P-38J-25 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
P-38J-25
История
Характеристики

В 1937 г. Авиационный корпус Армии США объявил конкурс на двухмоторный высотный истребитель-перехватчик, который выиграла фирма «Локхид» с весьма оригинальным проектом самолёта двухбалочной схемы. Прототип взлетел 27 января 1939 г., а с 1941 г. в строй вступили первые истребители Р-38D (в то время в США первым боеготовым моделям самолетов сразу присваивали индекс D), получившие в Англии название «Lightning» («Молния»). Машина стала во многом знаковой:

  • это был первый серийный боевой самолет фирмы «Локхид»;

  • первый двухмоторный перехватчик, поступивший на вооружение авиации США;

  • первый в мире истребитель с носовой стойкой шасси;

  • на нём впервые в США использовалось соединение обшивки с помощью потайных заклепок в стык;

  • он впервые получил каплевидный фонарь кругового обзора;

  • он первым среди американских истребителей сбил немецкий самолёт во Второй мировой войне;

  • это первый американский истребитель, достигший Берлина;

  • и первый самолёт союзников, совершивший посадку на территории Японии после её капитуляции.

Будучи первым во многом, самолёт не мог не иметь недостатков, но по мере накопления боевого и эксплуатационного опыта все они устранялись и в середине 1943 г. в серию пошла модификация P-38J. Она выпускалась в различных модификациях, самой совершенной из которых стала P-38J-25.

P-38J-25 «Лайтнинг» представлял собой одноместный двухмоторный двухбалочный цельнометаллический моноплан с трёхстоечным шасси. Крыло состояло из центроплана и двух отъемных консолей. В центроплане монтировались мягкие топливные баки, а также на нём крепилась центральная гондола. В передней части гондолы располагался отсек вооружения и ниша передней стойки шасси, а в задней - кабина пилота с каплеобразным прозрачным фонарем. Бронирование кабины состояло из набора бронеплит, прикрывавших пилота спереди и сзади. Хвостовые балки собирались из трёх отсеков. Передний отсек каждой из них выполнялся зацело с центропланом и служил для установки двигателя. В верхней задней части отсека размещалась турбокомпрессорная установка. В средних отсеках хвостовых балок монтировались радиаторы системы охлаждения двигателей. На P-38J изменили конструкцию системы охлаждения и установили новые воздухозаборники радиаторов охлаждения более совершенной аэродинамической формы. Задние отсеки служили для крепления оперения. Начиная с P-38J-15, освободившееся от промежуточных охладителей место в передней части консолей крыла заняли дополнительные топливные баки общей ёмкостью 416 литров, но их устанавливали не на все P-38J: самолёты с дополнительными баками маркировались крестиком красного цвета, который наносился на фюзеляже рядом с табличкой завода-изготовителя.

Более ранние модели страдали от потери управляемости во время пикирования на большой скорости, поэтому на P-38J были установлены специальные щитки, позволявшие быстро и безопасно выйти из пикирования. Бустерные усилители элеронов сделали P-38J-25 одним из наиболее маневренных истребителей мира.

Двигательная установка включала два мотора жидкостного охлаждения Allison V-1710-89/91, каждый из которых развивал мощность 1425 л.с. вплоть до высоты 7200 м. Для компенсации крутящего момента двух двигателей, их валы вращались в разные стороны, поэтому его левая и правая модификация обозначались по-разному.

Стрелковое вооружение состояло из 20-мм пушки и четырёх крупнокалиберных пулемётов. Расположение всего оружия в носу самолёта без необходимости синхронизации с пропеллером позволило добиться высокой мощности залпа и точности стрельбы. Под центропланом могли быть подвешены бомбы либо подвесные баки.

Истребители Р-38 широко применялись ВВС США в годы Второй мировой войны, особенно активно на Тихом океане. Стоит отметить, что именно на Р-38 «Лайтнинг» летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории военной американской авиации — Томас Макгуайр (38 побед) и Ричард Айра Бонг (40 сбитых). P-38 использовался также для выполнения множества других задач, в том числе бомбометания с пикирования и с горизонтального полета, проведения ночных операций, фоторазведки. В Европе «Лайтнинг» пользовался меньшей популярностью и применялся в основном для ударных операций.

Интересно, что это был единственный истребитель, который производили с момента нападения на Перл-Харбор до самого конца войны. Всего было построено 2970 самолётов модификации P-38J.

Использованные источники:

  1. Francillon «Lockheed aircraft since 1913» —1987

  2. «American Warplanes of World War II» by David Donald, 1995 г

  3. С. Иванов «Р-38 Lightning Фотоархив» Война в воздухе №103 2004 г

  4. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 179..220 км/ч (111..137 миль/ч)
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 149..185 км/ч (93..115 миль/ч)
 
Предельная скорость в пикировании: 725 км/ч (450 миль/ч)
Разрушающая перегрузка: 9,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 14,1°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 11,5°
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - чрезвычайный: 557 км/ч (346 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 7860 м (25800 фут), режим двигателя - чрезвычайный: 674 км/ч (419 миль/ч)
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 540 км/ч (336 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 8500 м (27890 фут), режим двигателя - боевой: 670 км/ч (416 миль/ч)
 
Практический потолок: 12350 м (40500 футов)
 
Скороподъёмность на чрезвычайном режиме:
Скороподъёмность у земли: 20,4 м/с (4020 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 3000 м (9843 фут): 19,1 м/с (3758 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 6000 м (19685 фут): 15,0 м/с (2953 фут/мин)
 
Скороподъёмность на боевом режиме:
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (2518 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 3000 м (9843 фут): 11,5 м/с (2258 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 6000 м (19685 фут): 9,4 м/с (1844 фут/мин)
 
Время виража предельного по тяге у земли: 20,0 с, на скорости 310 км/ч (195 миль/ч) по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м (9843 фут): 28,3 с, на скорости 320 км/ч (200 миль/ч) по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м (9843 фут): 5,8 ч, на скорости 350 км/ч (217 миль/ч) по прибору
 
Скорость взлётная: 160..175 км/ч (100..110 миль/ч)
Скорость на глиссаде: 185..210 км/ч (115..130 миль/ч)
Скорость посадочная: 150..175 км/ч (95..110 миль/ч)
Посадочный угол: 7,0 ° 
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для самолёта со стандартным вооружением и 70% заправкой.
Примечание 4: время виража дано на чрезвычайном режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: Allison V-1710-89 (левый) и V-1710-91 (правый)
Мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1550 л.с.
Мощность на чрезвычайном режиме на высоте 7860 м (25800 фут): 1505 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 2600 об/мин, 44 дюйм рт.ст.
Боевой (до 15 минут): 3000 об/мин, 54 дюйм рт.ст.
Чрезвычайный (до 5 минут): 3000 об/мин, 60 дюйм рт.ст.
 
Предельные обороты турбонагнетателя без ограничения по времени: 24000 об/мин
Предельные обороты турбонагнетателя с ограничением по времени до 15 минут: 26400 об/мин
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 85 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 105 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 105 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 115 °С
 
Высота переключения нагнетателя: одна ступень
 
Масса пустого самолёта: 6356 кг (14013 фунт)
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 6662 кг (14687 фунт)
Стандартная масса: 7890 кг (17395 фунт)
Максимальная взлётная масса: 10113 кг (22295 фунт)
Максимальный запас топлива: 1132 кг (2496 фунт) / 1575 л (416 гал)
Максимальная полезная нагрузка: 3757 кг (8282 фунт)
 
Вооружение курсовое:
20мм пушка "M2", 150 снарядов, 650 выстр/мин, носовые
4 x 12,7мм пулемёт "M2 .50", 300 патронов, 850 выстр/мин, носовые
Возможно увеличение боекомплекта до 500 патронов на ствол.
 
Вооружение бомбовое:
До шести 500-фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "M64"
До четырёх 1000-фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "M65"
До двух 2000-фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "M66"
 
Вооружение ракетное:
6 x неуправляемых авиационных ракет "M8" в двух сбрасываемых контейнерах "M10"
 
Длина: 10,89 м (35,73 фут)
Размах крыла: 15,85 м (52 фут)
Площадь крыла: 30,4 кв.м (327 кв. фут)
 
Начало участия в боевых действиях: 1944
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель самолёта, кроме одноступенчатого приводного нагнетателя, не требующего ручного управления, также оснащён турбонагнетателем, управляемым автоматически.
- Турбонагнетатель работает за счёт энергии давления выхлопных газов мотора (противодавления). Противодавление задаётся с помощью автомата, связанного с рычагом управления двигателем в кабине лётчика, и поддерживается тем же автоматом с помощью дроссельной заслонки на выхлопном патрубке.
- Следует учитывать, что обороты турбонагнетателя изменяются достаточно медленно и с некоторой задержкой после перемещения рычага управления двигателем. Например, перед разбегом после перевода рычага управления двигателем во взлётное положение следует дождаться раскрутки компрессора турбонагнетателя и роста наддува до взлётного (54 дюйма), несколько секунд удерживая самолёт на тормозах.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси при нахождении рычага управления смесью в положении Auto Rich (70% хода рычага). Для снижения расхода топлива на маршруте можно воспользоваться режимом поддержания обедненного состава смеси, для чего необходимо установить рычаг в положение Auto Lean (30% хода рычага). Максимальное обогащение смеси осуществляется установкой рычага в положение Full Rich (рычаг полностью вперёд) и используется только при отказе автоматического регулирования состава смеси. Для остановки двигателя рычаг высотного корректора необходимо передвинуть полностью назад, в положение Idle Cut Off.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта с помощью электропривода. Также возможно отключить регулятор и управлять шагом винта вручную. Винты можно зафлюгировать.
- Лампы контроля малого остатка топлива включаются при нажатии и удерживании специальной кнопки (по умолчанию команда RShift+I).
- Самолёт оснащён триммерами руля высоты и рулей направления.
- Привод закрылков гидравлический. Закрылки можно выпустить на любой угол до 40°. Также имеется фиксированное "маневренное" положение закрылков, для перевода в которое нужно произвести короткое нажатие на клавишу выпуска ("F" по умолчанию).
- Самолёт оборудован гидроусилителями элеронов, благодаря чему даже на большой скорости для отклонения элеронов необходимы небольшие усилия и самолёт сохраняет высокую угловую скорость крена. Гидроусилители включаются с помощью крана на левом борту кабины - их можно использовать при давлении в гидросистеме не менее, чем 1200 psi, поэтому при одном работающем моторе их следует выключить. В симуляторе гидроусилители включаются и выключаются автоматически.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оборудован стояночным тормозом.
- Сигнальная лампа шасси загорается, если шасси находится ни в выпущенном, ни в убранном положении. Также выпуск передней стойки контролируется по её отражению в зеркалах на внутренних частях мотогондол и по падению давления в гидросистеме при выпуске или уборке стоек.
- Самолёт оснащён сигнальными лампами малого остатка топлива во внешних крыльевых баках (расходуются в первую очередь), и отдельными топливомерами для левой и правой пары баков.
- Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Боковые форточки кабины можно открыть в полёте, но это может привести к сильной тряске самолёта.
- Самолёт оборудован электробомбосбрасывателем. Бомбы сбрасываются слева или справа по одной, или парой с двух сторон сразу.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электрощиток, который позволяет осуществлять пуск ракет по одной, по две, по три, или сразу все в серии с задержкой 0,1 секунды. Также ракетные контейнеры можно сбросить.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: Auto Rich (автоматическое управление смесью)
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами/створками капота: автоматическое управление радиаторами
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 0%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 20%
- перед рулением необходимо снять самолёт со стояночного тормоза
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: Auto Rich (автоматическое управление смесью)
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами/створками капота при различных режимах полёта: автоматическое управление радиаторами/створками капота
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 15,2 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 24,1 л/мин
Наверх