Me 410 A-1 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Me 410 A-1
История
Характеристики

Первые же воздушные бои выявили огромное количество недостатков у состоявшего на вооружении Люфтваффе тяжёлого двухмоторного истребителя Bf 110, поэтому было решено создать новый самолет, лишенный его недостатков. Им должен был стать Me 210. Ещё заранее, до постройки прототипа, заказанный в количестве 1000 штук, Me 210 оказался настолько плох, что его сняли с производства после постройки трети заказанных машин. Тогда конструкторы Мессершмитта решили модифицировать конструкцию самолета. Так появился вариант Ме-210 с удлиненным фюзеляжем, крылом с предкрылками и двигателями DB-603A в удлиненных мотогондолах. Лётные характеристики новой модификации улучшились настолько, что его решили принять на вооружение под новым названием Me 410 «Hornisse» (Шершень). Прототип Me-410 поднялся в воздух в конце 1942 г.

Me 410A-1 представлял собой двухместный двухмоторный низкоплан цельнометаллической конструкции со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси. В передней части фюзеляжа находился отсек вооружения, за ним - кабина экипажа, состоящего из пилота и стрелка-радиста. Под кабиной был расположен бомбоотсек, закрываемый двустворчатым люком. За кабиной экипажа распологался отсек вооружения, в котором на дистанционно управляемых (!) стрелком-радистом лафетах FDSL 131 по бортам были установлены 2 оборонительных крупнокалиберных пулемёта.

Наступательное стрелковое вооружение включало две 20-мм пушки и два пулемёта. Поскольку Me 410A-1 в первую очередь рассматривался как скоростной бомбардировщик (истребитель-бомбардировщик), в его бомбоотсеке можно было разметить разнообразный набор бомб – одну 1000 кг или две 500 кг или восемь 50 кг бомб при нормальной нагрузке в 500 кг. При использовании в качестве пикировщика на самолет ставился прицел Stuvi 5В.

Me 410A-1 стал базой для многочисленных конверсий с помощью заводских доработочных наборов:
- A-1/U-1: фоторазведчик без 7,92-мм пулемётов, оснащенный фотокамерой (Rb 20/30, 50/30 или 75/30);
- A-1/U2: тяжёлый истребитель, на месте бомбоотсека устанавливался контейнер вооружения WB-151 с двумя 20-мм пушками MG-151 (по 250 снарядов на каждую);
- A-1/U4: тяжёлые истребители, поступившие в 25-ю испытательную команду, получили одну 50-мм пушку BK-5 (22 снаряда), использовавшуюся вместе с прицелом ZFR 4a.

К концу апреля 1943 г. Люфтваффе приняли уже 48 Ме-410А-1. Эти самолеты применялись на разных фронтах с мая и вплоть до окончания войны. Me 410A-1 использовались в качестве ночных истребителей, тяжёлых истребителей, истребителей-бомбардировщиков. Они наносили удары по объектам в Англии, блокировали британские аэродромы, перехватывали союзные бомбардировщики и осуществляли сопровождение дальних морских разведчиков. Над Британскими островами Ме 410 впервые появился в июне 1943 г. Самолет оказался весьма сложным для перехвата даже для скоростных истребителей «Москито».

Использованные источники:

  1. W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986

  2. «Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993

  3. С. Иванов «Messershmitt Me 210/410» Война в воздухе №123 2004 г

  4. «Война в воздухе» №123, 2004 гМатериалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 191...224 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 163...194 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 750 км/ч
Разрушающая перегрузка: 9,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 16,6 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 13,9 °
 
Характеристики с двигателем DB-603A:
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 498 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - боевой: 549 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6300 м, режим двигателя - боевой: 591 км/ч
 
Практический потолок: 10100 м
Скороподъёмность у земли: 11,6 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 10,4 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 7,5 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 27,3 с, на скорости 310 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 34,0 с, на скорости 310 км/ч по прибору
 
Характеристики с двигателем DB-603Aa:
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 495 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - боевой: 545 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 7800 м, режим двигателя - боевой: 587 км/ч
 
Практический потолок: 10400 м
Скороподъёмность у земли: 11,3 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 10,0 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 6,9 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 27,6 с, на скорости 310 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 34,7 с, на скорости 310 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 6.6 ч, на скорости 290 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 180...200 км/ч 
Скорость на глиссаде: 210...240 км/ч 
Скорость посадочная: 160..190 км/ч
Посадочный угол: 14,0 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости и скороподъемности даны для стандартной массы самолёта, время виража - для 50% топлива.
Примечание 4: скороподъемность дана на боевом режиме работы двигателя, время виража - на чрезвычайном.
 
Двигатель:
Модель: DB-603A
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1750 л.с.
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме на высоте 5700 м: 1620 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме у земли: 1580 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 5700 м: 1510 л.с.
 
Модель: DB-603Aa
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1670 л.с.
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме на высоте 7300 м: 1450 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме у земли: 1510 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 7200 м: 1370 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2300 об/мин, 1,2 атмосфер
Боевой (до 30 минут): 2500 об/мин, 1,3 атмосфер
Чрезвычайный (до 1 минуты): 2700 об/мин, 1,4 атмосфер
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 100..102 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 115 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 70..80 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 85 °С
 
Высота переключения нагнетателя: гидромуфта 
 
Масса пустого самолёта: 7861 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 8412 кг
Стандартная масса: 10244 кг
Максимальная взлётная масса: 11412 кг
Максимальный запас топлива: 1776 кг / 2400 л
Максимальная полезная нагрузка: 3551 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 7,92мм пулемёт "MG 17", 1000 патронов, 1200 выстр/мин, носовые
2 x 13мм пулемёт "MG 131", 550 патронов, 900 выстр/мин, носовые (модификация)
2 x 20мм пушка "MG 151/20", 350 снарядов, 700 выстр/мин, носовые
2 x 20мм пушка "MG 151/20", 250 снарядов, 700 выстр/мин, носовые (модификация)
4 x 20мм пушка "MG 151/20", 150 снарядов, 700 выстр/мин, носовые (модификация)
2 x 30мм пушка "MK 103", 110/115 снарядов, 400 выстр/мин, носовые (модификация)
50мм пушка "BK5", 22 снаряда, 50 выстр/мин, носовая (модификация)
 
Вооружение оборонительное:
2 x 13мм пулемёт "MG 131", 500 патронов, 900 выстр/мин
 
Вооружение бомбовое:
8 x 66 кг осколочных авиабомб "SD 70"
2 x 249 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 250"
500 кг осколочно-фугасная авиабомба "SС 500"
1000 кг фугасная авиабомба "SB1000/410"
 
Вооружение ракетное:
Четыре ракеты WGr.21 в сбрасываемых пусковых контейнерах (модификация)
 
Длина: 12,48 м
Размах крыла: 16,35 м
Площадь крыла: 36,2 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: весна 1943
 
Особенности эксплуатации:
- Управление винтомоторной группой максимально автоматизировано: фактически для изменения тяги двигателя используется только РУД. Обороты винта, качество топливовоздушной смеси, передаточное число нагнетателя и температура масла не требуют ручного регулирования в полёте.
- Регулировка температуры воды осуществляется вручную, путём открытия и закрытия створок радиаторов.
- Самолёт оснащён триммером руля высоты, руля направления и элеронов.
- Самолёт имеет тормозные щитки щелевого типа, расположенные над и под крылом. Тормозные щитки используются для бомбометания с глубокого пикирования.
- Закрылки самолёта имеют 3 фиксированных положения: убраны, взлётное положение (20°) и посадочное положение (50°). Привод закрылков гидравлический с кнопочным управлением. Угол выпуска можно проконтролировать по сигнальным лампам, расположенным рядом с РУД. Ограничение по скорости с выпущенными щитками - 300 км/ч.
- На самолёте установлены автоматические предкрылки. Они позволяют несколько увеличить критический угол атаки и сделать выход на режим сваливания более "мягким".
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" при помощи рычага в кабине лётчика. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, а также перед взлётом и посадкой.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Конструкция самолёта не позволяет осуществлять полёт с открытым фонарём кабины. Фонарь необходимо закрывать перед взлётом. Также есть система аварийного сброса фонаря для покидания лётчиками самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён нижними строевыми огнями, которые включаются одновременно.
- Самолёт оснащен бомбовым прицелом Stuvi 5B для пикирующего бомбометания. Пилот должен установить высоту цели над уровнем моря (RShift + Period/Semicolon) и скорость ветра (RAlt + Period/Semicolon) перед вводом самолёта в пикирование.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
- На самолёте установлен электросбрасыватель подвесного оружия, позволяющий сбрасывать бомбы или по одной, или сразу все.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электросбрасыватель, который позволяет осуществлять пуск ракет по одной, по две или по четыре в серии.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления водорадиатором: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: автоматическое управление шагом
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 15%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиаторами при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 50%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 50% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 50%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 14,8 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 20,0 л/мин
Наверх