1, низкоплан цельнометаллической конструкции со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси. DB 605B-1 развивал на взлете 1475 л.с., а на высоте 5700 м на чрезвычайном режиме 1355 л.с. Кроме того, из-за возросшего веса самолёта и вооружения были установлены усиленные стойки шасси, а также введены некоторые мелкие улучшения в конструкцию и оборудование.

Наступательное вооружение состояло из 4 пулемётов MG 17 и 2 пушек MG 151. Оборонительное вооружение также усилили заменой турельного пулемета MG 15 на спаренный MG 81Z. Под фюзеляжем были два держателя ETC 500, которые можно было заменить на две 20-мм пушки MG-151 (по 200 снарядов на ствол, такая модификация обозначалась как Ruestsatz/R M1).

Держатели на два 300-литровых бака под консолями можно было заменить на четыре держателя ETC 50/VIII для увеличения бомбовой нагрузки с 1000 до 1200 кг.

Для Bf 110G-2 применялись следующие полевые доработочные комплекты:
- G-2/R1: с 37-мм пушкой BK-3,7 (Flak-18) под фюзеляжем вместо демонтированных пушек MG 151. Боекомплект составлял 72 снаряда в магазинах по 6 штук, размещенных в фюзеляже у стрелка, который заряжал пушку вручную;
- G-2/R2: с системой форсирования GM1. На месте стрелка устанавливался бак на 440 кг закиси азота, при этом снималось бронирование задней части кабины и пулемёт MG-81Z;
- G-2/R3: вместо 4 носовых пулемётов MG-17 устанавливались 2 30 мм пушки MK.108 (по 135 снарядов на ствол)
- G-2/R4: доработанный одновременно по типу R1 и R3;
- G-2/R5: доработанный одновременно по типу R1, R2 и R3.

Всего построено 797 самолетов этой модификации. На Восточном фронте Bf-110 в основном использовался для ударов по наземным целям и как разведчик, однако некоторое время они использовались и как ночные истребители, например, в 10.(Nachtjagd)/ZG 1 (Тамань, аэр. Багерово).

Bf 110G-2/R1 пытались использовать как противотанковый самолет, однако быстро отказались от этой идеи из-за высокой уязвимости и трудностей эксплуатации с полевых аэродромов и перевели их в ПВО Рейха. 37-мм пушка оказалась эффективной при использовании против бомбардировщиков: одно попадание, как правило, приводило к уничтожению тяжёлого бомбардировщика В-17. С другой стороны, вес пушки и дополнительное сопротивление обтекателя делали Bf 110 крайне уязвимыми при встрече с истребителями сопровождения. Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf-110 были отозваны с Восточного фронта в части ПВО Германии.

  1. W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986

  2. «Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993

  3. А. Ларионов, Р. Мараев «Эсминец Геринга» Журнал «Авиация и Время», №5, 2010

  4. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 160..190 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 141..168 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 740 км/ч
Разрушающая перегрузка: 11 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 20,3 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 17,4 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 489 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим двигателя - боевой: 533 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6500 м, режим двигателя - боевой: 581 км/ч
 
Практический потолок: 10800 м
Скороподъёмность у земли: 15,6 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 14,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 10,7 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 23,5 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 31,2 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 4,0 ч, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 190..230 км/ч
Скорость на глиссаде: 210..230 км/ч
Скорость посадочная: 150..170 км/ч
Посадочный угол: 10,7 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на боевом режиме работы двигателя, время виража - на чрезвычайном.
 
Двигатель:
Модель: DB-605B
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1480 л.с.
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме на высоте 5600 м: 1360 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме у земли: 1310 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 5800 м: 1250 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2300 об/мин, 1,15 атмосфер
Боевой (до 30 минут): 2600 об/мин, 1,3 атмосфер
Чрезвычайный (до 1 минуты): 2800 об/мин, 1,42 атмосфер
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 100..102 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 115 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 70..80 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 85 °С
 
Высота переключения нагнетателя: гидромуфта 
 
Масса пустого самолёта: 5905 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 6335 кг
Стандартная масса: 7514 кг
Максимальная взлётная масса: 8928 кг
Максимальный запас топлива: 1003 кг / 1270 л
Максимальная полезная нагрузка: 3023 кг
 
Вооружение курсовое:
4 x 7,92мм пулемёт "MG 17", 1000 патронов, 1200 выстр/мин, носовой
20мм пушка "MG 151/20", 400 снарядов, 700 выстр/мин, носовая левая
20мм пушка "MG 151/20", 350 снарядов, 700 выстр/мин, носовая правая
2 x 20мм пушка "MG 151/20", 200 снарядов, 700 выстр/мин, носовая (модификация)
37мм пушка "BK3.7", 66 снарядов, 160 выстр/мин, носовая (модификация)
 
Вооружение оборонительное:
Заднее: 2 x 7.92мм пулемёта "MG 81", 750 патронов, 1600 выстр/мин
 
Вооружение бомбовое:
До 12 x 55 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 50"
До 2 x 249 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 250"
До 2 x 500 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 500"
1090 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 1000"
 
Длина: 12,1 м
Размах крыла: 16,3 м
Площадь крыла: 38,4 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: осень 1942
 
Особенности эксплуатации:
- Управление винтомоторной группой максимально автоматизировано: фактически для изменения тяги двигателей используются только РУДы. Обороты винтов, качество топливовоздушной смеси и передаточное число нагнетателей не требуют ручного управления в полёте.
- Водо- и маслорадиаторы имеют ручное управление створками. Управление радиаторами ступенчатое: створки водорадиаторов имеют 9 фиксированных положений, а створки маслорадиаторов имеют 5 фиксированных положений.
- Самолёт оборудован указателем топлива, который может показывать остаток топлива в каждом из баков. Выбор бака для индикации по-умолчанию производится комбинацией клавишь (RShift+I).
- Воздушные винты имеют режим флюгирования по потоку. Флюгирование винта применяется для уменьшения сопротивления от вращающегося винта в случае выхода двигателя из строя.
- Для уменьшения разворачивающего момента самолёта воздушным потоком от винтов при рулении по земле следует использовать "разнотяг" двигателей. Левому двигателю рекомендуется давать тягу на 20% больше, чем правому. Также можно переключаться в ручной режим управления шагом винтов и устанавливать винты на минимальный шаг.
- Самолёт оснащён триммерами руля направления и руля высоты.
- На самолёте установлены автоматические предкрылки. Они позволяют несколько увеличить критический угол атаки и сделать выход на режим сваливания более "мягким".
- Привод закрылков гидравлический. Закрылки можно выпустить на любой угол до 50°.
- Самолёт имеет автоматически управляемый стабилизатор, угол установки которого зависит от угла выпуска закрылков.
- Хвостовое колесо свободно ориентируемо, стопора не имеет. В связи с этим при движении по ВПП с большой скоростью на взлёте или посадке следует уверенно и аккуратно работать педалями, своевременно парируя стремление самолёта к развороту.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оснащён топливомером, который показывает остаток топлива в одном из четырёх баков, в зависимости от положения переключателя. В игре переключатель индикации остатка топлива переключается каждые 10 секунд при прямолинейном горизонтальном полёте. Также есть сигнальные лампы малого остатка топлива (50 литров) в баках.
- Конструкция самолёта не позволяет осуществлять полёт с открытым фонарём кабины. Фонарь необходимо закрывать перед взлётом.
- На самолёте установлен электросбрасыватель подвесного оружия, позволяющий выбирать точки подвески с которых будет произведён сброс (крыльевые, подфюзеляжная), а также количество бомб, которое будет сброшено с выбранной точки подвески (одна или все).
- Пушка BK37 имеет магазинное питание и перезаряжается стрелком-радистом по команде лётчика.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления маслорадиатором: закрыт
- рекомендуемое положение рукояти управления водорадиатором: закрыт
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: автоматическое управление шагом
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 15%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью 
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто на 50%
- набор высоты: открыто на 100%
- крейсерский полёт: открыто на 25% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто на 75%
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто на 50%
- набор высоты: открыто на 100%
- крейсерский полёт: открыто на 25% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто на 75%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 11,2 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 13,8 л/мин
Наверх