Tempest Mk.V ser.2 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Tempest Mk.V ser.2
История
Характеристики

Самолет Хоукер «Темпест» V стал дальнейшей модификацией истребителя «Тайфун» с улучшенными лётными характеристиками. «Тайфун» создавался как истребитель-перехватчик и поэтому упор делался на скорость и скороподъёмность, а маневренность оценивалась как второстепенный фактор. Профиль его крыла был очень толстым, из-за размещения там вооружения и большого размера колёс убирающегося шасси. Стремясь повысить скорость самолета, конструкторы предложили заменить крыло на новое тонкое, как у «Спитфайра». Помимо крыла в конструкцию было внесено множество других изменений, из-за чего машина и получила новое название. Одновременно разрабатывались варианты с различными двигателями, причем вариант Mk.V с двигателем «Сейбр» II рассматривался как резервный, однако именно он был первым доведен до лётного состояния и поднялся в воздух 2 сентября 1942 г.

«Темпест» Mk.V представлял собой моноплан металлической конструкции с низкорасположенным крылом и двухстоечным шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж состоял из трёх частей: передней ферменной конструкции, составляющей одно целое с подмоторной рамой, хвостовой типа полумонокок, а также хвостового отсека с килем и узлами крепления стабилизатора. Каплевидный фонарь кабины лётчика обеспечивал хороший обзор. Сдвижная часть фонаря кабины была сделана из одного куска прозрачной пластмассы и в случае аварии могла быть сброшена, а козырёк имел переднюю и боковые панели из пулестойкого стекла. Для улучшения путевой устойчивости хвостовое оперение было развитым, с форкилем.

Двигатель Нэпир «Сейбр» IIA развивал мощность почти 2200 л.с. на взлёте и 1735 л.с. на высоте 5200 м.

Вооружение из четырёх 20-мм пушек располагалось в крыльях: на второй серии их стволы укоротили и они не выступали за консоли. Под консолями могли быть подвешены две бомбы весом от 113 до 454 кг или подвесные топливные баки.

Высокая скорость Mk.V позволяла ему перехватывать немецкие крылатые ракеты «Фау-1». Эскадрильи, вооруженные «Темпестами», сбили около 638 самолётов-снарядов. «Темпесты» к концу войны только начали показывать свои возможности - на фронте они использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели (в первую очередь поезда, мелкие речные и морские суда), прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. На счету пилотов «Темпестов» числятся 11 сбитых реактивных истребителей Me 262.

Использованные источники:

  1. K. G. Munson «British Aircraft of World War II» 1962 г.

  2. В. Котельников «Истребитель "Темпест"» журнал «Авиация и космонавтика» № 1 2008 г.

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 150...174 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 128...149 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 870 км/ч
Разрушающая перегрузка: 12,0 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 17,5 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 13,7 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим работы двигателя - боевой: 600 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 1950 м, режим работы двигателя - боевой: 664 км/ч 
Максимальная истинная скорость на высоте 5640 м, режим работы двигателя - боевой: 703 км/ч
 
Практический потолок: 10800 м
Режим работы двигателя при наборе высоты - обороты 3700 об/мин, наддув +9
Скороподъёмность у земли: 21,0 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 15,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 12,1 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 20,0 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 27,8 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 3,3 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 150...170 км/ч 
Скорость на глиссаде: 170...200 км/ч 
Скорость посадочная: 150...155 км/ч
Посадочный угол: 11,6 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на боевом режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: Napier Sabre IIA
Максимальная мощность на боевом режиме (3700 об/мин, наддув +9, первая ступень нагнетателя) у земли: 2180 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме (3700 об/мин, наддув +9, вторая ступень нагнетателя) на высоте 11500 футов: 1830 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Крейсерский (время не ограничено): 3150 об/мин, наддув +4.5. 
Режим набора высоты (до 1 часа): 3700 об/мин, наддув +7.
Боевой (до 5 минут): 3700 об/мин, наддув +9.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 65..125 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 130 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 60..90 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 95 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 2900 м
 
Масса пустого самолёта: 4354 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 4585 кг
Стандартная масса: 5221 кг
Максимальная взлётная масса: 6190 кг
Максимальный запас топлива: 516 кг / 718 л / 158 галлонов
Максимальная полезная нагрузка: 1836 кг.
 
Вооружение курсовое:
4 x 20,0мм пушка "Hispano Mk.V", 150 снарядов на ствол, 650 выстр/мин, крыльевая
 
Вооружение бомбовое:
2x500 фунтовые осколочно-фугасные авиабомбы "500 lb. M.C."
2x1000 фунтовые осколочно-фугасные авиабомбы "1000 lb. M.C."
 
Длина: 10,26 м
Размах крыла: 12,50 м
Площадь крыла: 27,81 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: май 1944
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 2900 м.
- Самолёт оборудован автоматическим высотным корректором, который поддерживает оптимальный состав топливовоздушной смеси при нахождении рычага управления смесью в положении NORMAL (1/2 хода рычага). Для запуска двигателя рычаг устанавливается в положение START (рычаг полностью вперёд, перемещение РУД станет ограничено 1/10 полного хода), а для остановки двигателя полностью назад, в положение CUT-OUT.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта. 
- Регулировка температуры воды и масла осуществляется вручную, путём открытия и закрытия створки радиаторов.
- Самолёт оснащён триммером руля высоты и руля направления.
- Привод посадочных щитков гидравлический. Щитки можно выпустить на любой угол до 80°. Ограничение по скорости с выпущенными щитками - 160 миль в час.
- Самолёт не имеет стопора хвостового колеса.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён лампой, предупреждающей об убранном положении шасси при установке РУД в положение менее 1/3 хода. 
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха, но предусмотрена система его аварийного сброса для покидания лётчиком самолёта в полёте.
- Самолёт оснащён нижними строевыми огнями.
- Прицел самолёта имеет дальномерную сетку, которую можно отрегулировать на заданную базу цели и заданное расстояние до неё.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: Start
- рекомендуемое положение рукояти управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: Normal (автоматическое управление смесью)
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто
- набор высоты: открыто
- крейсерский полёт: закрыто
- бой: открыто
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 8,9 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 14,2 л/мин
Наверх