Pz.Kpfw.VI Ausf.H1 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
Pz.Kpfw.VI Ausf.H1
История
Характеристики

Работы по созданию тяжёлого танка прорыва начались в Рейхе в 1937 г. Работы велись в отделе концерна «Хеншель», возглавляемом Э. Адерсом, но все эти проекты по боевой массе, вооружению и бронированию были фактически средними танками. Только по опыту боев на Восточном фронте требования к тяжёлому танку были изменены. Из двух прототипов, созданных по новым требованиям, для серийного производства был выбран танк концерна «Хеншель». Машина получила обозначение Pz.Kpfw.V Ausf.E, а в сквозной системе индексации подвижных средств вермахта - Sd.Kfz. 181. В ходе производства это обозначение сменилось на Pz.Kpfw.VI Ausf.H1, хотя никаких серийных модификаций у танка не имелось. «Тигр» стал первым немецким серийным танком с новой ходовой частью из установленных в шахматном порядке катков.

Pz.Kpfw.VI Ausf.H1 (Sd.Kfz. 181) имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии. Корпус танка был сварным из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Внутренняя часть корпуса делилась на четыре отделения: трансмиссионное, управления, боевое и моторное.

Агрегаты механической трансмиссии располагались в трансмиссионном отделении, находящемся в передней части танка, и частично в отделении управления.

В отделении управления размещались сиденья механика-водителя и радиста-пулемётчика, рулевое колесо, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, контрольные приборы, радиостанция, курсовой пулемёт и его боекомплект.

Боевое отделение размещалось в средней части танка. Над ним устанавливалась сварная башня с пушкой и спаренным пулемётом, прицелом и приборами наблюдения. В ней располагались также сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался по стенкам боевого отделения, рядом с механиком водителем и под вращающимся поликом башни. Вращение башни осуществлялось от гидравлического привода.

Моторное отделение находилось в кормовой части танка, отделяясь от боевого броневой перегородкой. В нём располагался бензиновый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 210 P30.

Вооружение включало 88-мм пушку KwK 36 с длиной ствола в 56 калибров, два пулемёта винтовочного калибра и дымовые гранатомёты. Типы снарядов орудия: 8,8 cm Pzgr. 39 бронебойный (вес 10,16 кг, начальная скорость 800 м/с, бронепробиваемость 129 мм на дистанции 500 м), 8,8 cm Pzgr. 40 подкалиберный (7,3 кг, 930 м/с, бронепробиваемость 201 мм на минимальной дистанции), кумулятивный 8,8 cm Gr. 39 HL (7,65 кг, 600 м/с, бронепробиваемость 90 мм) и осколочный 8,8 cm Sprgr L/4,5 (9,0 кг, 820 м/с).

Ходовая часть танка имела расположенные в шахматном порядке катки большого диаметра: их большое количество, тем более что половина из них была двойными, в сочетании с двойной индивидуальной подвеской обеспечивало плавность хода и приемлемую проходимость, но такая ходовая часть оказалось очень трудоёмкой в эксплуатации.

Всего было произведено 1364 машины «Тигр». Pz.VI поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов. Впервые танки приняли участие в боевых действиях на Ленинградском фронте в августе 1942 г., были потеряны 5 машин из 7. Спустя два месяца в Северной Африке были применены «Тигры» 501-го батальона. В операции «Цитадель» летом 1943 г. приняли участие 144 танка Pz.VI из которых в течение июля — августа советские войска уничтожили 73.

В 1942—1943 годах танк являлся по совокупности своих боевых качеств сильнейшим в мире. К достоинствам машины следует отнести мощное вооружение (позволявшее до 1944 года поражать все САУ и танки противников в лоб со значительных дистанций) и бронирование, продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи. Эти танки активно применялись на всех фронтах вплоть до конца войны.

Единственной страной кроме Германии, получившей на вооружение «Тигры», стала Венгрия - в 1944 году она получила 3 машины.

Использованные источники:

1. М. Барятинский «Тяжелый танк "Тигр"», журнал «Бронеколлекция» №6(21) 1998 г.

2. А. Лобанов «Танковые войска Гитлера» 2010 г.

3. M. Hayton «Tiger Tank. Panzerkampfwagen VI Tiger 1 Ausf.E (Sdkfz 181)» 2011 г.

Разработан фирмой "Хеншель" в 1942-ом году. Дебютировал в бою на Ленинградском фронте в августе 1942-го года. Танк стал известным благодаря мощному для своего времени бронированию и характерному "квадратному" внешнему виду.

Для лучшего распределения давления на грунт и для защиты бортов катки ходовой части были расположены в шахматном порядке, что, однако, сильно затрудняло ремонт ходовой части, что при её повреждениях в боевых условиях часто приводило к потере танка.

Танк мог оборудоваться шестью мортирками, установленными на башне, и предназначенными для отстрела дымовых гранат на дальность порядка 80 метров.

Главным козырем данной машины являлась мощная 88-ти миллиметровая длинноствольная пушка KwK 36, которая была разработана на основе 88-мм зенитного орудия Flak 18/36. Это орудие позволяло "Тигру" поражать танки противника на значительных дистанциях, и до появления тяжёлых танков ИС-2, "Тигр" практически не имел себе равных на поле боя по огневой мощи.

Из-за своей сложной конструкции танк был очень дорог в производстве (800 тысяч рейхсмарок, практически в два раза дороже других танков тех времён). С начала производства в августе 1942-го и до окончания в августе 1944-го было построено 1354 танка.

Снаряжённая масса: 57000 кг
Длина: 8,5 м.
Ширина: 3,7 м.
Высота: 2,9 м.
Клиренс: 470 мм.

Двигатель бензиновый Maybach HL 210 P30.
Мощность максимальная: 650 л.с. при 3000 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 3000 об/мин.
Коробка передач 8-ми скоростная.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я: 2,8 км/ч.
2-я: 4,2 км/ч.
3-я: 6,1 км/ч.
4-я: 9,1 км/ч.
5-я: 14,0 км/ч.
6-я: 20,8 км/ч.
7-я: 30,1 км/ч.
8-я: 45,0 км/ч.
Задняя 1-я: 3.7 км/ч.
Задняя 2-я: 5.5 км/ч.
Задняя 3-я: 8.1 км/ч.
Задняя 4-я: 12.0 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 25 км/ч.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 530 л.
Масла в системе смазки двигателя: 30 л.
Летний хладагент: 120 л. 40% глисантин
Зимний хладагент: 120 л. 60% глисантин
Запас хода по шоссе: 140 км.
Максимальный расход масла: 4 л/ч.

Бронирование корпуса:
Лоб верх: 102 мм катаная.
Лоб середина: 102 мм катаная.
Лоб низ: 102 мм катаная.
Лоб днище: 63 мм катаная.
Борт верх: 82 мм катаная.
Борт низ: 63 мм катаная.
Корма верх: 82 мм катаная.
Корма низ: 63 мм катаная.
Крыша: 26 мм катаная.
Крыша, решётки: 25 мм литая.
Днище: 26 мм катаная.
Днище полки: 26 мм катаная.

Бронирование башни:
Лоб верх: 102 мм катаная.
Лоб низ: 90 мм катаная.
Борт: 82 мм катаная.
Корма: 82 мм катаная.
Крыша: 26 мм катаная.
Башенка: 75 мм литая.
Маска орудия: 100 мм литая.

Главное орудие: нарезное, 8,8 cm KwK 36 L/56.
Длина ствола: 53,3 калибра.
Углы возвышения: +11°..-4°.
Боезапас: до 92 снарядов.
Практическая скорострельность: 7 выст/мин.
Привод башни: гидравлический, 60 секунд на оборот.

Применяемые снаряды:
8,8 cm Pzgr. 39 бронебойный каморный: 10,16 кг, 800 м/с, 129 мм на 500м.
8,8 cm Pzgr. 40 бронебойный подкалиберный: 7,3 кг, 930 м/с, 201 мм в упор.
8,8 cm Gr. 39 HL бронебойный кумулятивный: 7,65 кг, 600 м/с, 90 мм.
8,8 cm Sprgr L/4,5 осколочно-фугасный: 9,0 кг, 820 м/с, 900 г ВВ.

Пулемёты: 7,92 мм Maschinengewehr 34.
Масса пули: 11,5 г.
Начальная скорость: 855 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 11 мм.
Скорострельность: 900 выст/мин.
Спаренный: 21 лента по 150 патронов (3150 патронов).
Курсовой: +-15°/+20°..-10°, 15 лент по 150 патронов (2250 патрона).

Прицельное оборудование:
Телескопический бинокулярный прицел наводчика Tzf 9b, поле зрения 26°.
Телескопический прицел стрелка-радиста KZF 2, поле зрения 18°.

Радиооборудование:
УКВ радиостанция Fu 5 с дополнительным приемником Fu 2.
4 терминала внутренней связи.

Наверх