Spitfire Mk.VB / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Spitfire Mk.VB
История
Характеристики

На состоявшийся в 1934 г. конкурс на новый истребитель для королевских ВВС (RAF) фирма «Супермарин», до того известная выпуском спортивных самолётов-рекордсменов, представила проект моноплана «тип 224». Проект в конкурсе проиграл и конструкторы приступили к его переработке: получившийся в итоге самолёт коренным образом отличался от исходного. Это был скоростной и маневренный истребитель-перехватчик с оригинальным эллиптическим крылом, закрытой кабиной летчика и новейшим двигателем «Роллс-Ройс» PV12 (впоследствии названным «Мерлин»). Вооружение, первоначально состоявшее из четырёх пулемётов обычного калибра, довели до восьми – по четыре в каждой консоли крыла. Прототип поднялся в воздух 6 марта 1936 г., а первая серийная машина 15 мая 1938 г. К началу войны в RAF насчитывалось 306 самолетов этого типа. Бои в воздухе выявили имевшиеся недостатки и в марте 1941 г. начался выпуск Spitfire Mk.V.
«Спитфайр» Mk.V - одноместный, одномоторный моноплан цельнометаллической конструкции со свободно-несущим низкорасположенным крылом. Тип фюзеляжа - полумонокок с кабиной пилота в средней части. Кабина закрывалась остеклённым фонарем, имеющим сдвижную назад секцию, которую сделали выпуклой для обеспечения хорошего обзора назад и в стороны.  Летчик прикрыт передним бронестеклом, бронеспинкой с бронезаголовником, бронеполитой под сидением и бронеплитой перед передним бензобаком. Шасси было двухопорным с хвостовым колесом: основные стойки укладывались по направлению к концам крыла и частично закрывались щитками, что позволило сделать крыло тонким, но одновременно уменьшило колею, из-за чего самолет стал менее устойчивым при посадке на неровных полевых аэродромах. 
На Mk.VB ставились двигатели «Мерлин» двух типов: Merlin 45, «универсальный», приспособленный для работы на малых и средних высотах, развивавший у земли 1185 л.с., и Merlin 46, высотный, развивавший у земли 1100 л.с. На тропическом варианте Mk.VB/Trop. на воздухозаборник карбюратора устанавливали противопылевой фильтр.
Вооружение Mk.V было различным и зависело от типа смонтированных крыльев. Тип A был чисто пулемётным, а тип B включал две пушки «Хиспано» (с барабанным питанием) и четыре пулемёта «Браунинг». В 1942 г. в аэродромных мастерских часть самолётов оснастили бомбодержателями - так появился истребитель-бомбардировщик с возможностью подвески двух 113-кг бомб.
Всего построили 6500 Mk.V разных модификаций. Mk.V воевали на всех фронтах Второй мировой войны, в королевских ВВС ими было оснащено более 100 эскадрилий. В Западной Европе «Спитфайры» первоначально использовались для рейдов в воздушное пространство противника и прикрытия рейдов лёгких бомбардировщиков. В августе 1942 г. Mk.V прикрывали с воздуха десант на Дьепп. Тропические варианты использовались в Африке и прикрывали от налётов Мальту. Так как бои проходили на небольших высотах, то «Спитфайры» сражались с Bf 109F на равных, но уже Bf 109G несколько превосходили «пятёрку» по скорости. Бои с М.С.202 показали, что самолёты оказались практически одинаковы по боевым возможностям: итальянский истребитель, превосходя Mk.V на малых высотах в скороподъемности, был слабее вооружён. Mk.V участвовали в Сицилийской операции и во вторжении в Италию, но применялись в основном как самолёты тактической поддержки. К моменту высадки в Европе Mk.V в частях первой линии в основном были заменены на более современные модификации, но некоторые применялись и во время высадки: существовали специально сформированные подразделения для корректировки артогня, летавшие именно на «пятёрках». Эскадрильи второй линии сохранили эту модель на вооружении до конца войны.
После прямого обращения Сталина к Черчиллю в октябре 1942, Spitfire Mk.VB были поставлены в СССР из ближневосточных резервов. К марту 1943 года 143 переброшенные машины ввели в строй: одни из них действовали вдоль черноморского побережья Кавказа, другие защищали Москву. В конце 1943 г., по сообщениям немецких летчиков, Mk.VB участвовали в воздушных боях под Орлом.
Португалия с октября 1943 также получила около 50 самолетов Mk.VB, а в октябре 1944 г. некоторое количество продали Турции.

Использованные источники:
K. G. Munson «British Aircraft of World War II» 1962 г.
В. Котельников «"Спитфайр" Лучший истребитель Королевских ВВС» 2019
Материалы сайта airwar.ru 

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 137..144 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 129..135 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 725 км/ч
Разрушающая перегрузка: 12,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 18,8°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 16,0°
 
Характеристики с двигателем Merlin 46:
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 457 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +16: 515 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 7400 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 597 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 5000 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +16: 604 км/ч
 
Практический потолок: 12000 м
Режим работы двигателя при наборе высоты - обороты 2850 об/мин, наддув +9
Скороподъёмность у земли: 12,9 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 13,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 12,0 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 25,0 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 30,0 с, на скорости 260 км/ч по прибору
 
Характеристики с двигателем Merlin 45:
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 480 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +16: 535 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 6000 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +9: 590 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3500 м, режим работы двигателя - обороты 3000 об/мин, наддув +16: 596 км/ч
 
Практический потолок: 11200 м
Режим работы двигателя при наборе высоты - обороты 2850 об/мин, наддув +9
Скороподъёмность у земли: 14,5 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 14,7 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 11,4 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 22,0 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 28,2 с, на скорости 260 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1 ч 45 мин, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 160..170 км/ч
Скорость на глиссаде: 145..160 км/ч
Скорость посадочная: 130..135 км/ч
Посадочный угол: 12,5°
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность дана на режиме работы двигателя - обороты 2850 об/мин, наддув +9, время виража - на режиме - обороты 3000 об/мин, наддув +9.
 
Двигатель:
Модель: Merlin 46
Максимальная мощность на взлётном режиме (3000 об/мин, наддув +12) у земли: 1100 л.с.
Максимальная мощность на форсажном режиме (3000 об/мин, наддув +16) на высоте 14000 футов: 1400 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2850 об/мин, наддув +9) на высоте 19000 футов: 1115 л.с.
 
Двигатель:
Модель: Merlin 45
Максимальная мощность на взлётном режиме (3000 об/мин, наддув +12) у земли: 1185 л.с.
Максимальная мощность на форсажном режиме (3000 об/мин, наддув +16) на высоте 9000 футов: 1455 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2850 об/мин, наддув +9) на высоте 14200 футов: 1170 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 2650 об/мин, наддув +7.
Боевой (до 30 минут): 2850 об/мин, наддув +9.
Форсажный (до 3 минут): 3000 об/мин, наддув +16.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 105..115 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 125 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 70..85 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 105 °С
 
Высота переключения нагнетателя: одна ступень
 
Масса пустого самолёта: 2415 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2732 кг
Стандартная масса: 2979 кг
Максимальный запас топлива: 274 кг / 386 л / 85 галлонов
Максимальная полезная нагрузка: 564 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 60 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, крыльевые
4 x 7,7мм пулемёт "browning.303", 350 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, крыльевые
 
Вооружение бомбовое:
Отсутствует
 
Длина: 9,2 м
Размах крыла: 11,21 м
Площадь крыла: 22,48 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: зима 1941 (в битве за Кубань - весна 1943)
 
Особенности эксплуатации:
- На самолёте установлен автомат постоянного наддува. При положении РУД большем, чем 1/3 хода, автомат поддерживает наддув, заданный положением РУДа.
- Для достижения наддува +16 следует отключить ограничитель автомата наддува, при этом управление автоматом постоянного наддува отключается, и независимо от положения РУД автомат поддерживает наддув +16.
- Двигатель оборудован одноступенчатым нагнетателем, который не требует ручного управления.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси при нахождении рычага управления смесью в заднем положении. Для снижения расхода топлива на маршруте можно воспользоваться режимом поддержания обедненного состава смеси, для чего необходимо установить рычаг в переднее положение.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Регулировка температуры воды осуществляется вручную, путём открытия и закрытия створки водорадиатора. Маслорадиатор нерегулируемый.
- Топливомер самолёта включается при нажатии и удерживании специальной кнопки (по умолчанию команда RShift+I).
- Самолёт обладает нейтральной статической устойчивостью. Эффективность руля высоты самолёта высокая, из-за этого пилотировать самолёт следует аккуратно, не допуская больших отклонений ручки управления.
- При выпуске щитков самолёт становится неустойчивым.
- Самолёт оснащён триммером руля высоты и руля направления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Ограничение по скорости с выпущенными щитками - 150 миль в час.
- Самолёт не имеет стопора хвостового колеса. На рулении следует опасаться кренения самолёта, из-за узкой колеи шасси возможно касание крылом земли.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД на малый газ.
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса фонаря для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён верхним и нижним строевыми огнями, которые могут включаться как по отдельности, так и одновременно.
- Прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до цели.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: на себя (автоматическое управление смесью)
- рекомендуемое положение рукояти управления водорадиатором: открыто 60%
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: легкий винт
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: на себя (автоматическое управление смесью)
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 60%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 60% (зимой закрыть при необходимости)
- бой: открыто 60%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 6,2 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 7,7 л/мин
Наверх