I.A.R. 80-B / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
I.A.R. 80-B
История
Характеристики

В 1925 г., когда при помощи французских фирм был построен авиазавод в Брашове, Румыния вошла в состав стран, выпускающих самолёты. История же этой машины началась с закупки в Польше лицензии на цельнометаллический истребитель-моноплан PZL Р-11f. Самолёт представлял собой высокоплан с крылом типа «чайка», неубирающимся шасси и открытой кабиной пилота. Его развитием стал истребитель PZL Р-24Е, строившийся в Румынии с 1937 г. по лицензии. Румынской авиации требовался более современный истребитель, и в 1937 г. румынские конструкторы приступили к разработке такого самолёта, который должен был заменить польские модели. В 1939 г. опытная машина была построена и облётана, после чего запущена в серийное производство.

IAR 80 являлся одноместным скоростным монопланом с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию. Элероны и закрылки (выпускаемые гидравликой) имели трубчатый каркас, обшитый полотном. Фюзеляж был смешанной конструкции. Передняя часть до кабины состояла из ферменного трубчатого каркаса, а задняя представляла классический полумонокок со шпангоутами и стрингерами. Хвостовое оперение имело подкосы снизу стабилизатора. На самолёте стоял вариант выпускаемого в Румынии по лицензии французского двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор» мощностью в 900 л.с. и вооружение из 4 бельгийских пулемётов Браунинга в крыле. Основным недостатком оказался плохой обзор вперёд из-за удлиненной передней части фюзеляжа, особенно опасный на взлёте и посадке. Это объясняется размещением топливных и масляного баков непосредственно за мотором, перед кабиной пилота. В ходе серийного строительства в конструкцию IAR-80 вносили изменения, связанные как с полученным опытом эксплуатации, так и с увеличением его боевой эффективности.

Война показала некоторую слабость вооружения IAR-80, особенно в действиях против советских Ил-2. В результате в 1942 г. создали модификацию IAR-80В, на которой ближайшую к корню крыла пару пулемётов заменили на крупнокалиберные. Кроме того, самолёты оборудовали держателями для двух топливных баков.

Третью серийную модификацию IAR-80В – серии 212-230 – первоначально планировалось использовать как пикирующие истребители-бомбардировщики (IAR 81), поэтому она имела усиленный фюзеляж. Тем не менее, их выпустили как истребители. На машинах этой серии использовались все внедрённые ранее новинки: усилено бронирование кресла пилота, установлена новая радиостанция, увеличен размах крыла. Управление вооружением (четырьмя пулемётами винтовочного калибра с увеличенным боекомплектом и двумя крупнокалиберными) было раздельным, электрическим, двумя кнопками на ручке управления самолётом. Под крылом подвешивались 2 подвесных бака по 100 л. Было выпущено 19 самолётов 212 серии.

К операции «Барбаросса» румынские летчики готовились вместе с немецкими. В преддверии нападения 8-я авиагруппа (аналог нашего авиаполка, только из трех эскадрилий) перебазировалась на приграничные аэродромы и 22 июня 1941 года начала выполнение боевых заданий. Далее к 8-й присоединилась 7-я авиагруппа, и в составе 4-го воздушного флота Люфтваффе румынские летчики обеспечивали продвижение 3-й и 4-й румынских армий сперва по территории Бессарабии, а потом по Украине. Прикрывая румынские части, истребители участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолеты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти, защищая от налётов нефтепромыслы.

Прикрывая румынские части, истребители участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолеты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти, защищая от налётов нефтепромыслы. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции с сентября 1944 г. они воевали уже против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.

IAR-80 участвовали в боях до 1945 года, хотя их и пытались заменять на более современные самолёты.

1. Radu Brinzan «Iar.80 and Iar.81: Airframe, Systems and Equipment» 2011 г

2. А. Хаустов. «Made in Romania Истребитель IAR 80». Журнал «Авиация и время» №6, 2002 г

3.Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 151..162 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 143..151 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 750 км/ч
Разрушающая перегрузка: 12 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 16,0°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 13,8°
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинальный: 427 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - чрезвычайный: 447 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 4700 м, режим двигателя - номинальный: 504 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3800 м, режим двигателя - чрезвычайный: 509 км/ч
 
Практический потолок: 10500 м
Скороподъёмность у земли: 13,9 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 13,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 9,4 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 17,8 с, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1,9 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 150...180 км/ч
Скорость на глиссаде: 200...220 км/ч
Скорость посадочная: 170...180 км/ч
Посадочный угол: 14.2 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и дана на номинальном режиме работы двигателя, время виража - на чрезвычайном.
 
Двигатель:
Модель: I.A.R. 14 K. IV. C-32
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1050 л.с.
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме на высоте 2700 м: 1100 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме у земли: 930 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 3200 м: 1000 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время не ограничено): 2300 об/мин, наддув 850 мм.рт.ст. 
Чрезвычайный (до 3 минут): 2300 об/мин, наддув 935 мм.рт.ст. 
 
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 40..110 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 120 °С
 
Масса пустого самолёта: 2093 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2522 кг
Стандартная масса: 2745 кг
Максимальная взлётная масса: 3030 кг
Максимальный запас топлива: 324 кг / 450 л
Максимальная полезная нагрузка: 1050 кг
 
Вооружение курсовое:
4 x 7.92мм пулемётов "FN Browning 7.92 mod 1938", 1600 патронов, 1500 выстр/мин, крыльевые
2 x 13.2мм пулемёта "FN Browning 13.2", 350 патронов, 1080 выстр/мин, крыльевые
 
или (модификация):
4 x 7.92мм пулемётов "FN Browning 7.92 mod 1938", 1600 патронов, 1500 выстр/мин, крыльевые
2 x 20мм пушки "MG FF", 120 патронов, 530 выстр/мин, крыльевые
 
или (модификация):
2 x 7.92мм пулемёта "FN Browning 7.92 mod 1938", 1400 патронов, 1500 выстр/мин, крыльевые
2 x 20мм пушки "MG 151/20", 350 патронов, 700 выстр/мин, крыльевые
 
Вооружение бомбовое (модификация):
2 x 55 кг осколочно-фугасные авиабомбы "SC 50"
249 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 250"
 
Длина: 8,97 м
Размах крыла: 11,0 м
Площадь крыла: 16,5 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: осень 1942 г.
 
Особенности эксплуатации:
- На самолёте нет регулятора постоянных оборотов винта. Управление винтом осуществляется ручным изменением шага винта с помощью переключателя на приборной доске. В игре используются команды на увеличение и уменьшение шага винта [по умолчанию RShift + +/-].
- Из-за отсутствия автоматического регулятора постоянных оборотов, следует внимательно следить за оборотами винта, особенно при пикировании - из-за раскрутки винта при разгоне возможно превышение допустимых оборотов и выход двигателя из строя.
- Самолёт не имеет указателя температуры головки цилиндров - только указатель температуры масла.
- Маслорадиатор самолёта I.A.R. 80-B не имеет регулирования. В модификации I.A.R. 80-C и I.A.R. 81-C добавляется второй, регулируемый маслорадиатор.
- Самолёт имеет триммер руля высоты для снятия нагрузки на ручку управления.
- Управление смесью автоматизировано, автомат поддерживает заданный состав смеси и автоматически обогащает её на малом и полном газу. Оптимальная смесь задаётся средним положением рычага управления.
- Привод закрылков гидравлический, их можно выпустить на любой угол до 75°. В модификации пикирующего бомбардировщика полностью выпущенные закрылки используются как тормозные щитки. Указатель положения закрылков отсутствует.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён гидростатическим указателем топлива, который показывает общее количество топлива при втягивании и удерживании поршня ручного насоса [по умолчанию RShift+I].
- Для сброса бомб необходимо включить систему управления сбросом [по умолчанию клавиша N]. Сброс бомб осуществляется нажатием клавижи "огонь из всех орудий". После сброса необходимо вручную отключить систему.
- При включении системы на сброс автоматически выпускаются закрылки в качестве воздушного тормоза. Закрылки убираются автоматически или при нажатии на кнопку сброса, или при выключении системы.
- Система управления сбросом позволяет сбрасывать или центральную бомбу, или все бомбы залпом.
- Прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до цели.
- В версии пикирующего бомбардировщика регулируется наклон прицела [по умолчанию RAlt + F].
- Прицел имеет сдвижной светофильтр [по умолчанию LAlt + F].
- Фонарь не может быть открыт на скоростях более 250 км/ч, так как зажат потоком набегающего воздуха. На версии I.A.R. 80/81-С установлена аварийная пневматическая система открытия фонаря, позволяющая открыть фонарь на большей скорости.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: 50% (автоматическое управление смесью)
- рекомендуемое положение рукояти управления створками капота: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: тяжелый винт
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 0%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: 50% (автоматическое управление смесью)
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления створками капота при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 20% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 50%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 6,9 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 7,7 л/мин
Наверх