Mosquito F.B. Mk.VI ser.2 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Mosquito F.B. Mk.VI ser.2
История
Характеристики

Создание самолётов типа «Москито» началось с идеи Де Хевиленда о полностью деревянном скоростном двухдвигательном бомбардировщике без оборонительного вооружения, единственной защитой которого от истребителей противника стала бы скорость. Несмотря на кажущуюся абсурдность этой идеи, она оказалась хорошо продуманной и, главное, вполне рабочей. Проектирование самолета началось в 1939 г. и уже 1 марта 1940 г. пилотируемый Джеффри де Хевилендом-младшим, одним из троих сыновей основателя фирмы, «Москито» поднялся в первый полёт. На базе имевшего хорошие скоростные характеристики и неплохую маневренность бомбардировщика практически сразу создали дальний двухмоторный истребитель.

Истребитель-бомбардировщик Mosquito FB.Mk.VI был разработан на базе истребительной модификации Mosquito F Mk.II. Первый полёт прототип самолёта выполнил 1 июня 1942 года, а в феврале 1943 года были выпущены первые серийные машины (серийный выпуск задержался в связи с необходимостью разработки нового усиленного крыла с узлами подвески дополнительных бензобаков, бомб и реактивных снарядов).

Mosquito FB.Mk.VI ser.2 представлял собой двухмоторный высокоплан с экипажем из 2 человек. В конструкции самолёта применялась толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренним из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх полотном. Это позволило достичь требуемой прочности при малом весе конструкции. На машинах 2-й серии стояли двигатели водяного охлаждения «Мерлин» 25, предназначенные для полётов на малых и средних высотах, с взлётной мощностью по 1620 л.с. и максимальной мощностью 1500 л.с. на высоте 2896 м.

Стрелковое вооружение включало четыре пушки под полом кабины и четыре пулемёта калибра .303 в носу. На этой модификации под консолями крыла можно было подвесить на пилонах две бомбы весом 113 или 227 кг, или два 450-л подвесных бака, или неуправляемые ракеты. Еще две бомбы весом 113 или 227 кг размещались в бомбовом отсеке.

FB.Mk.VI стал одним из главных ударных самолетов Великобритании и заслужил титул легенды за его скорость и точность бомбометания. Модификация Mk.VI 2-й серии стала самой массовой - было выпущено 2192 машины.

Самолёты «Москито» применялись в английских ВВС для выполнения «точечных» бомбометаний, а также использовались как целеуказатели при ночных бомбардировках. Истребители-бомбардировщики «Москито» наносили ночные и дневные удары по аэродромам и железнодорожным составам на территории оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Нидерландов. FB.Mk.VI внесли свой вклад и в борьбу с немецким «чудо-оружием», уничтожая пусковые установки и склады самолётов-снарядов Фау-1 и ракет Фау-2. Кроме того, FB.Mk.VI использовались как дальние истребители для уничтожения ударных самолетов противника над морем и вражеской территорией.

От других бомбардировщиков и многоцелевых самолётов «Москито» отличался в лучшую сторону очень высокой прицельной точностью бомбометания. Потери среди «Москито» были одними из самых низких из всех самолётов Второй Мировой Войны - 16 на 1000 вылетов.

Самолеты FB.Mk.VI состояли также на вооружении ВВС Канады, Франции, Австралии, Чехословакии, Израиля и Югославии.

Использованные источники:

  1. «Mosquito : De H's Beautiful Bomber» Air International №01 1983

  2. «Английские военные самолеты Второй Мировой войны» АСТ Астрель 2002

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 179...208 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 157...183 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 690 км/ч
Разрушающая перегрузка: 8,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 18,3 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 15,3 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +25: 598 км/ч (модификация)
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +18: 548 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +18: 577 км/ч 
Максимальная истинная скорость на высоте 3900 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +18: 603 км/ч
 
Практический потолок: 8700 м
Скороподъёмность у земли: 9,4 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 9,8 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 6,7 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 26,4 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 35,5 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 5.3 ч, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 200...230 км/ч 
Скорость на глиссаде: 200...240 км/ч 
Скорость посадочная: 150...175 км/ч
Посадочный угол: 13,0 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на режиме работы двигателя - обороты 2850 об/мин, наддув +9, время виража - на режиме - обороты 3000 об/мин, наддув +18.
 
Двигатель:
Модель: Merlin 25
Максимальная мощность на взлётном режиме (3000 об/мин, наддув +18, первая ступень нагнетателя) у земли: 1620 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты (2850 об/мин, наддув +9, первая ступень нагнетателя) на высоте 9250 футов: 1210 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты (2850 об/мин, наддув +9, вторая ступень нагнетателя) на высоте 16000 футов: 1135 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +18, первая ступень нагнетателя) на высоте 2000 футов: 1640 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +18, вторая ступень нагнетателя) на высоте 9500 футов: 1500 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +25, первая ступень нагнетателя) у земли: 1950 л.с. (модификация)
Максимальная мощность на боевом режиме (3000 об/мин, наддув +25, вторая ступень нагнетателя) на высоте 4000 футов: 1800 л.с. (модификация)
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 2650 об/мин, наддув +7
Режим набора высоты (до 1 часа): 2850 об/мин, наддув +9
Боевой (до 5 минут): 3000 об/мин, наддув +18
Боевой (до 5 минут): 3000 об/мин, наддув +25 (модификация)
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 60..125 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 135 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 15..90 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 105 °С
 
Высота переключения нагнетателя: автомат с возможностью принудительного включения первой скорости
 
Масса пустого самолёта: 6676 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 7463 кг
Стандартная масса: 9026 кг
Максимальная взлётная масса: 10194 кг
Максимальный запас топлива: 1479,1 кг / 2060 л / 453 галлонов
Максимальная полезная нагрузка: 3518 кг
 
Вооружение курсовое:
4 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 500 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, носовые
4 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 780 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, носовые (модификация)
4 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 150 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, носовые
4 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 175 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, носовые (модификация)
2 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 500 или 780 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, носовые (модификация)
57мм пушка "Molins Class M", 25 снарядов, 55 выстр/мин, носовая (модификация)
 
Вооружение бомбовое:
До 4x250 фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "250 lb. M.C."
До 2x500 фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "500 lb. M.C."
 
Вооружение ракетное:
До 8x25 фунтовых бронебойных ракет "RP-3 A.P. 25 lb. mk.II" (модификация)
До 8x60 фунтовых полу-бронебойных ракет "RP-3 S.A.P. 60 lb. mk.II" (модификация)
 
Длина: 12,55 м
Размах крыла: 16,51 м
Площадь крыла: 41,81 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: весна 1943
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем, который не требует ручного управления. Возможно принудительное включение первой скорости нагнетателя.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Воздушные винты имеют режим флюгирования по потоку. Флюгирование винта применяется для уменьшения сопротивления от вращающегося винта в случае выхода двигателя из строя.
- Регулировка температуры воды и масла осуществляется вручную, путём открытия и закрытия створки радиаторов.
- Самолёт оснащён триммером руля высоты, руля направления и элеронов.
- Привод закрылков гидравлический. Закрылки можно выпустить на любой угол до 45°. Ограничение по скорости с выпущенными закрылками - 150 миль в час.
- Самолёт не имеет стопора хвостового колеса.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД в положение менее 1/4 хода.
- Конструкция двери кабины предусматривает систему аварийного сброса двери для покидания лётчиками самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён передним и нижним строевыми огнями, а также огнями низкой интенсивности.
- Прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до цели.
- Для облегчения прицеливания ракетами на прицеле Mk.IIL (модификация) предусмотрена возможность смещения визирной линии до 5 градусов вниз (комбинации клавиш Right Shift + Semicolon / Right Shift + Period по-умолчанию).
- Система управления бомбодержателями позволяет выполнять бомбометание по одной, по две или выполнить сброс всех бомб в одной серии.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электросбрасыватель, который позволяет осуществлять пуск ракет по две или сразу всех в серии. При установке сдвоенных направляющих и выборе режима пуска ракет по две запускаются сразу четыре с разных направляющих (нижние ракеты запускаются первыми).
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: легкий винт (100%)
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 15%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто
- набор высоты: открыто
- крейсерский полёт: закрыто
- бой: открыто
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 11,8 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 21,6 л/мин
Наверх