P-51D-15 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
P-51D-15
История
Характеристики

В 1940 г. англичане предложили фирме «Норт Америкэн авиэйшн» выпускать по лицензии фирмы «Кертис» истребитель P-40 для Великобритании, но представители «Норт Америкен» сумели доказать, что быстро создадут и запустят в производство более совершенную машину собственной конструкции. В конце 1940 г. прототип нового истребителя NA-73 взлетел в воздух, а в апреле 1941 г. была выпущена первая серийная машина, получившая в Англии наименование «Мустанг» I. 
Быстро выявился основной недостаток самолета, связанный с установленным на нём низковысотным двигателем «Аллисон»: имея отличные характеристики на малых высотах, машина теряла все преимущества, поднимаясь выше - из-за этого первые машины использовались как штурмовики и разведчики.Но требовались высотные истребители, и на «Мустанг» было решено установить высотный английский двигатель «Мерлин». Американцы, узнав о таких работах англичан, решили поступить аналогично и закупили лицензию на производство этих моторов. В результате установки этого двигателя появилась модификация P-51B/С. По мере выпуска самолет совершенствовался и в результате появилась самая знаменитая модификация «Мустанга»  - P-51D (NA-111/122).
P-51D-15 представлял собой одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным ламинарным крылом. Внешне самолёт значительно отличался от прежних модификаций каплевидным беспереплётным фонарём кабины лётчика с полным отсутствием гаргрота для улучшения обзора назад. Срезанный гаргрот привёл к уменьшению боковой поверхности задней части фюзеляжа, что отрицательно сказалось на курсовой устойчивости. Для противодействия этому явлению на более поздних модификациях самолета появился небольшой форкиль, который также устанавливался и на более ранние модели во время плановых доработок или ремонта. Защита лётчика включала переднее бронестекло и бронеспинку сиденья с заголовником. 
На P-51D-15 устанавливался двигатель фирмы Паккард V-1650-7, развивавший мощность 1720 л.с. на чрезвычайном боевом режиме.
Вооружение этой модификации составляли шесть крупнокалиберных пулемётов в консолях крыла, причём подачу патронов изменили и пулемёты установили без наклона, что избавило их от заклинивания. Самолёт мог нести под крылом две бомбы калибром до 1000 фунтов (454 кг) либо подвесные топливные баки объемом от 75 до 110 галлонов или неуправляемые ракеты.
После высадки на континенте «Мустанги» привлекались для выполнения ударных задач, причём по мере ослабления сопротивления немецких ВВС такое применение P-51 становилось всё более частым, но изначально они использовались в первую очередь как истребители сопровождения. Вообще строй американских бомбардировщиков, называемый «боевой коробкой» (combat box), обеспечивал серьёзную оборону, встречая врага огнём крупнокалиберных пулемётов с любого направления. Плотный строй обеспечивал возможность сосредоточения огня нескольких самолётов на одном истребителе противника, поэтому для немцев первостепенной задачей являлось разрушение «коробки». Дальше всё было проще: несколько «мессершмиттов» или «фокке-вульфов» атаковали бомбардировщик с разных сторон и нередко добивались успеха. Поэтому потери бомбардировщиков значительно уменьшались при наличии эскорта, отражавшего нападения немецких истребителей.
P-51D считается одним из лучших истребителей войны и «классическим» вариантом «Мустанга». Было построено 900 самолётов серии D-15.

1. «American Warplanes of World War II» by David Donald, 1995
2. С. Иванов «P-51 “Мустанг”», «Война в воздухе» №124 2005 
3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 159..196 км/ч (99..122 миль/ч)
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 147..181 км/ч (91..112 миль/ч)
 
Предельная скорость в пикировании: 812 км/ч (505 миль/ч)
Разрушающая перегрузка: 10,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 19,1 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 16,3 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - чрезвычайный: 592 км/ч (368 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 8000 м (26250 фут), режим двигателя - чрезвычайный: 717 км/ч (446 миль/ч)
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - чрезвычайный, при использовании 150 октанового бензина: 607 км/ч (377 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 7000 м (22960 фут), режим двигателя - чрезвычайный, при использовании 150 октанового бензина: 718 км/ч (446 миль/ч)
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 578 км/ч (359 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 8500 м (28000 фут), режим двигателя - боевой: 711 км/ч (442 миль/ч)
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - максимальный продолжительный: 513 км/ч (319 миль/ч)
Максимальная истинная скорость на высоте 8500 м (28000 фут), режим двигателя - максимальный продолжительный: 646 км/ч (401 миль/ч)
 
Практический потолок: 12680 м (41600 футов)
 
Скороподъёмность на чрезвычайном режиме:
Скороподъёмность у земли: 18,1 м/с (3567 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 3000 м (9843 фут): 15,7 м/с (3083 фут/мин)
Скороподъёмность на высоте 6000 м (19685 фут): 12,4 м/с (2433 фут/мин)
 
Время виража предельного по тяге у земли: 20,0 с, на скорости 290 км/ч (180 миль/ч) по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м (9843 фут): 29,5 с, на скорости 295 км/ч (183 миль/ч) по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м (9843 фут): 4,3 ч, на скорости 350 км/ч (217 миль/ч) по прибору
 
Скорость взлётная: 185..200 км/ч (115..125 миль/ч)
Скорость на глиссаде: 185..210 км/ч (115..130 миль/ч)
Скорость посадочная: 175..195 км/ч (110..120 миль/ч)
Посадочный угол: 12,9 ° 
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для самолёта со стандартным вооружением и 68% заправкой.
Примечание 4: время виража дано на чрезвычайном режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: Packard V-1650-7
Мощность на чрезвычайном режиме у земли: 1650 л.с.
Мощность на боевом режиме у земли: 1490 л.с.
 
Мощность на чрезвычайном режиме на высоте 5800 м (19030 фут): 1525 л.с.
Мощность на боевом режиме на высоте 6500 м (21325 фут): 1390 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Максимальный продолжительный (время не ограничено): 2700 об/мин, 46 дюйм рт.ст.
Боевой (до 15 минут): 3000 об/мин, 61 дюйм рт.ст.
Чрезвычайный (до 5 минут): 3000 об/мин, 67 дюйм рт.ст.
Чрезвычайный, при использовании 150 октанового бензина (до 5 минут): 3000 об/мин, 75 дюйм рт.ст.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 100..110 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 121 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 80 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 90 °С
 
Высота переключения нагнетателя: автомат с возможностью принудительного включения первой скорости
 
Масса пустого самолёта: 3433 кг (7568 фунт)
Минимальная масса (без БК, 10% топлива, снято 2 пулемёта): 3629,5 кг (8002 фунт)
Стандартная масса: 4578,6 кг (10093 фунт)
Максимальная взлётная масса: 5667 кг (12493 фунт)
Максимальный запас топлива: 732 кг (1614 фунт) / 1020 л (269 гал)
Максимальная полезная нагрузка: 2234 кг (4925 фунт)
 
Вооружение курсовое:
6 x 12,7мм пулемётов "M2 .50", по 400 патронов к внутренним, по 270 к средним и внешним, 850 выстр/мин, крыльевые
Возможно снятие двух средних пулемётов. При этом боекомплект к внешним по 500 патронов.
Возможно увеличение боекомплекта внутренних до 490 патронов на ствол.
 
Вооружение бомбовое:
До двух 500-фунтовых осколочно-фугасных авиабомб "M64"
До двух 1000-фунтовых осколочно-фугасных авиабомб  "M65"
 
Вооружение ракетное:
6 x неуправляемых авиационных ракет "M8" в двух сбрасываемых контейнерах "M10"
 
Длина: 9.84 м (32 3-5/16 фут)
Размах крыла: 11.29 м (37 5/16 фут)
Площадь крыла: 22.30 кв. м (240 кв. фут)
 
Начало участия в боевых действиях: 1944
 
Особенности эксплуатации:
- ПРИ ПОЛНОЙ ЗАПРАВКЕ ПИЛОТАЖ, ВОЗДУШНЫЙ БОЙ И ПОЛЁТ ПО ПРИБОРАМ ЗАПРЕЩЕНЫ! При полном заднем баке самолёт теряет запас устойчивости. Ограничение снимается при остатке топлива в заднем баке не более, чем 20 галлонов (около 75%) топлива. Пустому заднему баку соответствует 68% заправки.
- При пикировании на больших скоростях возможно достичь опасных чисел Маха. При этом самолёт начинает трястись, а с ростом скорости возможна потеря управления. В этом случае следует убрать газ и плавно перевести самолёт в горизонтальный полёт.
- На самолёте установлен автомат постоянного наддува. При положении РУД большем, чем 1/3 хода, автомат поддерживает наддув, заданный положением РУДа. 
- Двигатель оборудован двуступенчатым нагнетателем, который не требует ручного управления. Возможно принудительное включение первой скорости нагнетателя.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси при нахождении рычага управления смесью в положении "RUN" (70% хода рычага). Максимальное обогащение смеси осуществляется установкой рычага в положение Full Rich (рычаг полностью вперёд) и используется только при отказе автоматического регулирования состава смеси. Для остановки двигателя рычаг высотного корректора необходимо передвинуть полностью назад, в положение Idle Cut Off.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта. 
- Регулировка температуры воды и масла осуществляется автоматически, но имеется возможность при необходимости отключить автоматы и управлять створками вручную.
- Самолёт оснащён триммерами во всех трёх каналах управления.
- Привод посадочных щитков гидравлический. Закрылки можно выпустить на угол 10, 20, 30, 40 и 50 градусов.
- Каждый бак имеет свой топливомер. Топливомеры крыльевых баков находятся на полу кабины, топливомер заднего бака - сзади, слева от сидения лётчика.
- Хвостовая стойка свободно-ориентирована, но при взятии ручки на себя стойка фиксируется и поворачивается от педалей.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Самолёт оборудован стояночным тормозом.
- Сигнальная лампа горит, если шасси не убрано и РУД в переднем положении, или же если шасси не выпущено и РУД в заднем положении.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД на малый газ. 
- Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса фонаря для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён строевыми огнями.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электрощиток, который позволяет осуществлять пуск ракет по одной, по две, по три, или сразу все в серии с задержкой 0,1 секунды.
- Гироскопический коллиматорный прицел самолёта позволяет автоматически определять необходимое угловое упреждение при стрельбе по цели. Прицел имеет 3 режима работы: неподвижная прицельная сетка, подвижная и неподвижная прицельные сетки, подвижная прицельная сетка. Корректное упреждение при стрельбе вычисляется при правильно заданном расстоянии до цели. Расстояние определяется с помощью подвижной дальномерной сетки после введения базы цели.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: Run (автоматическое управление смесью)
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами: автоматическое управление радиаторами
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
- перед рулением необходимо снять самолёт со стояночного тормоза
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: Run (автоматическое управление смесью)
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами при различных режимах полёта: автоматическое управление радиаторами
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 8,4 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 16,8 л/мин
Наверх