Spitfire Mk.XIV / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Spitfire Mk.XIV
История
Характеристики

На состоявшийся в 1934 г. конкурс на новый истребитель для королевских ВВС (RAF) фирма «Супермарин», до того известная выпуском спортивных самолётов-рекордсменов, представила проект моноплана «тип 224». Проект в конкурсе проиграл и конструкторы приступили к его переработке: получившийся в итоге самолёт коренным образом отличался от исходного. Это был скоростной и маневренный истребитель-перехватчик с оригинальным эллиптическим крылом, закрытой кабиной летчика и новейшим двигателем «Роллс-Ройс» PV12 (впоследствии названным «Мерлин»). Вооружение, первоначально состоявшее из четырёх пулемётов обычного калибра, довели до восьми – по четыре в каждой консоли крыла. Прототип поднялся в воздух 6 марта 1936 г., а первая серийная машина 15 мая 1938 г.
Учитывая опыт войны в воздухе, истребитель непрерывно совершенствовался, устанавливались всё более совершенные и мощные моторы, усиливалось вооружение. К 1943 г. фирма «Роллс-Ройс» довела до эксплуатационного состояния новый мощный двигатель «Грифон». Двигатель водяного охлаждения такой же V-образной схемы, как и «Мерлин», имел несколько большие габариты и вес, но зато развивал намного большую мощность. Этот мотор с двухскоростным нагнетателем установили на новую модель «Спитфайра» - Mk.XIV.
«Спитфайр» Mk.XIV - одноместный одномоторный моноплан цельнометаллической конструкции со свободнонесущим низкорасположенным крылом. В ходе производства крыло также изменилось - появились дополнительные бензобаки в передней кромке. Существовали машины и со стандартными, и с укороченными законцовками крыльев. С конца 1944 г. был введён пониженный гаргрот и каплевидный фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.
Первые истребители получили моторы «Грифон» 61, но их быстро заменили на Griffon 65, развивавшие взлётную мощность 2035 л.с. и вплоть до 2450 л.с. на чрезвычайном режиме с применением 150-октанового топлива.
Вооружение первых серий Mk. XIV устанавливалось в «универсальном крыле» типа C. Состав вооружения мог меняться, но на этой серии стандартно включал две пушки «Испано» (с ленточным питанием) и четыре 7,69-мм пулемёта «Браунинг». Кроме того, под крылом могли монтироваться держатели на две 113-кг бомбы. Одну бомбу весом 227 кг самолёт мог нести под фюзеляжем.
Первые серийные машины поступили в боевые части в январе-феврале 1944 г. Важной боевой задачей для них стало патрулирование побережья Англии в поисках самолётов-снарядов V-1 после начала их запусков. К охоте на «Фау» привлекли 7 эскадрилий «Спитфайров» XIV и наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 «Фау-1».
В операциях по прикрытию высадки в Нормандии они не участвовали и во Францию попали только осенью 1944 г. В основном их применяли как высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени господство в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми самолётами противника кроме реактивных, «Спитфайры» XIV атаковали любые воздушные цели, им удалось сбить даже несколько реактивных истребителей.
Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики, на фронте вооружение машины иногда дополняли реактивными снарядами. В Европе также действовали четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество истребителей и разведчиков перед концом войны успели перебросить в Индию, но все три эскадрильи, получившие их, достигли боеготовности уже к моменту капитуляции Японии.

Использованные источники:
K. G. Munson «British Aircraft of World War II» 1962 г.
В. Котельников «"Спитфайр" Лучший истребитель Королевских ВВС» 2019
Материалы сайта airwar.ru 

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 152..172 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 145..163 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 756 км/ч
Разрушающая перегрузка: 12,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 19,0 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 16,2 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - обороты 2750 об/мин, наддув +18: 574 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 4000 м, режим работы двигателя - обороты 2750 об/мин, наддув +18: 671 км/ч 
Максимальная истинная скорость на высоте 8100 м, режим работы двигателя - обороты 2750 об/мин, наддув +18: 720 км/ч
 
Практический потолок: 13400 м
Скороподъёмность у земли: 23,8 м/с
Скороподъёмность на высоте 2650 м: 23,5 м/с
Скороподъёмность на высоте 6750 м: 18,2 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 18,1 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 21,0 с, на скорости 260 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1 ч 45 мин, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..195 км/ч 
Скорость на глиссаде: 180..210 км/ч 
Скорость посадочная: 140..160 км/ч
Посадочный угол: 12,5 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на режиме работы двигателя - обороты 2750 об/мин, наддув +18.
 
Двигатель:
Модель: Griffon 65
Максимальная мощность на взлётном режиме (2750 об/мин, наддув +12, первая ступень нагнетателя) у земли: 1565 л.с.
 
Максимальная мощность на боевом режиме (2600 об/мин, наддув +9, первая ступень нагнетателя) на высоте 4270 метров: 1520 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (2600 об/мин, наддув +9, вторая ступень нагнетателя) на высоте 8070 метров: 1375 л.с.
 
Максимальная мощность на чрезвычайном режиме (2750 об/мин, наддув +18, первая ступень нагнетателя) на высоте 2134 метров: 2063 л.с.
Максимальная мощность на режиме набора высоты (2750 об/мин, наддув +18, вторая ступень нагнетателя) на высоте 6400 метров: 1845 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 2400 об/мин, наддув +7. 
Боевой (до 1 часа): 2600 об/мин, наддув +9.
Чрезвычайный (до 5 минут): 2750 об/мин, наддув +18.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 105..115 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 135 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 90 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 105 °С
 
Высота переключения нагнетателя: автомат с возможностью принудительного включения первой скорости
 
Масса пустого самолёта: 3295,0 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 3422,7 кг
Стандартная масса: 3862,7 кг
Максимальный запас топлива: 363,3 кг / 504,6 л / 111 галлонов
Максимальная полезная нагрузка: 1027,8 кг.
 
Вооружение курсовое (крыло типа "c"):
2 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 150 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, крыльевые
4 x 7,7мм пулемёт "Browning .303", 350 патронов на ствол, 1150 выстр/мин, крыльевые
 
Вооружение курсовое (крыло типа "e"):
2 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.II", 150 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, крыльевые
2 x 12,7мм пулемёт "Browning .50", 250 патронов на ствол, 850 выстр/мин, крыльевые
 
Вооружение бомбовое:
2x250 фунтовые осколочно-фугасные авиабомбы "250 lb. G.P."
500 фунтовая осколочно-фугасная авиабомба "500 lb. G.P."
 
Длина: 9,9 м
Размах крыла: 11,21 м
Площадь крыла: 22,48 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: январь 1944
 
Особенности эксплуатации:
- На самолёте установлен автомат постоянного наддува. При положении РУД большем, чем 1/3 хода, автомат поддерживает наддув, заданный положением РУДа. 
- Двигатель оборудован двуступенчатым нагнетателем, который не требует ручного управления. Возможно принудительное включение первой скорости нагнетателя.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Регулировка температуры воды и масла осуществляется автоматически, но имеется возможность при необходимости принудительно открыть створки полностью.
- Самолёт обладает нейтральной статической устойчивостью. Эффективность руля высоты самолёта высокая, из-за этого пилотировать самолёт следует аккуратно, не допуская больших отклонений ручки управления.
- При выпуске щитков самолёт становится неустойчивым.
- Самолёт оснащён триммером руля высоты и руля направления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Ограничение по скорости с выпущенными щитками - 160 миль в час.
- Самолёт не имеет стопора хвостового колеса. На рулении следует опасаться кренения самолёта, из-за узкой колеи шасси возможно касание крылом земли.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён сиреной, предупреждающей о убранном положении шасси при установке РУД на малый газ. 
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Конструкция фонаря кабины предусматривает систему аварийного сброса фонаря для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён двумя подкрыльевыми строевыми огнями.
- Стандартный коллиматорный прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до цели.
- Гироскопический коллиматорный прицел самолёта позволяет автоматически определять необходимое угловое упреждение при стрельбе по цели. Прицел имеет 4 режима работы: неподвижная прицельная сетка, подвижная и неподвижная прицельные сетки, подвижная прицельная сетка, подвижная прицельная сетка с фиксированной дистанцией до цели 150 ярдов (ночной режим). Корректное упреждение при стрельбе вычисляется при правильно заданном расстоянии до цели. Расстояние определяется с помощью подвижной дальномерной сетки после введения базы цели. 
- Оба прицела имеют сдвижной светофильтр.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления водорадиатором: автоматическое управление радиаторами
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: легкий винт
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 5%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами при различных режимах полёта: автоматическое управление радиаторами
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 7,4 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 12,9 л/мин
Наверх