Як-7Б 36 серии / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Як-7Б 36 серии
История
Характеристики

Среди участников работ по созданию истребителей нового поколения в СССР было конструкторское бюро заместителя наркома авиастроения Яковлева с проектом самолёта И-26. Специализация КБ, создававшего ранее спортивные самолёты, оказала положительное влияние на проект. Удачные аэродинамические формы и рациональная компоновка с расположением всех больших масс вблизи центра тяжести должны были обеспечить истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики.

Прототип взлетел 13 января 1940 г. и оказался «сырым»: испытания сопровождались непрерывными отказами, авариями и даже катастрофами. Не будь Яковлев замнаркомом, скорее всего история этого истребителя закончилась бы на стадии заводских испытаний, но за счёт использовании административного ресурса получивший наименование Як-1 самолёт не только поступил на госиспытания, но и был запущен в массовое производство в 1940 г. даже до их проведения. Из-за этого он имел ряд крупных дефектов, не менявших, однако, общей высокой оценки машины. Во время производства в конструкцию непрерывно вносились изменения с учётом боевого опыта.

Для переобучения лётчиков на самолеты «Як» в марте 1941 г. начал выпускаться учебный двухместный вариант Як-7, но нехватка истребителей на фронте закономерно привела к идее переделать учебный вариант в одноместный боевой: так появился Як-7, а позднее его модификации Як-7а и Як-7б.

Як-7б был одноместным фронтовым истребителем-монопланом с низким расположением крыла деревянной конструкции и убирающимся двухстоечным шасси с хвостовым колесом, которое также убиралось. С самолёта была снята часть оборудования для облегчения конструкции и введена внутренняя герметизация отсеков фюзеляжа. Фюзеляж собирали на сварном металлическом каркасе, составлявшим единое целое с моторамой.

Двигатель М-105ПФ водяного охлаждения для более полного использования скоростного напора и повышения границ высотности был оснащён улучшенными всасывающими патрубками. Он развивал мощность 1240 л.с на взлёте и 1200 л.с. на высоте 4000 м.

Вооружение включало 20-мм пушку, установленную в развале блока цилиндров мотора и стрелявшую через полый вал и редуктор винта, и два крупнокалиберных пулемёта УБС. Под консолями крыла монтировали держатели для двух бомб весом 50 или 100 кг или направляющие на шесть неуправляемых ракет.

Всего выпустили 5120 Як-7б с двигателями М-105ПФ: впервые они приняли участие в боевых действиях в августе 1942 г. под Сталинградом. Давая оценку боевым качествам Як-7б по опыту использования, лётчики отмечали, что по своим лётно-тактическим данным и вооружению был наилучшим истребителем ВВС КА на начало 1943 г. При этом отмечались и его недостатки: тяжёл, что затрудняло быстрый набор скорости, имел большое сопротивление за счёт водяного и масляного радиаторов, не имел обзора назад из-за сохранения высокого гаргрота и места под вторую кабину. Также отмечалали малую мощность даже форсированного двигателя.

Лётчики и техники эту машину по-прежнему любили за характерные для семейства истребителей Яковлева лёгкость и простоту управления, а также удобство в обслуживании. Наличие свободного пространства на месте второй кабины позволяло при перебазировании перевезти необходимое оборудование, вещи, либо техника самолёта.

Использованные источники:

  1. В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» 1988 г.

  2. М. Никольский «Як-истребитель» журнал Авиация и космонавтика № 5-5 1999 г.

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 155..172 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 139..154 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 740 км/ч
Разрушающая перегрузка: 11.5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 18°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 16°
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 526 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2000 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 565 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 4000 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 586 км/ч
 
Практический потолок: 10660 м
Скороподъёмность у земли: 16.9 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 14.3 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 8.6 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 19..20 с, на скорости 310 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 24..25 с, на скорости 310 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1.9 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..175 км/ч
Скорость на глиссаде: 200 км/ч
Скорость посадочная: 145..165 км/ч
Посадочный угол: 11.5°
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на номинальном (2700 об/мин) режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: М-105ПФ
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) у земли: 1210 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 700 м: 1260 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 2700 м: 1180 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2600/2700 об/мин, 1050 мм рт.ст.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 70..85 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 100 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 90..100 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 115 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 2000 м
 
Масса пустого самолёта: 2302 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2630 кг
Стандартная масса: 3002 кг
Максимальная взлётная масса: 3229 кг
Максимальный запас топлива: 305 кг / 420 л
Максимальная полезная нагрузка: 927 кг
 
Вооружение курсовое:
20мм пушка "ШВАК", 120 снарядов, 800 выстр/мин, носовая
2 x 12.7 мм пулемёт "УБС", 400 патронов, 900 выстр/мин, синхронизированный
 
Вооружение бомбовое:
2 x 50 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-50св"
2 x 104 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-100М"
 
Длина: 8.5 м
Размах крыла: 10 м
Площадь крыла: 17.15 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: начало 1943 года
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 2000 м.
- Высотный корректор топливовоздушной смеси имеет ручное управление. С увеличением высоты полёта более 3-4 км необходимо обеднять смесь для оптимальной работы мотора. Также ручное обеднение смеси позволяет снизить расход топлива на маршруте.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Водо- и маслорадиатор имеют ручное управление створками.
- Самолёт имеет триммер руля высоты для снятия нагрузки на ручку управления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Из-за небольшого давления в пневмосети выпущенные щитки могут поджиматься скоростным напором воздуха на скоростях полёта более 250 км/ч. Поэтому при заходе на посадку следует помнить, что при выпуске щитков на большей скорости они могут не выпуститься на полный угол. В этом случае полный довыпуск щитков может неожиданно произойти при дальнейшем гашении скорости, например уже на выравнивании, что приведёт к взмыванию самолёта.
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" при помощи рычага в кабине лётчика. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, а также перед взлётом и посадкой. Расстопоренное колесо может поворачиваться на угол не более 90°.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Топливомеры установлены только в левом и правом центропланных баках, и показывают остаток топлива при остатке менее чем 130 литров в группе баке.
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Самолёт не оборудован системой аварийного сброса фонаря, поэтому для покидания лётчиком самолёта в полёте необходимо предварительно сбросить скорость.
- Система управления крыльевыми бомбодержателями позволяет осуществлять только одновременный сброс бомб с обоих полукрыльев.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти высотного корректора: 100%
- рекомендуемое положение рукояток управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 5%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти высотного корректора режимах полёта:
- При работе мотора на малом газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении около 50%.
- При работе мотора на полном газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении 75-80%.
- По мере набора высоты высотный корректор прикрывается. На 8-9км высоты высотный корректор закрывается до 0%.
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 30%
- бой: открыто 100%
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 50%
- бой: открыто 80%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- номинальный режим работы двигателя: 7,8 л/мин
Наверх