Ла-5 8 серии / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Ла-5 8 серии
История
Характеристики

Истребитель Ла-5 появился в 1942 г, когда на планер истребителя ЛаГГ-3 установили вместо мотора водяного охлаждения более мощный мотор воздушного охлаждения КБ Швецова М-82. Причины появления этой машины просты: ЛаГГ получился более тяжелым по сравнению с Яком, а моторы на истребителях стояли одинаковые. В то же время после прекращения постройки Су-2 имелось большое количество выпущенных для него двигателей М-82 и их установка сулила прибавку в 300 л.с. и повышение живучести при попаданиях пуль и снарядов в двигатель. Хотя лобовое сопротивление самолёта за счет большего миделя двигателя возрастало, но рост мощности перекрывал рост сопротивления, позволяя получить большую скорость и скороподъёмность.

Ла-5 восьмой серии - одномоторный деревянный низкоплан. Как и у ЛаГГ-3 и предшествующих модификаций Ла-5, основным конструкционным материалом планера была сосна. Для изготовления лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали склеивали. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного как одно целое с килем. Особенностью конструкции первых серий Ла-5 было наличие дополнительной обшитой металлом опалубки от 5-го шпангоута перед кабиной, которая делала сечение фюзеляжа из овального круглым.

Кабина пилота закрывалась сдвижным фонарём, стопорящимся в открытом и закрытом положениях. На машинах 8-й серии охлаждение кабины по-прежнему оставалось недостаточным из-за плохой теплоизоляции противопожарной перегородки и бортов кабины, поэтому тепло от мотора и выхлопных коллекторов поступало в кабину летчика, что приводило к сильному повышению температуры в полёте.

 Серийные истребители имели маслорадиаторы больших, чем прототип, размеров. В верхней части обтекателя двигателя появился воздухозаборник карбюратора, увеличились проходное сечение выхлопных коллекторов и размеры обтекателей над казенниками пушек. Начиная с самолетов 8-й серии полный комплект радиостанции РСИ-4 стали устанавливать на каждую вторую машину (это было связано с переходом на новую тактическую единицу — пару истребителей).

Двигатель М-82А развивал максимальную мощность на форсаже у земли 1700 л.с. и 1335 л.с. на высоте 5300 м на номинальном режиме. Вооружение самолета составляли 2 синхронные пушки ШВАК, при необходимости под крыло можно установить два бомбодержателя для подвески бомб весом в 50 или 100 кг.

Всего было построено, по некоторым данным, 200 самолетов производственных серий со 2-й по 8-ю. Самолеты 8-й серии впервые появились на фронте в сентябре 1942 г. Относительно количества Ла-5 в советских ВВС на Сталинградском фронте можно судить по отчётам 8-й Воздушной Армии за сентябрь-октябрь 1942 года, которая включала 18 истребительных полков, из которых девять были вооружены Як-1, три - Як-7, один - Curtiss P-40, один ЛаГГ-3 и четыре Ла-5. Но уже к концу года ВВС стали получать достаточное количество новых машин, чтобы части, вооруженные Ла-5, превратились из редкости в правило. Лётчики 5 гвардейского истребительного полка отмечали: «В воздушных боях с фашистскими самолетами Ла-5 показал себя исключительно с хорошей стороны. Машина проста в пилотировании, устойчива и вынослива.»

Несмотря на высокие летные характеристики, Ла-5 имел немало так и не устранённых дефектов, а главное, «лётчиков мучила африканская жара в кабине, а подошвы сержантских кирзачей спекались и трескались после десяти полетов».

Ла-5 принимали участие в боях с августа 1942 г. по лето 1943 г., после чего их заменили более совершенные варианты.

1. С. Иванов «Ла-5» Война в воздухе № 69 2001 г.

2. «Ла-5» журнал «История самолета» №1 2006 г

3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 165..183 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 147..162 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 720 км/ч
Разрушающая перегрузка: 10 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 22,7 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 15,1 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - форсированный: 550 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - форсированный: 575 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6200 м, режим двигателя - номинал: 595 км/ч
 
Практический потолок: 9700 м
Скороподъёмность у земли: 19 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 14,0 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 8,8 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 21,7 с, на скорости 290 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 32,0 с, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1,9 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..200 км/ч
Скорость на глиссаде: 200..210 км/ч
Скорость посадочная: 150..160 км/ч
Посадочный угол: 13 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на форсированном режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: М-82
Максимальная мощность на форсированном режиме у земли: 1700 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме у земли: 1400 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 2100 м: 1550 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 5400 м: 1335 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2400 об/мин, 950 мм рт.ст.
Форсированный (до 5 минут): 2400 об/мин, 1140 мм рт.ст.
 
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 55..90 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 125 °С
Температура головок номинальная: 140..210 °С
Температура головок предельная: 250 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 3500 м
 
Масса пустого самолёта: 2648 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2928 кг
Стандартная масса: 3353 кг
Максимальная взлётная масса: 3593 кг
Максимальный запас топлива: 370 кг / 521 л
Максимальная полезная нагрузка: 945 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 20мм пушка "ШВАК", 170 снарядов, 800 выстр/мин, синхронизированная
 
Вооружение бомбовое:
2 x 50 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-50св"
2 x 104 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-100М"
 
Длина: 8,672 м
Размах крыла: 9,8 м
Площадь крыла: 17,51 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: сентябрь 1942
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель самолёта имеет форсажный режим. Для использования форсажа необходимо нажать включатель форсажа и увеличить наддув до 1140 мм рт.ст.
- Регулятор наддува на самолёте работает лишь как ограничитель наддува. Регулятор ограничивает номинальный наддув 950 мм рт.ст., а при включении форсажа регулятор ограничивает давление наддува 1140 мм рт.ст.
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 3500 м.
- Высотный корректор при установке рычага в максимально заднее положение автоматически поддерживает оптимальную топливовоздушную смесь с увеличением высоты полёта. Перемещение рычага вперёд позволяет обеднять смесь для снижения расхода топлива на маршруте.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Створки маслорадиатора, а также входные и выходные створки капота для воздушного охлаждения двигателя управляются вручную.
- Жалюзи (входные створки) капота двигателя должны быть всегда открыты. Закрывать их следует только при опасности переохладить двигатель - например, при снижении с большой высоты на малом газе.
- Самолёт оснащён триммерами во всех трёх каналах управления.
- На самолёте установлены автоматические предкрылки, это позволяет несколько увеличить критический угол атаки и сделать выход на режим сваливания более "мягким".
- Привод посадочных щитков гидравлический. Щитки можно выпустить на любой угол до 60°.
- Хвостовое колесо свободно ориентируемо, стопора не имеет. В связи с этим при движении по ВПП с большой скоростью на взлёте или посадке следует уверенно и аккуратно работать педалями, своевременно парируя стремление самолёта к развороту.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён топливомером, показывающим общий остаток топлива.
- Фонарь кабины имеет слабый фиксатор открытого положения, поэтому при пикировании с открытым фонарём фонарь может самопроизвольно закрыться. На высоких скоростях полёта фонарь невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Самолёт не оборудован системой аварийного сброса фонаря, поэтому для покидания лётчиком самолёта в полёте необходимо предварительно сбросить скорость.
- Система управления крыльевыми бомбодержателями позволяет сбрасывать бомбы только по две.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: 100%
- рекомендуемое положение рукояти управления створками капота: открыто
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 5%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: 100% (автоматическое управление смесью)
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления входными створками капота (жалюзи) при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто
- набор высоты: открыто
- крейсерский полёт: открыто
- бой: открыто
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления выходными створками капота при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 20% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 60%
 
3.3 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 50%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 20% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 50%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 9,7 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 11,1 л/мин
Наверх