Ил-2 мод. 1941 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Штурмовик
Ил-2 мод. 1941
История
Характеристики

Созданный С.В. Ильюшиным штурмовик Ил-2 стал в годы Великой Отечественной войны основным ударным самолётом советской авиации и одновременно самым массовым боевым самолётом в мире.

Первый полёт двухместного бронированного штурмовика БШ-2 (ЦКБ-55) состоялся в 1939 году, однако даже после доработок самолет не соответствовал требованиям технического задания: не развивал требуемой максимальной скорости и имел недостаточную дальность полёта. Поэтому двигатель заменили с высотного АМ-35 на специально разработанный для штурмовика АМ-38, а самолёт переделали в одноместный вариант, удлинив фюзеляж, изменив фонарь кабины, усилив бронирование со стороны задней полусферы, а также установив дополнительный бензобак. Новая машина под обозначением ЦКБ-57 поднялась в воздух 12 октября 1940 г., а с марта 1941 была запущена в серийное производство.

Ил-2 обр. 1941 г. представлял собой одноместный одномоторный цельнометаллический низкоплан, с убираемым шасси и хвостовым колесом. Летчика, мотор и бензобаки защищал 4-8 мм бронекорпус, а общий вес брони составлял 780 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крыло и хвостовая часть фюзеляжа. На Ил-2 первых серий не имелось броневой защиты сверху головы пилота, мотора и заднего бензобака, поскольку предполагалось, что истребители противника не смогут эффективно атаковать штурмовик сверху. Хвостовая часть фюзеляжа и консоли крыла на машинах этой серии выполнялись цельнометаллическими, но ещё на этапе проектирования предусматривалась возможность замены части металлической конструкции на дерево.

В качестве силовой установки использовался двигатель АМ-38 водяного охлаждения с воздушным винтом изменяемого шага. Наступательное вооружение включало 2 пулемёта и 2 пушки, размещенные в крыле. В цельнометаллических консолях крыла 20-мм пушки стояли ближе к фюзеляжу. Оборонительного вооружения у самолетов образца 1941 г. не было. Помимо стрелково-пушечного вооружения самолёт мог нести под крылом до 8 неуправляемых ракет и до 600 кг бомб.

Всего выпущено около 8360 одноместных Ил-2, в том числе до 6000 с пушками ВЯ.

В первые же дни войны выявилось, что одноместные штурмовики несут неоправданно большие потери от истребителей противника. Инженерно-технический состав полков с участием лётчиков начал изыскивать пути защиты самолёта от истребителей. Обычно демонтировали задний обтекатель фонаря кабины, чтобы за топливным баком разместить стрелка и пулемёт с минимальным боекомплектом.

Также выяснилось, что «бронированный» самолёт поражался даже 20-мм зенитными орудиями - броня защищала только от пуль - но другие не имели и такой защиты. Необходимо заметить, что насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой.

Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-мм пушек ШВАК против танковой брони была низкой, а точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось: бомбардировочный прицел лётчика оказался малоэффективным, так как Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель, а при аварийной посадке лётчики часто получали травмы, ударяясь головой о прицел. По этим причинам на большинстве Ил-2 в строевых частях прицел ПБП-16 снимался, а стрельба из пушечного вооружения производилась после пристрелки из пулеметов. Позднее стали использовать так называемый визир Васильева ВВ-1, представлявший собой нанесенные на бронестекле прицельную сетку и мушку на штыре, установленную на капоте мотора. Для бомбометания с горизонтального полета применялась специальная разметка на капоте мотора и на бронестекле - при совмещении линий разметки летчик мог примерно определить момент сброса бомб.

Несмотря на все трудности и конструктивные недостатки, одноместные Ил-2 наносили удары по моторизованным и танковым колоннам рвавшегося на восток врага, причем часто без истребительного прикрытия. Это сдерживало натиск немцев и снижало их наступательные возможности.

1. Е. Черников «Бронированный штурмовик Ил-2» М-Хобби 1998 г.

2. В. Перов, О. Растренин «Штурмовик Ил-2», журнал «Авиация и Космонавтика» №5-6 2001 г.

3. Материалы сайта airwar.ru

Приборная скорость сваливания в полётной конфигурации: 136..156 км/ч
Приборная скорость сваливания в посадочной конфигурации: 128..146 км/ч
 
Предельная скорость в пикировании: 570 км/ч
Разрушающая перегрузка: 11,5 единиц
Угол атаки сваливания, в полётной конфигурации: 19,4 °
Угол атаки сваливания, в посадочной конфигурации: 17,5 °
 
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - форсированный: 430 км/ч
Максимальная истинная скорость у земли, режим двигателя - номинал (при 2150 об/мин): 421 км/ч
Максимальная истинная скорость на высоте 2500 м, режим двигателя - номинал (при 2150 об/мин): 455 км/ч
 
Практический потолок: 7500 м
Скороподъёмность у земли: 9,4 м/с
Скороподъёмность на высоте 3000 м: 8,9 м/с
Скороподъёмность на высоте 6000 м: 3,9 м/с
 
Время виража предельного по тяге у земли: 23,1 с, на скорости 250 км/ч по прибору
Время виража предельного по тяге на высоте 3000 м: 32,6 с, на скорости 250 км/ч по прибору
 
Продолжительность полёта на высоте 3000 м: 1,7 ч, на скорости 300 км/ч по прибору
 
Скорость взлётная: 150..190 км/ч
Скорость на глиссаде: 185..195 км/ч
Скорость посадочная: 130..140 км/ч
Посадочный угол: 11,7 °
 
Примечание 1: данные указаны для условий международной стандартной атмосферы.
Примечание 2: диапазоны характеристик даны для допустимого диапазона масс самолёта.
Примечание 3: максимальные скорости, скороподъемности и время виража даны для стандартной массы самолёта.
Примечание 4: скороподъемностьи дана на номинальном режиме работы двигателя, время виража - на форсированном.
 
Двигатель:
Модель: АМ-38
Максимальная мощность на форсированном режиме у земли: 1600 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме у земли: 1500 л.с.
Максимальная мощность на номинальном режиме на высоте 1650 м: 1500 л.с.
 
Режимы работы двигателя:
Номинальный (время неограничено): 2050 об/мин, 1180 мм рт.ст.
Форсированный (до 10 минут): 2150 об/мин, 1280 мм рт.ст.
 
Температура воды на выходе из двигателя номинальная: 80..110 °С
Температура воды на выходе из двигателя предельная: 120 °С
Температура масла на входе в двигатель номинальная: 40..80 °С
Температура масла на входе в двигатель предельная: 85 °С
Температура масла на выходе из двигателя номинальная: 115 °С
Температура масла на выходе из двигателя предельная: 120 °С
 
Высота переключения нагнетателя: одна ступень 
 
Масса пустого самолёта: 4242 кг
Минимальная масса (без БК, 10% топлива): 4464 кг
Стандартная масса: 5049 кг
Максимальная взлётная масса: 5888 кг
Максимальный запас топлива: 470 кг / 641 л
Максимальная полезная нагрузка: 1646 кг
 
Вооружение курсовое:
2 x 20мм пушка "ШВАК", 210 снарядов, 800 выстр/мин, крыльевая
2 x 7,62мм пулемёт "ШКАС", 750 патронов, 1800 выстр/мин, крыльевой
2 x 23мм пушка "ВЯ-23", 150 снарядов, 600 выстр/мин, крыльевая (модификация)
 
Вооружение бомбовое:
До 6 x 50 кг осколочно-фугасных авиабомб "ФАБ-50св"
До 6 x 104 кг осколочно-фугасных авиабомб "ФАБ-100М"
2 x 254 кг осколочно-фугасные авиабомбы "ФАБ-250св"
 
Вооружение ракетное:
8 x 7 кг неуправляемых авиационных ракет "РОС-82", масса осколочно-фугасной боевой части 2,5 кг
8 x 15 кг неуправляемых авиационных ракет "РБС-82", масса бронебойно-осколочно-фугасной боевой части 7,2 кг
8 x 42 кг неуправляемых авиационных ракет "РОФС-132", масса осколочно-фугасной боевой части 21,3 кг
 
Длина: 11,5 м
Размах крыла: 14,6 м
Площадь крыла: 38,5 кв.м
 
Начало участия в боевых действиях: июнь 1941
 
Особенности эксплуатации:
- Двигатель самолёта имеет форсажный режим. Для использования форсажа необходимо установить рычаг высотного корректора - форсажа в положение "форсаж".
- Двигатель оборудован одноступенчатым нагнетателем, который не требует ручного управления.
- Высотный корректор при установке рычага в среднее положение автоматически поддерживает оптимальную топливовоздушную смесь с увеличением высоты полёта. Использование положений рычага меньших, чем среднее, позволяет обеднять смесь для снижения расхода топлива на маршруте.
- Регулятор постоянных оборотов винта поддерживает заданные рычагом винта обороты мотора за счёт автоматического изменения шага винта.
- Водо- и маслорадиатор имеют ручное управление створками. Створки на входе и выходе тоннеля маслорадиатора бронированные, поэтому их рекомендуется закрывать при атаке цели для уменьшения вероятности боевых повреждений маслорадиатора. После выхода из атаки необходимо снова открыть створки в требуемое положение.
- Самолёт имеет триммер руля высоты для снятия нагрузки на ручку управления.
- Привод посадочных щитков пневматический. По команде на выпуск щитки выпускаются полностью. Из-за небольшого давления в пневмосети выпущенные щитки могут поджиматься скоростным напором воздуха на скоростях полёта более 220км/ч. Поэтому при заходе на посадку следует помнить, что при выпуске щитков на большей скорости они могут не выпуститься на полный угол. В этом случае полный довыпуск щитков может неожиданно произойти при дальнейшем гашении скорости, например уже на выравнивании, что приведёт к взмыванию самолёта.
- Свободно-ориентируемое хвостовое колесо может быть застопорено в положении "по полёту" при помощи рычага в кабине лётчика. Колесо необходимо застопорить при продолжительном рулении по прямой, а также перед взлётом и посадкой.
- Тормоза колёс шасси пневматические, дифференциальные: отклонение педалей при зажатом тормозе приводит к растормаживанию колеса, противоположного нажатой педали.
- Самолёт оснащён топливомером, который показывает остаток топлива в переднем или нижнем баке, в зависимости от положения переключателя. Выбор бака для индикации по умолчанию производится комбинацией клавиш (RShift+I). Остаток топлива в заднем баке не контролируется.
- Фонарь кабины имеет массу около 50 кг и не имеет фиксатора открытого положения. Поэтому при пикировании с открытым фонарём фонарь может самопроизвольно закрыться. На высоких скоростях полёта фонарь невозможно сдвинуть из-за скоростного напора воздуха. Самолёт не оборудован системой аварийного сброса фонаря, поэтому для покидания лётчиком самолёта в полёте необходимо предварительно сбросить скорость.
- Электросбрасыватель подвесного оружия позволяет выполнять сброс бомб или пуск ракет по одной, по две или по четыре в серии.
- Прицел установлен на подвижной штанге и может быть выдвинут в сторону лётчика для обеспечения большего угла зрения через прицел.
 
Основные данные и рекомендуемые положения органов управления самолётом:
1. Запуск двигателя:
- рекомендуемое положение рукояти управления смесью:  50% (автоматическое управление смесью)
- рекомендуемое положение рукояток управления радиаторами: закрыто
- рекомендуемое положения рукояти управления шагом: 100%
- рекомендуемое положение рычага управления двигателем: 10%
- перед рулением необходимо разблокировать колесо
 
2. Рекомендуемые положения рукояти смеси при различных режимах полёта: 50% (автоматическое управление смесью)
 
3.1 Рекомендуемые положения рукояти управления маслорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 50-60%
- бой: закрыто (для защиты радиатора от попаданий)
 
3.2 Рекомендуемые положения рукояти управления водорадиатором при различных режимах полёта:
- взлёт: открыто 100%
- набор высоты: открыто 100%
- крейсерский полёт: открыто 50-60%
- бой: открыто 100%
 
4. Ориентировочный расход топлива на различных режимах работы на высоте 2000 м:
- крейсерский режим работы двигателя: 8,7 л/мин
- боевой режим работы двигателя: 10,0 л/мин
Наверх