Hs 129 B-2 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Штурмовик
Hs 129 B-2
История
Характеристики

В апреле 1939 г. в воздух поднялся первый экземпляр бронированного штурмовика (Schlachtflugzeug) Люфтваффе фирмы «Хеншель». По опыту боев гражданской войны в Испании министерство авиации Германии в 1937 г. сделало вывод о целесообразности наличия специального бронированного самолёта огневой поддержки - эта машина должна была бороться с бронетехникой и помогать взламывать линию обороны противника. Разработка и испытания самолёта затянулись из-за многочисленных недостатков конструкции и отсутствия подходящих двигателей, т.к. использовавшиеся Аргус As410 имели слишком малую мощность. Однако в 1940 г появилось возможность установить на самолет более мощные французские моторы Gnome-Rhone 14M 04/05, которые стали доступны после оккупации Франции. К тому же боевые действия во время французской и польской кампаний доказали полную несостоятельность Ju 87 как штурмовика. Самолёт модификации Hs 129B с этими двигателями стал выпускаться в 1941 году. В мае 1942 появилась модификация Hs 129B-2, отличавшаяся лишь усовершенствованной топливной системой.

Hs 129B-2 представлял двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с бронированием кабины и моторов. Двигатели Гном-Рон 14M 04/05 развивали на взлёте мощность 700 л.с., а на высоте 4000 м – 660 л.с. Моторы и маслорадиаторы защищались 5 мм броней. Бронекабина была сварена из стальных листов толщиной от 6 (верх и борта) до 12 миллиметров (днище, передняя и задняя стенки). Лобовое бронестекло было толщиной 75 мм. Кабина была настолько мала, что часть приборов вынесли на внутренние стороны мотогондол, а прицел установили в бронированном кожухе снаружи перед бронестеклом. Ручку управления из-за низкой посадки летчика также была очень короткой, из-за чего управление требовало от пилота больших усилий. Стандартное вооружение состояло из 2-ух пулемётов MG 17 и 2-ух пушек MG 151.

Имелись следующие полевые доработочные комплекты:
- B-2 /R1: 2 пилона ETC 50 под крылом и 4 ETC 50 под фюзеляжем, что позволяло подвесить до 300 кг бомб или 6 контейнеров с AB 24 (c 24 противопехотными минами в каждом);
- B-2 /R2: 30 мм пушка MK 101 (с середины 1943 г – MK 103) с боекомплектом 100 снарядов, подвешиваемая под фюзеляжем;
- B-2 /R3: с 37-мм пушкой BK-3,7 (с боекомплектом в 12 снарядов) под фюзеляжем. Пулеметы MG 17 демонтировались.

Всего было построено около 780 Hs 129B-2. Самолёт в основном использовался на Восточном фронте в составе так называемых «противотанковых эскадрилий». В незначительном количестве воевал на Западном фронте. Поставлялся в Румынию (62 машины) и Венгрию (4 машины). Применение Hs 129 на фронтах не смогло оказать значительного влияния на ход военных действий, в отличие от использования советского штурмовика Ил-2, из-за недостатков конструкции: тяжёлое управление, невысокая скорость, ненадежность и слабое бронирование двигателей, отсутствие защитного вооружения сзади. Немецкие летчики более чем критически относились к своим «Хеншелям». Один из немецких пилотов уже после войны признавался, что характеристики машины были настолько плохими, а полёты на ней настолько опасными, что его до сих пор мучают ночные кошмары.

Интересно заметить, что румынские ВВС в конце войны использовали самолёт в боях уже против немецко-фашистских войск. При этом они потеряли 4 машины: 1 от зенитного огня, 1 в аварии и 2 – пропавшими без вести.

1. W. Creen «The Warplanes of the Third Reich», Galahad Books, 1986

2. «Крылья Люфтваффе» Перевод книги В. Грина «Боевые самолеты Третьего Рейха» А. Фирсов, 1993

3. «Летающий танк Люфтваффе» Журнал «Авиафан», 1995 г

4. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 143..159 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 136..150 км/ч
Предельная скорость в пикировании: 670 км/ч
Разрушающая перегрузка: 9 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 20,0 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 18,0 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - боевой: 349 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 3000 м, режим двигателя - боевой: 396 км/ч
 
Практический потолок: 7000 м
Скороподъёмность у земли: 8,4 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 8,1 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 2,6 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 30,0 с, на скорости 255 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 46,0 с, на скорости 270 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 2,1 ч, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 145..155 км/ч
Скорость на глиссаде: 180..200 км/ч
Скорость посадочная: 135..145 км/ч
Посадочный угол: 10,6°
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемность и время виража даны на боевом режиме работы двигателя.
 
Двигатель:
Модель: Gnome-Rhone 14 M
Максимальная мощность на взлётном режиме у земли: 700 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме у земли: 580 л.с.
Максимальная мощность на боевом режиме на высоте 4000 м: 650 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2350 об/мин, 1,10 атмосфер
Боевой (до 30 минут): 2750 об/мин, 1,25 атмосфер
Взлётный (до 1 минуты): 3030 об/мин, 1,5 атмосфер
 
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 60..75 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 125 °С
 
Высота переключения нагнетателя: одна ступень
 
Масса пустого самолёта: 3992 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 4200 кг
Стандартная масса: 4756 кг
Максимальная взлётная масса: 5170 кг
Максимальный запас топлива: 451 кг / 610 л
Максимальная полезная нагрузка: 1178 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 7,92мм пулемёта "MG 17", 1000 патронов, 1200 выстр/мин, курсовые
2 x 15мм пушки "MG 151/15", 250 снарядов, 700 выстр/мин, курсовые
2 x 20мм пушки "MG 151/20", 250 снарядов, 700 выстр/мин, курсовые(модификация)
4 x 7,92мм пулемёта "MG 17", 1000 патронов, 1200 выстр/мин, подвесные(модификация)
30мм пушка "MK 101", 30 снарядов, 250 выстр/мин, подвесная (модификация)
30мм пушка "MK 103", 80 снарядов, 400 выстр/мин, подвесная (модификация)
 
Вооружение бомбовое:
До 6 x 55 кг осколочно-фугасных авиабомб "SC 50"
249 кг осколочно-фугасная авиабомба "SC 250"
 
Длина: 9,7 м
Размах крыла: 14,2 м
Площадь крыла: 28,9 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: май 1942
 
Особенности эксплуатации:
- Управление оборотами винта возможно только в ручном режиме с помощью изменения шага винта. В автоматическом режиме поддерживаются постоянные обороты винта 2750 об/мин.
- Рычагом управления двигателем наддув можно повысить только до боевого режима (1.25 атмосфер).
- Для вывода двигателей на взлётный режим необходимо повысить наддув с помощью рычага включения форсажа до 1.5 атмосфер, включить ручное управление оборотами винтов, а затем вручную установить обороты 3030 об/мин.
- Автомат топливовоздушной смеси поддерживает оптимальный состав смеси без участия пилота. Однако, смесь может обедняться вручную для экономии топлива, причём сразу для обоих двигателей. 
- Маслорадиаторы не имеют ручного управления створками и регулируются автоматически.
- Воздушные винты имеют режим флюгирования по потоку. Флюгирование винта применяется для уменьшения сопротивления от вращающегося винта в случае выхода двигателя из строя.
- Самолёт оснащён триммерами руля направления и руля высоты.
- Самолёт имеет раздельное управление гидравлическими тормозами левого и правого колёс шасси. Торможение каждого колеса осуществляется нажатием на верхнюю часть соответствующей педали.
- Привод закрылков гидравлический. Закрылки можно выпустить либо в фиксированное взлётное положение, либо отклонить на любой угол до 40°.
- Хвостовое колесо свободно ориентируемо, стопора не имеет. В связи с этим при движении по ВПП с большой скоростью на взлёте или посадке следует уверенно и аккуратно работать педалями, своевременно парируя стремление самолёта к развороту.
- Самолёт оснащён топливомерами, расположенными на мотогондолах. При этом они показывают остаток топлива только в крыльевых баках, остаток топлива в центральном топливном баке не индицируется.
- Самолёт не имеет кислородного оборудования, поэтому полёты свыше 4000 м не допускаются.
- На самолёте установлен электросбрасыватель подвесного оружия, позволяющий сбрасывать бомбы только по одной.
- Прицел имеет сдвижной светофильтр.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью: автоматическое управление смесью
- рекомендуемое положение рукояти управления маслорадиатором: автоматическое управление радиаторами
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: автоматическое управление шагом
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: автоматическое управление смесью 
 
3. Рекомендуемые положения рукояти управления радиаторами при различных режимах полёта: автоматическое управление радиаторами
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 4,5 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 7,4 л/мин
Наверх