Fw 190 A-5 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Fw 190 A-5
История
Характеристики

В 1938 г., разочарованное дебютом первых серий Bf 109 в Испании, Техническое управление Люфтваффе предложило фирме «Фокке-Вульф» создать новый истребитель. Отличительной чертой нового самолёта, чей прототип поднялся в воздух 1 июня 1939 г., стало использование двигателя воздушного охлаждения и большого выпуклого фонаря кабины с минимумом металлических деталей переплёта. Самолёт отличался хорошей управляемостью и низкой нагрузкой на ручку управления при пилотировании. С осени 1940 г. по 1942 г. в строевые части поступали машины серий от A-0 до A-4.

В ноябре 1942 г. в производство передали новый вариант истребителя Fw 190А-5. Прототипом для А-5 послужил доработанный вариант A-3/U1, у которого переднюю секцию фюзеляжа удлинили на 150 мм, что существенно улучшило управляемость. Вооружение осталось прежним: две пушки MG151/20 в корневых частях крыла, две пушки MG/FF в консолях крыла и два синхронных пулемёта MG17 в носовой части фюзеляжа. Штурмовые модификации оснащались системой повышения мощности мотора, использующей дополнительный впрыск топлива C-3 (с октановым числом 96) для кратковременного экстренного увеличения максимальной скорости на высотах ниже 1000 м.

FW 190А-5 имел множество модификаций, часть из которых осталась на уровне прототипов:
- A-5/U2: ночной истребитель-бомбардировщик с увеличенной дальностью полёта. Он имел противоотражающие полосы на патрубках мотора, бомбодержатель под фюзеляжем и два держателя фирмы «Мессершмитт» под крылом для 300-литровых бензобаков. Вооружение - две пушки MG 151/20. Затем обозначался как FW 190G-2/N;
- A-5/U3: штурмовик (истребитель-бомбардировщик) также без пушек MG/FF. Имел три бомбодержателя - подфюзеляжный для 500 кг бомб и два подкрыльных для бомб в 250 кг, а также дополнительное бронирование. Позднее сменил обозначение на FW 190F-2. Имелся тропический вариант A-5/U3/tp (F-2tp);
- A-5/U4: истребитель-разведчик с двумя аэрофотоаппаратами Rb 12.5/7x9 и без пушек MG/FF. Имелся тропический вариант A-5/U4/tp;
- A-5/U8: истребитель-бомбардировщик с увеличенной дальностью полета и бомбодержателем ETC 501 под фюзеляжем. Прототип для серий G-1 (оснащен подкрыльевыми держателями фирмы «Юнкерс» для 300-литровых бензобаков) и G-2 (с держателями фирмы «Мессершмитт»). Вооружение: две пушки MG 151/20 в корневой части крыла;
- A-5/U9: опытный вариант с крупнокалиберными пулемётами MG 131 вместо MG 17 и пушками MG 151/20 вместо MG/FF. Построено два;
- A-5/U10: опытный вариант с пушками MG 151 во внешней части крыла вместо MG/FF. Построено два, которые стали прототипами для последующих серий;
- A-5/U11: опытный вариант, оснащенный подвесными пушками МК 103 вместо пушек MG/FF. Построен один прототип - позднее такой вариант вооружения использовался в полевом доработочном комплекте R3;
- A-5/U12: с двумя подвесными контейнерами с парой пушек MG 151 в каждом вместо пушек MG/FF, всего шесть пушек. Построено два самолёта;
- A-5/U13: с автопилотом. Построено три самолёта, ставших прототипами для модели G-3;
- A-5/U14 и A-5/U15: опытные варианты истребителей-торпедоносцев. Построено по одному самолету. После того как испытания закончились с неудовлетворительным результатом, U15 был использован для опытов с планирующей бомбой BV 246;
- A-5/U16: во внешней части крыла установлены пушки МК 108 вместо MG/FF для атак строёв бомбардировщиков. Построен один самолёт, впоследствии этот вариант вооружения использовался для комплекта R2;
- A-5/U17: штурмовик, прототип для серии F-3/R1 с бомбодержателем ETC 501 под фюзеляжем и четырьмя ETC 50 под консолями крыла под 50-кг бомбы.
На предыдущей модификации А-4 впервые для этого типа истребителей появились полевые доработочные комплекты:
- A-5/R3: с подвесными пушками МК 103 на месте пушек MG/FF.
- A-4/R6 (аналогичный применявшемуся на модификации А-4): истребитель, вооружённый двумя неуправляемыми реактивными снарядами Wfr.Gr.21. Подобные машины назывались в Люфтваффе «разрушителями строя». Эти реактивные 210-мм снаряды впервые применили летом 1943 г.

Опыт сочли успешным, но число пораженных снарядами самолётов противника оказалось невелико, так как снаряд имел дистанционный взрыватель, настраиваемый на земле. В бою лётчики с трудом определяли дистанцию до цели и неточно выбирали необходимое упреждение: расчёт делался на то, что поражение части бомбардировщиков группы осколками заставит их изменить курс и расстроить боевой порядок, а истребители, сбросив пусковые трубы ракет, вступят в бой, используя пушечное вооружение.

Еще на одном из A-5/R6 прошли испытания 280 мм реактивных снарядов Wfr.Gr.28, закончившиеся неудачно.

В период с ноября 1942 г. по июнь 1943 г. было выпущено 1752 истребителя модификации А-5.

Использованные источники:

  1. W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986

  2. «Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993

  3. А.Н. Медведь «Фокке-Вульф FW190» Арсенал-Пресс, 1993

  4. О. Растренин «Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность» журн. Авиация и Космонавтика, №3, 2014

  5. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 169..195 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 160..175 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 850 км/ч
Разрушающая перегрузка: 11 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 19,5°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 18,1°
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - чрезвычайный: 558 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - чрезвычайный: 578 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6400 м, режим двигателя - чрезвычайный: 658 км/ч
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 533 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - боевой: 558 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6000 м, режим двигателя - боевой: 622 км/ч
 
Практический потолок: 10600 м
Скороподъёмность у земли: 15,4 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 11,9 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 9,7 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 23,5 с, на скорости 280 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 35,5 с, на скорости 280 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 3,0 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..210 км/ч
Скорость на глиссаде: 205..215 км/ч
Скорость посадочная: 160..170 км/ч
Посадочный угол: 12,5°
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на боевом режиме работы двигателя, время виража - на чрезвычайном.
 
Двигатель:
Модель: BMW-801D
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1700 л.с.
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме на высоте 5700 м: 1440 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 700 м: 1520 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 5300 м: 1320 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2300 об/мин, 1,2 атмосфер
Боевой (до 30 минут): 2400 об/мин, 1,32 атмосфер
Чрезвычайный (до 3 минут): 2700 об/мин, 1,42 атмосфер
 
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 60..70 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 85 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 105 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 120 °С
Температура головок номинальная: 180 °С
Температура головок предельная: 220 °С
Высота переключения нагнетателя: автомат
 
Масса пустого самолёта: 3219 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 3401 кг
Стандартная масса: 3926 кг
Максимальная взлётная масса: 4648 кг
Максимальный запас топлива: 409 кг / 524 л
Максимальная полезная нагрузка: 1429 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 20мм пушка "MG 151/20", 250 снарядов, 700 выстр/мин, синхронизированная
2 x 7,92мм пулемёт "MG 17", 900 патронов, 1200 выстр/мин, синхронизированный
2 x 20мм пушка "MG FF", 90 снарядов, 540 выстр/мин, крыльевая (модификация)
4 x 20мм пушка "MG 151/20", 125 снарядов, 700 выстр/мин, подвесная (модификация)
 
Вооружение бомбовое:
До 8 x 55 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 50"
249 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 250"
500 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 500"
 
Длина: 8,85 м
Размах крыла: 10,51 м
Площадь крыла: 18,3 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: весна 1943
 
Особенности эксплуатации:
- Управление винтомоторной группой максимально автоматизировано: фактически для изменения тяги двигателя используется только РУД. Обороты винта, качество топливовоздушной смеси и температура масла не требуют ручного регулирования в полёте. Переключение скоростей нагнетателя также производится автоматически, высота переключения зависит от оборотов двигателя.
- На модификации самолёта U17 установлена система дополнительного впрыска топлива С3. При её включении наддув увеличивается до 1.65 атмосфер, ограничение по времени - 10 минут. Система включается командой форсажа двигателя, работает только при РУД в положении 100%, автоматическом режиме управления винтом, и при высотах менее 1 км.
- Выходные створки капота для воздушного охлаждения двигателя управляются вручную.
- Для уменьшения разворачивающего момента самолёта воздушным потоком от винта при рулении по земле следует переключаться в ручной режим управления шагом винта и устанавливать винт на минимальный шаг.
- При увеличении угла атаки до критических значений срыв потока с крыла происходит резко, почти без "предупреждающей тряски". Это требует повышенного внимания при энергичном маневрировании.
- На самолёте нет триммеров. Регулировка планера осуществляется на земле специальными регулировочными отгибными пластинами на рулях.
- Самолёт имеет переставной стабилизатор управляемый электромотором. Стабилизатор следует устанавливать на угол +1,5° перед взлётом и посадкой. Также можно пользоваться им как триммером, уменьшая усилия на ручке управления в полёте. Перед глубоким пикированием на большой скорости стабилизатор следует устанавливать так, чтобы для удержания самолёта в пикировании приходилось немного отдавать ручку управления "от себя".
- Посадочные щитки самолёта имеют 3 фиксированных положения: убраны, взлётное положение (13°) и посадочное положение (58°). Привод щитков электрический с кнопочным управлением. Угол выпуска щитков можно проконтролировать по шкалам на левой и правой консолях крыла, а также по сигнальным лампам расположенным рядом с РУД.
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" взятием РУС "на себя" от нейтрального положения. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, перед взлётом, а также при пробеге по ВПП на посадке.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оборудован указателем топлива, который может показывать остаток топлива в каждом из баков. Выбор бака для индикации по умолчанию производится комбинацией клавиш (RShift+I). Также есть сигнальная лампа аварийного остатка топлива 100 литров.
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса фонаря для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Система управления бомбодержателем позволяет сбрасывать бомбы только по одной.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления створками капота: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: автоматическое управление шагом
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления створками капота при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 50%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 30%
- бой: открыто 70%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 6,9 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 10,5 л/мин
Наверх