Опыт боевых действий в Испании привел итальянское командование, как и советское, к выводу о необходимости перевооружения авиации на более современные модели истребителей. В 1939 г. в серию были запущены истребители Fiat CR.42 «Falco», Fiat G.50 «Freccia» и Macchi C.200 «Saetta» с двигателем Fiat A.74 RC.38 воздушного охлаждения. Однако первые же воздушные бои с новейшими французскими и английскими истребителями показали, что эти машины уступают противникам по всем характеристикам: одной из причин был установленный на них слабый двигатель с большим лобовым сопротивлением, а своих авиадвигателей водяного охлаждения Италия не выпускала. Поэтому в начале 1940 г. компания «Макки» приобрела экземпляр немецкого рядного двигателя Daimler-Benz DB 601, к тому моменту уже успешно использовавшегося на истребителе Bf 109. Главный конструктор фирмы Марио Кастольди с группой инженеров в инициативном порядке разработал под него новый истребитель, получивший обозначение M.C.202. Самолёт разрабатывался на базе истребителя M.C.200, который отличался хорошей управляемостью и технологичностью в производстве.
M.C.202 «Folgore» («Молния») был цельнометаллическим истpебителем-перехватчиком. Заново сконструированный компактный фюзеляж отличался аэродинамической чистотой. Прочная конструкция фюзеляжа и крыльев имела гладкую клепку на всех поверхностях и тщательное «зализывание» всех поверхностей. Мощность двигателя жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601, выпускаемого по лицензии фирмой «Альфа Ромео» под обозначением R.A.1000 RC41, составляла 1175 л.с. (1100 л.с. на боевом режиме на высоте 3700 м). Охлаждение мотора было хорошо продумано и включало, кроме водяного охлаждения с несколькими насосами для воды, дополнительные воздухозаборники для подачи воздуха к головкам цилиндров. Истребитель имел закрытый фонарь кабины, откидывающийся в сторону, и короткий верхний гаргрот, который служил заголовником и капотажной дугой. Уникальной особенностью самолёта было асимметричное крыло: для компенсации вращательного момента двигателя левая консоль на 21 см длиннее правой.
От первых машин самолёты VIII серии отличались вооружением: кроме двух крупнокалиберных пулемётов в носовой части фюзеляжа, начиная с VI серии в консолях крыла устанавливались ещё два пулемёта винтовочного калибра.
В 1942 г. было построено 50 самолетов VIII серии, начавших поступать на фронт с июня.
«Фольгоре» стал для итальянских ВВС первым истребителем по-настоящему мирового уровня. Превосходная аэродинамика, высокая скорость и маневренность в сочетании с отличной скороподъемностью и комфортностью пилотирования ставили его в один ряд с лучшими истребителями начального периода Второй мировой. M.C.202 использовался в боях в Африке, в небе над Мальтой, Сицилией и Италией.
В сентябре 1942 г. для пополнения частей итальянских ВВС на Восточном фронте в СССР было отправлено 12 M.C.202, которые вошли в состав 21-й истребительной группы, вооружённой в основном M.C.200. Самолёты равномерно распределили между эскадрильями. Эти подразделения участвовали в наступлении 8-й итальянской армии к Дону и обороне под Сталинградом. M.C.202 вели борьбу с советскими истребителями Як и ЛаГГ, поддерживали свои войска штурмовыми действиями. С августа 1941 по январь 1943 г. M.C.200 и 202 совершили в целом 6361 вылет на завоевание воздушного превосходства, поддержку войск и штурмовку.
Использованные источники:
-
Gianni Cattaneo «The Macchi C.202» Aircraft Profile, 28 1965
-
«С. Кедров «"Macchi" - заядлые вояки (Итальянские истребители Марио Кастольди)» Журнал «Крылья Родины» №6 1999
-
Материалы сайта airwar.ru