Истребитель Ла-5 появился в 1942 г, когда на планер истребителя ЛаГГ-3 установили вместо мотора водяного охлаждения более мощный мотор воздушного охлаждения КБ Швецова М-82. Причины появления этой машины просты: ЛаГГ получился более тяжелым по сравнению с Яком, а моторы на истребителях стояли одинаковые. В то же время после прекращения постройки Су-2 имелось большое количество выпущенных для него двигателей М-82 и их установка сулила прибавку в 300 л.с. и повышение живучести при попаданиях пуль и снарядов в двигатель. Хотя лобовое сопротивление самолёта за счет большего миделя двигателя возрастало, но рост мощности перекрывал рост сопротивления, позволяя получить большую скорость и скороподъёмность.
Ла-5 восьмой серии - одномоторный деревянный низкоплан. Как и у ЛаГГ-3 и предшествующих модификаций Ла-5, основным конструкционным материалом планера была сосна. Для изготовления лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали склеивали. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного как одно целое с килем. Особенностью конструкции первых серий Ла-5 было наличие дополнительной обшитой металлом опалубки от 5-го шпангоута перед кабиной, которая делала сечение фюзеляжа из овального круглым.
Кабина пилота закрывалась сдвижным фонарём, стопорящимся в открытом и закрытом положениях. На машинах 8-й серии охлаждение кабины по-прежнему оставалось недостаточным из-за плохой теплоизоляции противопожарной перегородки и бортов кабины, поэтому тепло от мотора и выхлопных коллекторов поступало в кабину летчика, что приводило к сильному повышению температуры в полёте.
Серийные истребители имели маслорадиаторы больших, чем прототип, размеров. В верхней части обтекателя двигателя появился воздухозаборник карбюратора, увеличились проходное сечение выхлопных коллекторов и размеры обтекателей над казенниками пушек. Начиная с самолетов 8-й серии полный комплект радиостанции РСИ-4 стали устанавливать на каждую вторую машину (это было связано с переходом на новую тактическую единицу — пару истребителей).
Двигатель М-82А развивал максимальную мощность на форсаже у земли 1700 л.с. и 1335 л.с. на высоте 5300 м на номинальном режиме. Вооружение самолета составляли 2 синхронные пушки ШВАК, при необходимости под крыло можно установить два бомбодержателя для подвески бомб весом в 50 или 100 кг.
Всего было построено, по некоторым данным, 200 самолетов производственных серий со 2-й по 8-ю. Самолеты 8-й серии впервые появились на фронте в сентябре 1942 г. Относительно количества Ла-5 в советских ВВС на Сталинградском фронте можно судить по отчётам 8-й Воздушной Армии за сентябрь-октябрь 1942 года, которая включала 18 истребительных полков, из которых девять были вооружены Як-1, три - Як-7, один - Curtiss P-40, один ЛаГГ-3 и четыре Ла-5. Но уже к концу года ВВС стали получать достаточное количество новых машин, чтобы части, вооруженные Ла-5, превратились из редкости в правило. Лётчики 5 гвардейского истребительного полка отмечали: «В воздушных боях с фашистскими самолетами Ла-5 показал себя исключительно с хорошей стороны. Машина проста в пилотировании, устойчива и вынослива.»
Несмотря на высокие летные характеристики, Ла-5 имел немало так и не устранённых дефектов, а главное, «лётчиков мучила африканская жара в кабине, а подошвы сержантских кирзачей спекались и трескались после десяти полетов».
Ла-5 принимали участие в боях с августа 1942 г. по лето 1943 г., после чего их заменили более совершенные варианты.
1. С. Иванов «Ла-5» Война в воздухе № 69 2001 г.
2. «Ла-5» журнал «История самолета» №1 2006 г
3. Материалы сайта airwar.ru