В 1925 г., когда при помощи французских фирм был построен авиазавод в Брашове, Румыния вошла в состав стран, выпускающих самолёты. История же этой машины началась с закупки в Польше лицензии на цельнометаллический истребитель-моноплан PZL Р-11f. Самолёт представлял собой высокоплан с крылом типа «чайка», неубирающимся шасси и открытой кабиной пилота. Его развитием стал истребитель PZL Р-24Е, строившийся в Румынии с 1937 г. по лицензии. Румынской авиации требовался более современный истребитель, и в 1937 г. румынские конструкторы приступили к разработке такого самолёта, который должен был заменить польские модели. В 1939 г. опытная машина была построена и облётана, после чего запущена в серийное производство.
IAR 80 являлся одноместным скоростным монопланом с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию. Элероны и закрылки (выпускаемые гидравликой) имели трубчатый каркас, обшитый полотном. Фюзеляж был смешанной конструкции. Передняя часть до кабины состояла из ферменного трубчатого каркаса, а задняя представляла классический полумонокок со шпангоутами и стрингерами. Хвостовое оперение имело подкосы снизу стабилизатора. На самолёте стоял вариант выпускаемого в Румынии по лицензии французского двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор» мощностью в 900 л.с. и вооружение из 4 бельгийских пулемётов Браунинга в крыле. Основным недостатком оказался плохой обзор вперёд из-за удлиненной передней части фюзеляжа, особенно опасный на взлёте и посадке. Это объясняется размещением топливных и масляного баков непосредственно за мотором, перед кабиной пилота. В ходе серийного строительства в конструкцию IAR-80 вносили изменения, связанные как с полученным опытом эксплуатации, так и с увеличением его боевой эффективности.
Война показала некоторую слабость вооружения IAR-80, особенно в действиях против советских Ил-2. В результате в 1942 г. создали модификацию IAR-80В, на которой ближайшую к корню крыла пару пулемётов заменили на крупнокалиберные. Кроме того, самолёты оборудовали держателями для двух топливных баков.
Третью серийную модификацию IAR-80В – серии 212-230 – первоначально планировалось использовать как пикирующие истребители-бомбардировщики (IAR 81), поэтому она имела усиленный фюзеляж. Тем не менее, их выпустили как истребители. На машинах этой серии использовались все внедрённые ранее новинки: усилено бронирование кресла пилота, установлена новая радиостанция, увеличен размах крыла. Управление вооружением (четырьмя пулемётами винтовочного калибра с увеличенным боекомплектом и двумя крупнокалиберными) было раздельным, электрическим, двумя кнопками на ручке управления самолётом. Под крылом подвешивались 2 подвесных бака по 100 л. Было выпущено 19 самолётов 212 серии.
К операции «Барбаросса» румынские летчики готовились вместе с немецкими. В преддверии нападения 8-я авиагруппа (аналог нашего авиаполка, только из трех эскадрилий) перебазировалась на приграничные аэродромы и 22 июня 1941 года начала выполнение боевых заданий. Далее к 8-й присоединилась 7-я авиагруппа, и в составе 4-го воздушного флота Люфтваффе румынские летчики обеспечивали продвижение 3-й и 4-й румынских армий сперва по территории Бессарабии, а потом по Украине. Прикрывая румынские части, истребители участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолеты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти, защищая от налётов нефтепромыслы.
Прикрывая румынские части, истребители участвовали в Сталинградской битве, но уже с января 1943 года все самолеты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти, защищая от налётов нефтепромыслы. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции с сентября 1944 г. они воевали уже против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии.
IAR-80 участвовали в боях до 1945 года, хотя их и пытались заменять на более современные самолёты.
1. Radu Brinzan «Iar.80 and Iar.81: Airframe, Systems and Equipment» 2011 г
2. А. Хаустов. «Made in Romania Истребитель IAR 80». Журнал «Авиация и время» №6, 2002 г
3.Материалы сайта airwar.ru