Як-9Т 1 серии / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Истребитель
Як-9Т 1 серии
История
Характеристики

Среди участников работ по созданию истребителей нового поколения в СССР было конструкторское бюро заместителя наркома авиастроения Яковлева с проектом самолёта И-26. Специализация КБ, создававшего ранее спортивные самолёты, оказала положительное влияние на проект. Удачные аэродинамические формы и рациональная компоновка с расположением всех больших масс вблизи центра тяжести должны были обеспечить истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики.

Для переобучения летчиков на самолеты «Як» в марте 1941 г. начал выпускаться учебный двухместный вариант Як-7УТИ, но нехватка истребителей на фронте закономерно привела к идее переделать учебный вариант в одноместный боевой: так появился Як-7, а когда летом 1942 г. появилась возможность более широкого использования алюминиевых сплавов, было решено создать облегчённый за счет этого вариант Як-7ДИ (дальний истребитель). Проводившиеся с конца июня по начало августа испытания подтвердили высокие характеристики новой машины, которая получила обозначение Як-9.

Як-9 стал родоначальником самого массового семейства советских истребителей периода Великой Отечественной войны. Одной из первых модификаций самолёта стал вариант Як-9Т с усиленным вооружением.

Як-9Т был одноместным фронтовым истребителем-монопланом с низким расположением крыла смешанной конструкции с металлическим лонжероном и убирающимися двухстоечным шасси и хвостовым колесом. В отличие от серийного Як-9 на него устанавливали крупнокалиберную мотор-пушку 11П (НС-37), и установка более тяжёлого и мощного вооружения потребовала внесения в конструкцию ряда существенных изменений. Силовой каркас фюзеляжа в передней части был усилен, а для размещения казённой части пушки и сохранения центровки в допустимых пределах кабину лётчика сдвинули назад, что несколько ухудшило обзор вперёд при посадке, но в то же время улучшило обзор задней полусферы во время полёта.

Двигатель остался прежним М-105ПФ с винтом ВИШ-61П. Двигатель развивал мощность 1240 л.с на взлёте и 1200 л.с. на высоте 4000 м.

37-мм пушка располагалась в развале блока цилиндров двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и втулку винта и крепилась в двух точках, к двигателю и к силовому набору. Ствол выступал из кока винта, что увеличивало длину самолета. Крупнокалиберный пулемёт УБС, установленный над мотором слева, использовался для пристрелки перед открытием огня из пушки.

Всего было построено 2748 самолетов Як-9Т. При нормальном взлётном весе Як-9Т по своим лётным характеристикам приблизительно соответствовал Як-9, несколько уступая ему в вертикальном манёвре, но намного превосходя по мощности огня: масса секундного залпа Як-9Т была даже больше, чем у Me 110 и Fw 109A-8. Опыт боевого применения Як-9Т показал, что схема его вооружения достаточно эффективна: попадание одного снаряда в самолёт противника, как правило, приводило к его полному разрушению, а бронебойные снаряды пушки НС-37 легко пробивали броню немецких танков толщиной до 30-ти мм на дистанции 500 м под углом до 45°.

По сравнению с Me 109G-2, вооружённым тремя пушками и двумя пулемётами, Як-9Т имел преимущество в горизонтальной скорости до высоты 4600 м. В вертикальном манёвре преимущество над Me 109G-2 сохранялось за Як-9Т до высоты 3000 м, на высотах 3000-4500 м их показатели были примерно одинаковы, а выше преимущество переходило к Me 109G-2.

Большая эффективность 37-мм снаряда и ограниченность боекомплекта требовали ведения прицельной стрельбы короткими очередями из одного-двух, максимум трёх снарядов, поэтому на Як-9Т должны были летать лётчики высокой квалификации. Ограниченность боекомплекта также привела к тому, что в бою Як-9Т должны были прикрываться самолётами с более лёгким вооружением, поэтому эти машины состояли на вооружении смешанных полков и составляли не более 2/3 их самолётного парка.

Использованные источники:

  1. В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» 1988 г.

  2. М. Никольский «Як-истребитель» журнал Авиация и космонавтика № 5-5 1999 г.

  3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 157..165 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 139..145 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 750 км/ч
Разрушающая перегрузка: 10,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 18°
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 16°
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинал, 2550 об/мин: 535 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 529 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 1700 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 560 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3800 м, режим двигателя - номинал, 2700 об/мин: 593 км/ч
 
Практический потолок: 10250 м
Скороподъёмность у земли: 16,5 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 13,5 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 7,5 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 19,0 с, на скорости 270 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 25,5 с, на скорости 285 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 2,1 ч, на скорости 350 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 170..200 км/ч
Скорость на глиссаде: 195..205 км/ч
Скорость посадочная: 140..150 км/ч
Посадочный угол: 12 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на номинальном (2700 об/мин) режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: М-105ПФ
Максимальная мощность на номинальном режиме (2550 об/мин) у земли: 1240 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) у земли: 1210 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 800 м: 1260 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме (2700 об/мин) на высоте 2700 м: 1200 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2550/2700 об/мин, 1050 мм рт.ст.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 70..85 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 100 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 90..100 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 115 °С
 
Высота переключения нагнетателя: 2200 м
 
Масса пустого самолёта: 2470 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 2631 кг
Стандартная масса: 3015 кг
Максимальная взлётная масса: 3033 кг
Максимальный запас топлива: 316 кг / 430 л
Максимальная полезная нагрузка: 563 кг
 
Вооружение курсовое:
37мм пушка "НС-37", 30 снарядов, 250 выстр/мин, носовая
12,7мм пулемёт "УБ", 200 патронов, 1000 выстр/мин, синхронизированный
 
Длина: 8,5 м
Размах крыла: 10 м
Площадь крыла: 17,15 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: лето 1943
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель оборудован двухступенчатым нагнетателем. Ступени нагнетателя следует переключать при пересечении высоты 2000...2400 м.
- Высотный корректор топливовоздушной смеси имеет ручное управление. С увеличением высоты полёта более 3-4 км необходимо обеднять смесь для оптимальной работы мотора. Также ручное обеднение смеси позволяет снизить расход топлива на маршруте.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Водо- и маслорадиатор имеют ручное управление створками.
- Самолёт имеет триммер руля высоты для снятия нагрузки на ручку управления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Из-за небольшого давления в пневмосети выпущенные щитки могут поджиматься скоростным напором воздуха на скоростях полёта более 220км/ч. Поэтому при заходе на посадку следует помнить, что при выпуске щитков на большей скорости они могут не выпуститься на полный угол. В этом случае полный довыпуск щитков может неожиданно произойти при дальнейшем гашении скорости, например уже на выравнивании, что приведёт к взмыванию самолёта.
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" при помощи рычага в кабине лётчика. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, а также перед взлётом и посадкой. Расстопоренное колесо может поворачиваться на угол не более 90°.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Топливомеры установлены в левом и правом крыльевых баках.
- На высоких скоростях полёта фонарь кабины невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Самолёт не оборудован системой аварийного сброса фонаря, поэтому для покидания лётчиком самолёта в полёте необходимо предварительно сбросить скорость.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти высотного корректора: 100%
- рекомендуемое положение рукояток управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом винта: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 5%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти высотного корректора режимах полёта:
- При работе мотора на малом газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении около 50%.
- При работе мотора на полном газу у земли ручка высотный корректор должен быть в положении 75-80%.
- По мере набора высоты высотный корректор прикрывается. На 8-9км высоты высотный корректор закрывается до 0%.
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 30%
- бой: открыто 100%
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 40%
- бой: открыто 80%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- номинальный режим работы двигателя: 7,5 л/мин
Наверх