Hurricane Mk.II / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Hurricane Mk.II
История
Характеристики

Прошедшие испытания в 1935-1936 годах новые истребители фирмы «Хоукер» начали серийно выпускаться в 1937 году и поступили на вооружение под названием «Харрикейн» («Ураган»). К началу Второй Мировой «Харрикейны» были основными английскими истребителями в Метрополии и в составе Экспедиционных сил отправлены во Францию. Первые же бои с Bf 109-E показали, что немцы имеют полное преимущество и в скорости, и в мощности вооружения. Единственным преимуществом «Харрикейна» была маневренность: радиус разворота был меньше, чем у «Мессершмитта». Тем не менее, английские летчики сражались порой весьма успешно. В «Битве за Англию», к началу которой «Харрикейны» составляли почти половину английских истребителей, они использовались для борьбы с немецкими бомбардировщиками. После её завершения начались работы по модернизации машины: истребители были хорошо освоены промышленностью и Военное министерство стремилось продлить им жизнь.

Фюзеляж «Харрикейна» Mk.II имел смешанную конструкцию: на каркасе в виде сварной фермы из стальных труб крепились шпангоуты из фанеры и деревянные стрингеры. На них натягивалось пропитанное лаком полотно, закрывавшее заднюю часть фюзеляжа. В передней части каркас был дюралевым. Верхняя часть бортов кабины была фанерной, а нижняя из дюраля. Двигатель закрывался съёмными дюралевыми панелями. Крыло было цельнометаллическим с установленным внутри вооружением. Новый двигатель «Мерлин» XX мощностью в 1280 л.с. позволял развивать скорость 518 км/ч на высоте 4100 м.

«Харрикейн» Mk.II выпускался в нескольких вариантах:
Mk.IIА выпускался с сентября 1940 г. и имел вооружение из 8 пулемётов винтовочного калибра. Использовались Mk.IIА чаще всего в качестве ночных истребителей и дальних рейдов над морем.
Mk.IIВ выпускался с ноября 1940 г., для повышения огневой мощи число пулемётов увеличили до 12. Mk.IIВ впервые стали применяться как истребители-бомбардировщики: два бомбодержателя под крыльями могли нести по бомбе весом 250 фунтов (113,4 кг). Позднее бомбовую нагрузку увеличили до двух бомб по 500 фунтов.
Mk.IIС выпускался с мая 1941 г. и был вооружён четырьмя 20-мм пушками «Бритиш-Испано», установленными в крыле. Были внесены некоторые изменения в оборудование машины, он также мог нести бомбы. Использовался в основном как ночной истребитель и как истребитель-бомбардировщик, имелась модификация для палубной авиации Sea Hurricane IIC. Mk.IIС стал самой массовой модификацией: всего построено 4711 машин.
Mk.IID – противотанковый штурмовик, имел на вооружении две 40-мм пушки в подкрыльевых гондолах (по 15 снарядов на каждую) и два пристрелочных пулемёта. Большая часть выпущенных Mk.IID отправилась на Ближний Восток и была оснащена тропическими фильтрами. На самолёт ставились дополнительные комплекты бронирования, которые частично защищали мотор сбоку и снизу и водомаслорадиатор от огня снизу, но в частях их снимали полностью или частично, чтобы улучшить лётные характеристики. Появились пулестойкие стёкла в боковинах козырька и две бронеплиты на обоих бортах под козырьком, которые улучшали защиту лётчика от огня спереди-сбоку. Впервые IID применили в боях у Бир-Хакейма в 1942 г. Пушки эффективно поражали с малых высот немецкие и итальянские танки и бронеавтомобили, однако из-за слабого бронирования IID оказался очень уязвимым для огня с земли и для истребителей противника.
PR. Mk.II – разведывательный вариант самолёта с фотокамерами в крыле и подфюзеляжном контейнере. Обычно в них переделывали при ремонте в египетских мастерских другие модификации, в том числе IIC, снимая вооружение.

По британским данным, в СССР было отправлено 20 Mk.IIА, 1557 Mk.IIВ, 1009 Mk.IIС и 90 самолётов других серий. Необходимо заметить, что в 1941 г., когда в СССР было отправлено большинство машин, ВВС испытывали огромную потребность в современных самолётах. В сравнении с И-15 и даже с И-16 (хотя некоторые лётчики считали, что И-16 лучше) «Харрикейн» был шагом вперед, но к началу 1942 года он уступал немецким машинам по всем статьям и советские техники и инженеры пытались улучшить характеристики британского самолёта. Доработки вооружения выполнялись в полевых условиях, в ремонтных мастерских - пулемёты «Браунинг» заменялись на пушки ШВАК и 12,7-мм пулеметы УБК. Наиболее распространенным вариантом был вариант с установкой двух пушек ШВАК и двух пулемётов УБК. Устанавливались также направляющие для ракет РС-82, под крыльями монтировались держатели на две бомбы весом до 100 кг каждая. Броню «Харрикейна» заменяли на бронированные сиденья, демонтированные с И-16.

При всех своих недостатках «Харрикейны» помогли советским ВВС в самый тяжелый, начальный период войны.

Использованные источники:

  1. «Jane's Fighting Aircraft of World War II», 1989

  2. В. Котельников. «Истребитель Хоукер "Харрикейн". Герой Битвы за Британию и Восточного фронта», 2022

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 132...155 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 123...144 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 630 км/ч
Разрушающая перегрузка: 11,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 17,6 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 15,4 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +14: 466 км/ч (модификация)
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +12: 455 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 435 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 4200 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 514 км/ч 
Максимальная истинная скорость на высоте 6550 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 543 км/ч
 
Практический потолок: 11300 м
Скороподъёмность у земли: 14,0 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 13,5 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 10,2 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 16,8 с, на скорости 230 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 20,3 с, на скорости 230 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 3.3 ч, на скорости 260 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 150...180 км/ч 
Скорость на глиссаде: 150...185 км/ч 
Скорость посадочная: 115..135 км/ч
Посадочный угол: 10,0 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на режиме работы двигателя - обороты 2850 об/мин, наддув +9, время виража - на режиме - обороты 3000 об/мин, наддув +12.
 
Двигатель:
Модель: Merlin XX
Максимальная мощность на взлётном режиме (3000 об/мин, наддув +12, первая ступень нагнетателя) у земли: 1280 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты (2850 об/мин, наддув +9, первая ступень нагнетателя) на высоте 10000 футов: 1240 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты (2850 об/мин, наддув +9, вторая ступень нагнетателя) на высоте 17500 футов: 1175 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +12, первая ступень нагнетателя) на высоте 8500 футов: 1400 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +14, вторая ступень нагнетателя) на высоте 14750 футов: 1405 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 2650 об/мин, наддув +7
Режим набора высоты (до 1 часа): 2850 об/мин, наддув +9
Боевой (до 5 минут): 3000 об/мин, наддув +12/+14 (первая ступень нагнетателя/вторая ступень нагнетателя)
Боевой (до 5 минут): 3000 об/мин, наддув +12/+14 (первая ступень нагнетателя/вторая ступень нагнетателя) (модификация)
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 60..125 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 135 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 15..90 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 105 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 3960 м
 
Масса пустого самолёта: 2567 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2859 кг
Стандартная масса: 3225 кг
Максимальная взлётная масса: 3894 кг
Максимальный запас топлива: 317 кг / 441,5 л / 97,1 галлонов
Максимальная полезная нагрузка: 1327 кг
 
Вооружение курсовое:
8 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 324-338 патронов на ствол, всего 2676, 1150 выстр/мин, крыльевые
8 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 370-490 патронов на ствол, всего 3270, 1150 выстр/мин, крыльевые (модификация)
12 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 324-338 патронов на ствол, всего 3988, 1150 выстр/мин, крыльевые (модификация)
12 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 328-490 патронов на ствол, всего 4582, 1150 выстр/мин, крыльевые (модификация)
4 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 90 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, крыльевые (модификация)
2 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 650 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, крыльевые (модификация)
2 x 40,0мм пушка "Vickers Class S", 15 снарядов на ствол, 125 выстр/мин, крыльевые (модификация)
2 x 12,7мм пулемёт "УБ", 100 патронов на ствол, 1000 выстр/мин, крыльевые (модификация)
2 x 20мм пушка "ШВАК", 120 снарядов, 800 выстр/мин, крыльевые (модификация)
 
Вооружение бомбовое:
2x250 фунтовые осколочно-фугасные авиабомбы "250 lb. G.P."
2x500 фунтовые осколочно-фугасные авиабомбы "500 lb. G.P."
2 x 104 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-100М" (модификация)
 
Вооружение ракетное:
6 x 7 кг неуправляемых авиационных ракет "РОС-82", масса осколочно-фугасной боевой части 2,52 кг (модификация)
 
Длина: 9,82 м
Размах крыла: 12,19 м
Площадь крыла: 23,92 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: осень 1940
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 3960 м.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта. 
- Регулировка температуры воды и масла осуществляется вручную, путём открытия и закрытия створки радиаторов.
- Самолёт оборудован указателем топлива, который может показывать остаток топлива в каждом из баков. Выбор бака для индикации по-умолчанию производится комбинацией клавишь (RShift+I).
- Самолёт оснащён триммером руля высоты и руля направления.
- Привод посадочных щитков гидравлический. Щитки можно выпустить на любой угол до 80°. Ограничение по скорости с выпущенными щитками - 120 миль в час.
- Самолёт не имеет стопора хвостового колеса.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД на малый газ. 
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса фонаря для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён верхним и нижним строевыми огнями, которые могут включаться как по отдельности, так и одновременно.
- Прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до цели.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
- Система управления крыльевыми бомбодержателями позволяет выполнять бомбометание как по одной, так и по две бомбы.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электросбрасыватель, который позволяет осуществлять пуск ракет по одной, по две или по четыре в серии.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами: открыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: автоматическое управление шагом
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 15%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиатором капота при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 60%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт:открыто 40%
- бой:открыто 80%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 6,0 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 9,9 л/мин
Наверх