Истребитель Ла-5 появился в 1942 году, когда на планер истребителя ЛаГГ-3 установили вместо мотора водяного охлаждения более мощный мотор воздушного охлаждения М-82. Даже с новым мотором самолёт имел худшие характеристики, чем основные немецкие истребители, поэтому КБ Швецова работало над повышением мощности двигателя и к 1943 г. в производство пошёл форсированный вариант с непосредственным впрыском топлива. Самолёт с этим двигателем взлетел 15 марта 1943 г. и немедленно был запущен в производство. От серии к серии Ла-5ФН постоянно совершенствовался.
Ла-5ФН второй серии - одномоторный деревянный низкоплан. Как и у ЛаГГ-3 и предшествующих модификаций Ла-5, основным конструкционным материалом планера была сосна. Для изготовления лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали самолета склеивали. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного как одно целое с килем. Кабина пилота закрывалась сдвижным фонарем, стопорящимся в открытом и закрытом положениях - на самолётах 2 серии ещё не было механизма аварийного сброса фонаря. Внешне самолет отличался от Ла-5Ф новым воздухозаборником нагнетателя, новыми створками системы охлаждения двигателя. Створки капота крепились на одной рояльной петле в верхней части, рядом с воздухозаборником нагнетателя, на борту фюзеляжа стояла жаропрочная панель. В этой серии увеличили площадь руля высоты, внесли изменения в систему поперечного управления и сделали ряд других мелких изменений.
Двигатель М-82ФН развивал максимальную мощность у земли 1850 л.с. на форсаже и 1460 л.с. на высоте 4800 м на номинальном режиме. Вооружение не изменилось и составляло 2 синхронные пушки ШВАК, при необходимости под крыло можно было установить 2 бомбодержателя для подвески бомб весом в 50 или 100 кг.
Войсковые испытания первых серий новых Лавочкиных прошли в воздушных боях на Курской дуге. Хорошая скорость и отличная маневренность истребителя на малых высотах, на которых в основном шли бои на Восточном фронте, стали неприятным сюрпризом для Люфтваффе. По мнению командира 2-го истребительного авиакорпуса, впоследствии начальника НИИ ВВС генерала А. С. Благовещенского, Ла-5ФН в 1943 г. был лучшим истребителем в ВВС. Но небрежно выполненный фонарь кабины, отчего лётчику при отсутствии механизма аварийного сброса могло не хватить сил сдвинуть его в полёте, а также некоторые производственные дефекты снижали боевые качества машины.
Тем не менее, достоинства самолёта перевешивали его недостатки и в 1944 г. было изготовлено 3826 истребителей Ла-5ФН. Если взять критерием эффективности истребителя соотношение сбитых самолётов противника к числу собственных потерь, в качестве достоверного примера можно рассмотреть результаты 4-й Воздушной Армии за 1944 год. Ла-5 выполнили 4161 вылет и приняли участие в 270 воздушных боях, в которых было сбито 177 самолетов противника и потеряно 27 своих. Отношение побед к потерям составляет 6,55:1. Для сравнения – то же самое соотношение для истребителей Яковлева было 4:1.
Ла-5ФН были быстро списаны после победы - самолёт деревянной конструкции не подходил для длительной эксплуатации в условиях мирного времени.
Чехословакия стала единственной кроме СССР страной, имевшей на вооружении истребители Ла-5ФН. В ВВС Чехословакии Ла-5ФН получили обозначение S-95 и продолжали эксплуатироваться даже после снятия истребителей этого типа с вооружения в СССР.
1. С. Иванов «Ла-5» Война в воздухе № 69 2001 г.
2. «Ла-5» журнал «История самолета» №1 2006 г
3. Материалы сайта airwar.ru