КВ-1с ЧТЗ (1943) / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
КВ-1с ЧТЗ (1943)
История
Характеристики

Танк КВ появился в 1939 г. в результате работ по созданию нового образца тяжёлого танка с противоснарядным бронированием. Созданный в инициативном порядке однобашенный танк стал лучшим тяжёлым танком начального периода войны. Бронирование, которое не могли пробить большинство немецких противотанковых и танковых пушек, и мощное 76-мм орудие позволяли экипажу бороться с превосходящими силами противника.

Продолжением достоинств танка стали и его недостатки. Машина получилась защищённой и сильной, но перетяжелённой. Низкая надёжность трансмиссии этих танков стала притчей во языцех, да и подвижность на местности тоже была невысокой. Машина зачастую даже не могла сходу забраться на откос, на который легко заезжали другие танки. Многочисленные претензии из строевых частей привели к тому, что в начале лета 1942 г. под руководством Жозефа Котина, теперь уже главного конструктора Челябинского тракторного завода, была разработана более лёгкая и подвижная модификация КВ, получившая индекс КВ-1С, то есть «скоростной». Чтобы придать машине большую подвижность, конструкторы рискнули снизить бронирование, прежде всего на бортах и на верхней части кормы. Снижение было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это уменьшило массу на 5 тонн. Кроме того, в танк внесли ряд конструктивных изменений, повысивших надёжность и боевую эффективность.

КВ-1С имел классическую схему общей компоновки. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, сварные швы и стыки между ними усиливались угольниками и накладками. Корпус разделялся на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Отделение управления располагалось в носовой части, в нём размещались механик-водитель в центре и стрелок-радист слева, радиостанции и аккумуляторы. В лобовом листе располагалась шаровая установка курсового пулемёта, огонь из которого вел стрелок-радист.

Боевое отделение находилось в средней части. На его дне размещалась основная часть боекомплекта, а вдоль бортов - топливный и масляный баки. Над ним устанавливалась башня с пушкой, двумя пулемётами, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. В отличие от предыдущих модификаций башня танка стала литой, овальной обтекаемой формы с кормовой нишей. В ней располагались наводчик (слева от пушки), командир танка (за наводчиком) и заряжающей (справа от пушки). На крыше башни имелась неподвижная командирская башенка с пятью зеркальными смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор.

Моторное отделение шло за боевым, между ними ставилась перегородка. Здесь устанавливались дизельный двигатель В-2К и агрегаты, обеспечивающие его работу. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части, от моторного его также отделяла перегородка. Здесь размещались узлы и агрегаты трансмиссии, в том числе коробка передач новой конструкции.

Вооружение танка состояло из пушки ЗИС-5 и трёх пулемётов ДТ. Пушка могла стрелять бронебойными снарядами БР-350 (вес 6,5 кг, начальная скорость 660 м\с, бронепробиваемость 72 мм на дистанции в 500 м), подкалиберными БР-354П (3,02 кг, 950м/с, 129 мм) и осколочно-фугасными.

Всего с июля 1942 г. по август 1943 г. выпустили 1083 КВ-1С. В войска они начали поступать с сентября 1942 года и впервые вступили в бой под Сталинградом. Поначалу они шли в части смешанным составом, вместе с последними КВ-1, но в октябре того же года началось создание 15 отдельных гвардейских танковых полков прорыва, на вооружение которых и стали поступать тяжёлые машины. На 16.11.1942 г. на Юго-Западном фронте имелось 3 полка прорыва, всего 63 КВ-1С. Эти танки участвовали во всех наступательных операциях. К январю 1943 г. в танковых частях имелось 264 КВ-1С - максимальное количество танков этого типа в строю одновременно. Постепенно они заменялись боевыми машинами новых типов, но КВ-1С продолжали использовать вплоть до конца войны. Например, 68-я танковая бригада, которая принимала участие в боях на Кюстринском плацдарме, в феврале 1945 г. имела два танка этого типа.

Использованные источники:

1. М. Свирин «Танковая мощь СССР. Ч.2 В тяжкую пору». 2009 г.

2. «КВ-1С «Скоростной» КВ» журнал «Наши танки» № 22,2018 г.

3. М. Барятинский «Тяжелый танк КВ. Ч.1» журнал «Бронеколлекция» №6(69) 2006 г.

Разработан коллективом конструкторского бюро Челябинского Тракторного Завода летом 1942 года. Впервые применён в бою в конце 1942-го года на Донском и Воронежском фронтах.

Танк был дальнейшим развитием тяжёлого танка КВ-1. В связи с низкой надежностью и подвижностью исходной версии танка КВ-1, танк КВ-1с ("с" - "скоростной") был облегчён за счёт уменьшения толщины брони, также в конструкцию были введены новые улучшенные механизмы. В результате проведённых доработок улучшились скорость танка и его манёвренность, и значительно повысилась его надёжность.

Существенным недостатком танка была его слабая 76-мм пушка ЗиС-5, доставшаяся ему по наследству от предшественника, что вместе с уменьшенным бронированием практически сравняло его по боевой эффективности с танком Т-34 с 76мм пушкой.

Всего за время производства с июля 1942-го по август 1943-го года было выпущено 1083 танка КВ-1с.

Снаряжённая масса: 43350 кг.
Длина: 6.9 м.
Ширина: 3.3 м.
Высота: 2.6 м.
Клиренс: 450 мм.

Двигатель дизельный В-2К
Мощность максимальная: 600 л.с. при 2000 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 2150 об/мин.
Коробка передач 4-х скоростная с 2-х ступенчатым демультипликатором.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я пониженная: 4,5 км/ч.
2-я пониженная: 6,6 км/ч.
3-я пониженная: 9,3 км/ч.
4-я пониженная: 12,9 км/ч.
1-я повышенная: 16,0 км/ч.
2-я повышенная: 23,1 км/ч.
3-я повышенная: 33,0 км/ч.
4-я повышенная: 45,4 км/ч.
Задняя пониженная: 5,0 км/ч.
Задняя повышенная: 17,9 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 24 км/ч.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 600 л.
Масла в системе смазки двигателя: 100 л.
Летний хладагент: 150 л. вода
Зимний хладагент: 150 л. 67% этилен-гликоль
Запас хода по шоссе: 200 км.
Максимальный расход масла: 11 л/ч.

Запас хода по шоссе: 200 км.

Бронирование корпуса:
Лоб верх: 75 мм катаная.
Лоб капот: 50 мм катаная.
Лоб низ: 60 мм катаная.
Борт: 60 мм катаная.
Корма: 60 мм катаная.
Крыша перед: 40 мм катаная.
Крыша зад: 30 мм катаная.
Днище: 30 мм катаная.

Бронирование башни:
Лоб: 82 мм литая.
Борт: 82 мм литая.
Корма: 82 мм литая.
Крыша: 30 мм катаная.
Башенка: 60 мм литая.
Маска орудия: 70..82 мм литая.

Главное орудие: нарезное, 76,2 мм ЗИС-5.
Длина ствола: 41,6 калибра.
Углы возвышения: +12°..-5°.
Боезапас: до 114 снарядов.
Практическая скорострельность: 8 выст/мин.
Привод башни: электрический, 30 секунд на оборот.

Применяемые снаряды:
БР-350Б бронебойный каморный: 6,5 кг, 660 м/с, 72 мм на 500м.
БР-350СП бронебойный сплошной: 6,6 кг, 660 м/с, 73 мм на 500м.
БР-354П бронебойный подкалиберный: 3,02 кг, 950 м/с, 129 мм в упор.
ОФ-350 осколочно-фугасный: 6,2 кг, 680 м/с, 710 г ВВ.

Пулемёты: 7,62 мм Дегтярёва Танковый (ДТ).
Масса пули: 9,8 г.
Начальная скорость: 840 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 11 мм.
Скорострельность: 600 выст/мин.
Спаренный: 22 магазина по 63 патрона (1386 патрона).
Курсовой: +-15°/+15°..-5°, 21 магазин по 63 патрона (1323 патрона).
Задний: +-15°/+-12°, 6 магазинов по 63 патрона (378 патронов).

Прицельное оборудование:
Телескопический прицел наводчика ТМФД-7, поле зрения 15°.
Перископический панорамный прицел наводчика ПТ4-7, поле зрения 26°.

Радиооборудование:
УКВ радиостанция 9-РМ.
4 терминала внутренней связи.

Наверх