Pz.Kpfw.V Ausf.D / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
Pz.Kpfw.V Ausf.D
История
Характеристики

Работы по проектированию нового среднего танка, призванного заменить Pz.IV, начались в Рейхе в 1937 г., но шли неторопливо и только в 1941 г., после боев с танками Т-34, конструирование новой машины ускорилось. Первоначально она проектировалась как почти точная копия Т-34, но в итоге в производство был запущен вариант фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с трансмиссией в носовой части танка. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.V, а в сквозной системе индексации подвижных средств вермахта - Sd.Kfz. 171. Производство танка началось сразу после появления первых прототипов, с целью выпуска максимально возможного количества к планировавшемуся на 1943 г. летнему наступлению.

По изменённой в начале 1943 г. немецкой классификации танки с 75-мм пушками также стали именоваться средними, поэтому имевший массу тяжёлого танка Pz.V считался в Германии средним. Наименование Panther («Пантера») он получил только в 1944 г. по личному указанию Гитлера. Почему серийная модификация получила индекс D.

Pz.V Ausf.D (Sd.Kfz. 171) имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии. От прототипа эта модификация отличалась новой командирской башенкой, двухкамерным дульным тормозом пушки, усиленной бронёй и новой коробкой передач.

Корпус танка был сварным из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Внутренняя часть корпуса делилась на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное.

Отделение управления находилось в передней части танка. В нём располагались сиденья механика-водителя и радиста-пулеметчика, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, контрольные приборы, радиостанция, курсовой пулемёт и его боекомплект. На модификации D для подвижного пулемёта была предусмотрена щель в лобовом листе корпуса, закрывавшаяся откидной крышкой.

Боевое отделение размещалось в средней части, над ним устанавливалась сварная башня в форме усечённого конуса с пушкой и спаренным пулемётом, прицелом и приборами наблюдения. В ней располагались также сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался в корпусе в нишах и под вращающимся поликом башни.

Моторное отделение находилось в кормовой части и было отделено от боевого броневой перегородкой. В нём располагался бензиновый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 210 P30.

Вооружение включало 75-мм пушку KwK 42 с длиной ствола в 70 калибров, два пулемёта винтовочного калибра и дымовые гранатометы. Типы снарядов орудия: бронебойный 7,5 cm Pzgr. 39/42 (6,8 кг, 925 м/с, пробивал 140 мм брони на 500 м), подкалиберный 7,5 cm Pzgr. 40/42 (4,1 кг, 1170 м/с, пробивал 208 мм брони на минимальной дистанции), осколочно-фугасный 7,5 cm Sprgr.42 (5,74 кг, 700 м/с).

Ходовая часть танка имела расположенные в шахматном порядке катки большого диаметра: их большое количество, тем более что половина из них была двойными, в сочетании с двойной индивидуальной подвеской обеспечивало плавность хода и приемлемую проходимость, но такая ходовая часть оказалось очень трудоёмкой в эксплуатации.

В 1943 г. успели выпустить 842 машины. Поскольку темп выпуска отставал от потребностей войск, решено было отказаться от полной замены ими танков Pz.III и Pz.IV, перевооружив лишь один батальон танкового полка в дивизии.

Впервые Pz.VD вступили в бой во время операции «Цитадель» на Курской дуге. Боевой дебют оказался чрезвычайно неудачным: в боях участвовало 196 танков этого типа, из которых только по техническим причинам вышло из строя 162 машины, причём из-за нехватки мощных тягачей 127 танков было оставлено на поле боя и они достались РККА.

Тем не менее, перевооружение на Pz.VD продолжалось быстрыми темпами. В ходе боев выяснилось, что «Пантера» очень опасный противник при действиях из засады благодаря своей длинноствольной пушке, имеющей отличную бронепробиваемость на большой дистанции боя. Некоторые авторы считают эту машину лучшим немецким танком Второй мировой войны.

Использованные источники:

1. М. Барятинский «Тяжелый танк "Пантера"», журнал «Бронеколлекция» №2(11) 1997 г.

2. А. Лобанов «Танковые войска Гитлера» 2010 г.

3. J.Ledwoch. «PzKpfw V Panther» 1992 г.

Разработан фирмой "Ман" в 1942-ом году и дебютировал в боях на Курской Дуге летом 1943-го года. Особенностью танка является совокупность могущества главного орудия, лобового бронирования и подвижности в ущерб бронированию с остальных ракурсов.

Для лучшего распределения давления на грунт и защиты бортов катки были расположены в шахматном порядке, что, однако, сильно затрудняло ремонт ходовой части и при её повреждениях в боевых условиях часто приводило к потере танка. Ход подвески был очень большим и в целом она была намного мягче, чем на большинстве других танков, обеспечивая высокую плавность хода. Один узел подвески включал 2 торсиона, их общее количество на танке составляло 32 штуки. Надежность машин, особенно в начале производства, была крайне низкой и к апрелю 1943 года из 174 произведенных машин только 4 попали в действующие части, остальные же были возвращены на заводы для доработки.

Танк мог оборудоваться шестью мортирками, установленными на башне, и предназначенными для отстрела дымовых гранат на дальность порядка 80 метров.

Главным орудием танка была длинноствольная 75-мм пушка KwK 42, которая за счет высокой начальной скорости снаряда обеспечивала пробитие брони любого танка противника на значительных дальностях. 

При хорошем бронировании лобовой проекции танка, броня бортов, кормы и, в особенности, крыши и днища была весьма слабой и не обеспечивала удовлетворительной защиты от огня танков и орудий противника. Для увеличения недостаточной защиты нижней части борта на танк устанавливались фальш-борты (Schürzen).

Модификация Ausführung D производилась серийно с января по сентябрь 1943 года, за это время было построено 842 таких машины.

Снаряжённая масса: 45500 кг
Длина: 8,9 м.
Ширина: 3,4 м.
Высота: 3,0 м.
Клиренс: 550 мм.

Двигатель бензиновый Maybach HL 210 P30.
Мощность максимальная: 650 л.с. при 3000 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 3000 об/мин.
Коробка передач 7-ми скоростная.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я: 4,2 км/ч.
2-я: 8,4 км/ч.
3-я: 13,2 км/ч.
4-я: 21,6 км/ч.
5-я: 30,0 км/ч.
6-я: 42,0 км/ч.
7-я: 55,2 км/ч.
Задняя: 4.1 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 25 км/ч.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 720 л.
Масла в системе смазки двигателя: 42 л.
Летний хладагент: 120 л. 40% глисантин
Зимний хладагент: 120 л. 60% глисантин
Запас хода по шоссе: 205 км.
Максимальный расход масла: 3.8 л/ч.

Бронирование корпуса:
Лоб верх: 80 мм катаная.
Лоб низ: 60 мм катаная.
Борт: 40 мм катаная.
Корма: 40 мм катаная.
Крыша: 16 мм катаная.
Крыша, решётки: 20 мм литая.
Днище: 16 мм катаная.
Днище полки: 16 мм катаная.

Бронирование башни:
Лоб: 100 мм литая.
Борт: 45 мм катаная.
Корма: 45 мм катаная.
Крыша: 16 мм катаная.
Башенка: 95 мм литая.
Маска орудия: 100 мм литая.

Главное орудие: нарезное, 7,5 cm KwK 42 L/70.
Длина ствола: 58,1 калибров.
Углы возвышения: +18°..-8°.
Боезапас: до 79 снарядов.
Практическая скорострельность: 7 выст/мин.
Привод башни: гидравлический, 60 секунд на оборот.

Применяемые снаряды:
7,5 cm Pzgr. 39/42 бронебойный каморный: 6,8 кг, 925 м/с, 140 мм на 500 м.
7,5 cm Pzgr. 40/42 бронебойный подкалиберный: 4,1 кг, 1170 м/с, 208 мм в упор.
7,5 cm SprGr.42 осколочно-фугасный: 5,74 кг, 700 м/с, 660 г ВВ.

Пулемёты: 7,92 мм Maschinengewehr 34.
Масса пули: 11,5 г.
Начальная скорость: 855 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 11 мм.
Скорострельность: 900 выст/мин.
Спаренный: 20 лент по 150 патронов (3000 патронов).
Курсовой: +-15°/+13°..-6°, 42 магазина по 50 патронов (2100 патронов).

Прицельное оборудование:
Телескопический бинокулярный прицел наводчика Tzf 12, поле зрения 29°.

Радиооборудование:
УКВ радиостанция Fu 5 с дополнительным приемником Fu 2.
4 терминала внутренней связи.

Наверх