M4A2 "Шерман" / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
M4A2 "Шерман"
История
Характеристики

Созданный в 1940 г. средний танк М3 с вооружением из двух пушек (75-мм в корпусе и 37-мм в поворотной башне) не удовлетворял требованиям военных с момента разработки, поэтому в том же году началась разработка нового среднего танка классической схемы с использованием узлов и агрегатов уже освоенного промышленностью М3. Прототип нового танка появился в сентябре 1941 г. и сохранил многие черты M3, позаимствовав у него нижнюю часть корпуса, конструкцию ходовой части, двигатель, а также 75-мм танковую пушку M3, но теперь единственную пушку разместили в поворотной башне, а корпус имел совершенно иную конструкцию.

Особенностью производства M4 являлось то, что практически все модификации не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. На серийных танках стоял карбюраторный звездообразный двигатель Wright R-975 Whirlwind, но при развёртывании производства М4 столкнулись с проблемой нехватки двигателей, для решения которой разработали несколько различных версий машины, отличавшихся моторами. Так, версия M4A2 получила дизельный двигатель: первоначально эта модификация предлагалась в качестве временного решения проблемы дефицита бензиновых двигателей, однако Советский Союз и Великобритания желали получать по ленд-лизу именно дизельные танки.

М4А2 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии. Корпус танка был сварным из катаных броневых листов. Внутренняя часть корпуса была разделена на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное.

Отделение управления находилось в передней части танка: в нём располагались сиденья механика-водителя и его помощника, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, щиток контрольных приборов, курсовой пулемёт и его боекомплект. Лобовая броня состояла из массивной литой детали, служащей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа. Лобовая деталь крепилась к верхнему листу, бортовым листам и днищу болтами.

Боевое отделение размещалось в средней части: здесь располагались сиденья командира, наводчика и заряжающего, боекомплект, зарядный агрегат, аккумуляторы и огнетушители. Над боевым отделением устанавливалась литая башня с пушкой и спаренным пулемётом, прицелом и приборами наблюдения, частью боекомплекта, механизмом поворота башни, подъёмным механизмом и гиростабилизатором орудия, радиостанцией.

Моторное отделение находилось за перегородкой в кормовой части: двигатель General Motors Twin G-41 (6046-71) представлял собой два установленных рядом дизельных мотора 6-71, чьи выходные валы сводились вместе с помощью винтовой передачи.

Вооружение включало пушку, спаренный и курсовой пулемёты винтовочного калибра и крупнокалиберный зенитный пулемёт. В боекомплект пушки входили бронебойные снаряды M61 весом 6,79 кг (618 м/с, бронепробиваемость 83 мм на 500 м) и бронебойные сплошные M72 (6,33 кг, 618 м/с, 91 мм на 500 м), а также осколочно-фугасные M48 весом 6,67 кг с начальной скоростью 604 м/с.

Всего выпустили 10 968 M4A2. Они использовались Корпусом морской пехоты на Тихоокеанском театре военных действий, начиная с высадки 20 ноября 1943 года на Тараву (всего морпехи получили 500 танков этого типа). Боевой дебют полученных по ленд-лизу английских «Шерманов» Mk.III состоялся в Северной Африке. Позднее эти машины воевали во всех кампаниях союзников в Европе.

В СССР по ленд-лизу, согласно американским данным, было поставлено 1990 танков с 75-мм пушкой. Первые «шерманы» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Советские специалисты выбрали именно эти танки для поставки, учитывая хорошо известные трудности с эксплуатацией танков МЗ, моторы которых могли работать только на импортном высокооктановом бензине. Танки M4A2 получили высокую оценку в бронетанковых частях РККА, например, в отчете 5-й гвардейской танковой бригады, датированном 23 октября 1943 года, отмечалось: «По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо». Танкисты отмечали удобство работы в этих машинах, плавный ход и хорошую бронезащиту.

M4A2 применялись в боевых операциях РККА второй половины войны.

Использованные источники:

  1. М. Барятинский. «Средний танк "Шерман"» Бронеколлекция № 01 (22) 1999 г

  2. М. Барятинский «Танки ленд-лиза в бою» 2009 г.

  3. Форд Р. «Танк "Шерман"» 2007 г.

M4 "Шерман" был основным американским средним танком Второй мировой войны, он широко использовался американской армией на всех основных театрах боевых действий и поставлялся в армии стран союзников, в том числе по программе ленд-лиза.

В СССР танки "Шерман" начали поступать в ноябре 1942-го и появились на фронте уже в начале 1943-го года, участвовали практически во всех основных операциях советских войск во второй половине Великой Отечественной Войны.

В целом, американские танки получили у советских танкистов положительный отзыв, так как были по боевым качествам не хуже Т-34 с 76 мм пушкой Ф-34, а за счёт более высокого качества снарядов американской 75 мм пушки М3 даже немного превосходили его. Кроме того, наличие крупнокалиберного зенитного пулемета на башне значительно увеличивало его огневую мощь и защиту.

Особенно нашим танкистам нравилось более комфортабельное внутреннее пространство, что, в свою очередь, являлось и его недостатком - более крупные, особенно по высоте, габариты, делали его более заметным и уязвимым на поле боя. 

Хорошее внутренее оснащение, качественные приборы наблюдения, гиростабилизатор для пушки, более устойчивая, в сравнении с отечественными машинами радиосвязь, надежность и ремонтопригодность - всё это делало Шерман неплохим танком на поле боя.

Особенностью модификации M4A2 была силовая установка, выполненная в виде спарки двух 6-цилиндровых дизельных двигателей GM 6046. Всего в СССР было поставлено 1990 танков модификации М4А2 с 75мм пушкой М3.

Снаряжённая масса: 30900 кг.
Длина: 6.1 м.
Ширина: 2.7 м.
Высота: 2.9 м.
Клиренс: 470 мм.

Двигатель спаренный дизельный 6-ти цилиндровый GM 6046-71
Мощность максимальная: 2 x 375 л.с. при 2100 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 2150 об/мин.
Коробка передач 5-ти скоростная.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я: 2.4 миль/ч (3.8 км/ч).
2-я: 7.2 миль/ч (11.5 км/ч).
3-я: 11.9 миль/ч (19.2 км/ч).
4-я: 19.1 миль/ч (30.7 км/ч).
5-я: 29.9 миль/ч (48.0 км/ч).
Задняя: 3.6 миль/ч (5.8 км/ч).

Максимальная скорость по пересечённой местности: 16 миль/ч (26 км/ч).

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 590 л.
Масла в системе смазки двигателя: 80 л.
Летний хладагент: 95 л. вода
Зимний хладагент: 95 л. 43% спирт 15% глицерин
Запас хода по шоссе: 315 км.
Максимальный расход масла: 3.7 л/ч.

Бронирование корпуса:
Лоб верх: 51 мм катаная.
Лоб низ: 51 мм литая.
Борт: 38 мм катаная.
Корма: 38 мм катаная.
Крыша перед: 19 мм катаная.
Крыша зад: 13 мм катаная.
Днище перед: 25 мм катаная.
Днище зад: 13 мм катаная.

Бронирование башни:
Лоб скулы: 76 мм литая.
Лоб центр: 51 мм литая.
Борт: 51 мм литая.
Корма: 51 мм литая.
Крыша: 25 мм литая.
Башенка: 25 мм литая.
Маска орудия: 38 мм литая.

Главное орудие: нарезное, 75 мм M-3.
Длина ствола: 40 калибров.
Углы возвышения: +25°..-10°.
Боезапас: до 97 снарядов.
Практическая скорострельность: 8 выст/мин.
Привод башни: электрогидравлический, 16 секунд на оборот.

Применяемые снаряды:
M61 бронебойный каморный: 6,79 кг, 618 м/с, 83 мм на 500м.
M72 бронебойный сплошной: 6,33 кг, 618 м/с, 91 мм на 500м.
M48 осколочно-фугасный: 6,67 кг, 604 м/с, 667 г ВВ.

Спаренный и курсовой пулемёты: 7,62 мм M1919.
Масса пули: 11 г.
Начальная скорость: 845 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 12 мм.
Скорострельность: 600 выст/мин.
Спаренный: 8 лент по 250 патронов (2000 патронов).
Курсовой: +-21°/+21°..-10°, 19 лент по 250 патронов (4750 патронов).

Зенитный пулемёт: 12,7 мм M2.50.
Масса пули: 41.9 г.
Начальная скорость: 895 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 22 мм.
Скорострельность: 550 выст/мин.
Боезапас: 6 лент по 50 патронов (300 патронов).

Прицельное оборудование:
Телескопический прицел наводчика M38 совмещенный с перископом М4А1, поле зрения 9°.

Радиооборудование:
КВ/УКВ радиостанция Wireless Set No. 19.
5 терминалов внутренней связи.

Наверх