Як-1 69 серии / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Як-1 69 серии
История
Характеристики

Среди участников работ по созданию истребителей нового поколения в СССР было конструкторское бюро заместителя наркома авиастроения Яковлева с проектом самолёта И-26. Специализация КБ, создававшего ранее спортивные самолёты, оказала положительное влияние на проект. Удачные аэродинамические формы и рациональная компоновка с расположением всех больших масс вблизи центра тяжести должны были обеспечить истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики.

Прототип взлетел 13 января 1940 г. и оказался «сырым»: испытания сопровождались непрерывными отказами, авариями и даже катастрофами. Не будь Яковлев замнаркомом, скорее всего история этого истребителя закончилась бы на стадии заводских испытаний, но за счёт использовании административного ресурса получивший наименование Як-1 самолёт не только поступил на госиспытания, но и был запущен в массовое производство в 1940 г. даже до их проведения. Из-за этого он имел ряд крупных дефектов, не менявших, однако, общей высокой оценки машины. Во время производства в конструкцию непрерывно вносились изменения, иногда весьма принципиальные: например, была полностью изменена конструкция крыла и несколько раз переделывалась маслосистема.

Як-1 был одноместным фронтовым истребителем-монопланом с низким расположением крыла деревянной конструкции и убирающимся двухстоечным шасси с хвостовой опорой. Фюзеляж собирался на сварном металлическом каркасе, составлявшим одно целое с моторамой. Для придания фюзеляжу обтекаемой формы сверху и снизу фермы устанавливались гаргроты: верхний, являвшийся продолжением фонаря кабины, был обшит бакелитовой фанерой и имел 2 окна для улучшения обзора назад.

Двигатель М-105ПФ водяного охлаждения развивал мощность 1240 л.с на взлёте и 1200 л.с. на высоте 4000 м. и приводил в действие трёхлопастный винт ВИШ-61П.

Вооружение включало 20-мм пушку, установленную в развале блока цилиндров мотора и стрелявшую через полый вал и редуктор винта, и два синхронизированных пулемёта винтовочного калибра над мотором. Под консолями крыла монтировались держатели для двух бомб весом 50 или 100 кг или направляющие для шести неуправляемых ракет.

Як-1 69 серии появился на фронте летом 1942 г. и мог вести бой со всеми типами немецких самолётов, особенно на виражах, но уступал Bf.109 в скороподъёмности, a Bf.109F – и в скорости, поэтому не позволял эффективно противостоять им на вертикалях.

Як-1 имел и ряд конструктивных недостатков: основными из них были течь топлива из баков и выбивание масла из редуктора винта, особенно на машинах с двигателем М-105ПФ, в результате чего масло забрызгивало прозрачную часть фонаря, ухудшая обзор. Также отсутствовал аварийный сброс фонаря кабины, из-за чего существовала опасность заклинивания его сдвижной части в случае повреждения в бою, поэтому лётчики часто предпочитали летать с открытой кабиной, полагая, что потеря 10-15 км скорости компенсируется лучшим обзором и безопасностью в бою. Также с двигателем М-105ПФ повторялись проявившиеся во время испытаний проблемы перегрева, из-за чего при наборе высоты следовало внимательно следить за температурой воды и делать горизонтальные площадки через каждые 2,5-3 км набранной высоты.

Несмотря на это, лётчики и техники эту машину любили: она была проста и легко управляема в полёте, доступна лётчику с низкой подготовкой и неприхотлива, могла быть легко отремонтирована в полевых условиях.

Использованные источники:

  1. В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» 1988 г.

  2. М. Никольский «Як-истребитель» журнал Авиация и космонавтика № 5-5 1999 г.

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 155..171 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 133..146 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 720 км/ч
Разрушающая перегрузка: 10,3 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 18 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 15,6 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинал, 2550 об/мин: 514 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 549 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 4000 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 582 км/ч
 
Практический потолок: 10200 м
Скороподъёмность у земли: 16,9 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 15,0 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 9,4 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 19,2 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 24,6 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1,9 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 160..190 км/ч
Скорость на глиссаде: 195..205 км/ч
Скорость посадочная: 135..145 км/ч
Посадочный угол: 12 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на номинальном (2700 об/мин) режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: М-105ПФ
Максимальная мощность на номинальном режиме (2550 об/мин) у земли: 1240 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) у земли: 1210 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 800 м: 1260 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 2700 м: 1200 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2550/2700 об/мин, 1050 мм рт.ст.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 70..85 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 100 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 90..100 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 115 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 2300 м
 
Масса пустого самолёта: 2365 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2583 кг
Стандартная масса: 2932 кг
Максимальная взлётная масса: 3170 кг
Максимальный запас топлива: 304 кг / 408 л
Максимальная полезная нагрузка: 805 кг
 
Вооружение курсовое:
20мм пушка "ШВАК", 120 снарядов, 800 выстр/мин, носовая
2 x 7,62мм пулемёт "ШКАС", 750 патронов, 1800 выстр/мин, синхронизированный
 
Вооружение бомбовое:
2 x 50 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-50св"
2 x 104 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-100М"
 
Вооружение ракетное:
До 6 x 7 кг неуправляемых авиационных ракет "РОС-82", масса осколочно-фугасной боевой части 2,52 кг
 
Длина: 8,5 м
Размах крыла: 10 м
Площадь крыла: 17,15 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: май 1942
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 2300 м.
- Высотный корректор топливовоздушной смеси имеет ручное управление. С увеличением высоты полёта более 3-4 км необходимо обеднять смесь для оптимальной работы мотора. Также ручное обеднение смеси позволяет снизить расход топлива на маршруте.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Водо- и маслорадиатор имеют ручное управление створками.
- Самолёт имеет триммер руля высоты для снятия нагрузки на ручку управления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Из-за небольшого давления в пневмосети выпущенные щитки могут поджиматься скоростным напором воздуха на скоростях полёта более 220км/ч. Поэтому при заходе на посадку следует помнить, что при выпуске щитков на большей скорости они могут не выпуститься на полный угол. В этом случае полный довыпуск щитков может неожиданно произойти при дальнейшем гашении скорости, например уже на выравнивании, что приведёт к взмыванию самолёта.
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" при помощи рычага в кабине лётчика. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, а также перед взлётом и посадкой. Расстопоренное колесо может поворачиваться на угол не более 90°.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Топливомеры установлены только в левом и правом крыльевых баках, и показывают остаток топлива при остатке менее чем 80 литров в баке.
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Самолёт не оборудован системой аварийного сброса фонаря, поэтому для покидания лётчиком самолёта в полёте необходимо предварительно сбросить скорость.
- Система управления крыльевыми бомбодержателями позволяет осуществлять только одновременный сброс бомб с обоих полукрыльев.
- Для стрельбы подвесными ракетами используется электросбрасыватель, который позволяет осуществлять пуск ракет по одной, по две или по четыре в серии.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти высотного корректора: 100%
- рекомендуемое положение рукояток управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 5%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти высотного корректора режимах полёта:
- При работе мотора на малом газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении около 50%.
- При работе мотора на полном газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении 75-80%.
- По мере набора высоты высотный корректор прикрывается. На 8-9км высоты высотный корректор закрывается до 0%.
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 50%
- бой: открыто 100%
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 66%
- бой: открыто 80%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- номинальный режим работы двигателя: 7,4 л/мин
Наверх