В 1925 г., когда при помощи французских фирм был построен авиазавод в Брашове, Румыния вошла в состав стран, выпускающих самолёты. История же этой машины началась с закупки в Польше лицензии на цельнометаллический истребитель-моноплан PZL Р-11f. Самолёт представлял собой высокоплан с крылом типа «чайка», неубирающимся шасси и открытой кабиной пилота. Его развитием стал истребитель PZL Р-24Е, строившийся в Румынии с 1937 г. по лицензии. Румынской авиации требовался более современный истребитель, и в 1937 г. румынские конструкторы приступили к разработке такого самолёта, который должен был заменить польские модели. В 1939 г. опытная машина была построена и облётана, после чего запущена в серийное производство.
IAR 80 являлся одноместным скоростным монопланом с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию. Элероны и закрылки (выпускаемые гидравликой) имели трубчатый каркас, обшитый полотном. Фюзеляж был смешанной конструкции. Передняя часть до кабины состояла из ферменного трубчатого каркаса, а задняя представляла классический полумонокок со шпангоутами и стрингерами. Хвостовое оперение имело подкосы снизу стабилизатора. На самолёте стоял вариант выпускаемого в Румынии по лицензии французского двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор» мощностью в 900 л.с. и вооружение из 4 бельгийских пулемётов Браунинга в крыле. Основным недостатком оказался плохой обзор вперёд из-за удлиненной передней части фюзеляжа, особенно опасный на взлёте и посадке. Это объясняется размещением топливных и масляного баков непосредственно за мотором, перед кабиной пилота.
В ходе серийного строительства в конструкцию IAR-80 вносили изменения, связанные как с полученным опытом эксплуатации, так и с увеличением его боевой эффективности. Например, количество пулемётов увеличили с 4 до 6, позднее установили и более мощный двигатель - из-за него на первых самолетах 95-й серии фюзеляж пришлось усилить расположенным сразу за кабиной пилота дюралевым «поясом» (позднее фюзеляж модифицировали).
На самолетах IAR 80 сер. 106-130 выпуска 1941 г. стоял двигатель IAR-K14-1001А взлётной мощностью 1025 л.с. с винтом изменяемого шага. Конструкцию задней части фюзеляжа усилили накладными поясами. Как и на самолётах предыдущей серии, были установлены бронированное стекло в передней части фонаря, броня на спинке сиденья летчика и новый прицел. В результате масса самолёта возросла, а максимальная скорость даже упала. Вооружение состояло из 6 пулемётов, а под крылом за каждой стойкой шасси установили по бомбодержателю для 50 кг бомбы. 25 самолетов серий 106-130 поступили в войска уже во время войны против Советского Союза. С 1943 г. все самолеты с вооружением из 6 пулемётов получили обозначение IAR 80A.
К операции «Барбаросса» румынские летчики готовились вместе с немецкими. В преддверии нападения 8-я авиагруппа (аналог нашего авиаполка, только из трех эскадрилий) перебазировалась на приграничные аэродромы и 22 июня 1941 года начала выполнение боевых заданий. Далее к 8-й присоединилась 7-я авиагруппа, и в составе 4-го воздушного флота Люфтваффе румынские летчики обеспечивали продвижение 3-й и 4-й румынских армий сперва по территории Бессарабии, а потом по Украине. Прикрывая румынские части, истребители участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолеты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти, защищая от налётов нефтепромыслы.
IAR-80A разных серий провоевали до 1944 года, когда их начали повсеместно заменять на более современные модели.
1. Radu Brinzan«Iar.80 and Iar.81: Airframe, Systems and Equipment» 2011 г
2. А. Хаустов. «Made in Romania Истребитель IAR 80». Журнал «Авиация и время» №6, 2002 г
3.Материалы сайта airwar.ru