Sd.Kfz.10/5 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
Sd.Kfz.10/5
История
Характеристики

Полугусеничный тягач для пехотных, лёгких зенитных и противотанковых орудий был разработан в концерне Демаг в 1934-1938 гг.: с 1938 г. в серийное производство был запущен вариант Demag D 7, получивший получил стандартное обозначение leichter Zugkraftwagen 1 t («лёгкий 1 т. тягач») - Sd. Kfz. 10. Практически сразу с началом выпуска тягачей появилась идея установить на них 20-мм автоматическую зенитную пушку и в 1939 г. появилась зенитная самоходная установка (ЗСУ) Sd.Kfz.10/4 с 20-мм зенитным орудием обр. 30 г., а в 1941 - Sd.Kfz.10/5 с пушкой обр. 1938 г.
2 cm Flak auf Fahrgestell Zugkraftwagen 1 t (Sd.Kfz.10/5) – «20-мм зенитная установка на шасси 1 т тягача» отличается от предыдущих модификаций более скорострельным зенитным орудием и наличием монтируемой на заводе бронезащиты.
Тягач был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передней управляемой колёсной осью и гусеничным ходом вместо заднего моста. Использование такого полугусеничного шасси давало ряд преимуществ, и в том числе позволяло существенно упростить конструкцию машины (устранялись сложные бортовые редукторы и дополнительные фрикционы) при сохранении высокой проходимости, свойственной гусеничным машинам. Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. ЗСУ отличалось от других тягачей конструкцией грузовой платформы: боковые и задний борта выполнялись в виде каркаса из стальных уголков, покрытого стальной же сеткой, которые в боевом положении откидывались в горизонтальное положение. Кроме того, радиатор и кабина спереди на части машин прикрывались 8-мм бронёй.
Вооружение ЗСУ представляло собой 20-мм автоматическую пушку Flak 38, установленную на грузовой платформе на штатном лафете - треугольном основании с тремя сошниками. Расчёет пушки прикрывался щитом, а боепитание осуществлялось из магазинов ёмкостью 20 патронов. Возимый боекомплект составлял 280 снарядов и размещался в контейнерах на бортах платформы, также самоходка могла буксировать одноосный прицеп с дополнительным боекомплектом. Снаряды использовались двух типов: сплошной бронебойный 2 cm Pzgr. L'spur (вес 148 г, начальная скорость 780 м/с, бронепробиваемость 33 мм на 500 м) и осколочный 2 cm Spgr.Patr. (115 г, 880 м/с). Скорострельность орудия составляла 450 выстрелов в минуту.
Всего было построено 610 Sd.Kfz.10/5.
Основной тактической единицей, в которой состояли на вооружении полугусеничные ЗСУ, являлась лёгкая зенитная самоходная рота (Leichte Fliegerabwehr Kompanie Selbstfahrlafette). Рота включала взводы самоходных и буксируемых орудий и придавалась дивизии, как правило танковой, реже моторизованной или пехотной, либо корпусу. На 22 июня 1941 года 17 таких рот были приданы танковым дивизиям, 4 - моторизованным, 2 - пехотным, 15 - корпусам, а остальные 19 находились в резерве армий, танковых групп и групп армий. Эти роты в административном отношении сводились в зенитные батальоны. Кроме рот, приданных дивизиям, ЗСУ использовались в зенитных батальонах резерва главного командования. К концу 1942 года вермахт располагал 13 такими батальонами, причём 10 из них были самоходными. Первоначально в условиях господства Люфтваффе в воздухе на Восточном фронте 20-мм ЗСУ в основном использовались для поддержки сухопутных войск и вели огонь по наземным целям, однако постепенно, с утратой этого господства, они стали использоваться для ПВО. Главным недостатком этих установок считалось практическое отсутствие бронирования, что не позволяло использовать их непосредственно в боевых порядках войск.

Использованные источники:
1. В. Освальд «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии», 2002 г.
2. А. Лобанов «Танковые войска Гитлера» 2010 г.
3. J. Ledwoch, R. Sawicki «2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4», 2010 г.

Модификация полугусеничного тягача Sd.Kfz.10/5 производства фирмы Demag, специально разработанная как мобильное малокалиберное зенитное орудие с пушкой Flak 38. Производство данной модификации началось в 1939 году.

Этот полугусеничный грузовой автомобиль имел цельнометаллическую безрамную конструкцию с несущим корпусом и специализированной металлической бортовой платформой, был оснащён гусеничным движителем с механизмом поворота с двойным дифференциалом и тормозными механизмами. Передние управляемые колёса тормозов не имели.

20-мм зенитное орудие Flak 38 было модификацией пушки Flak 30 c повышенной вдвое скорострельностью и улучшенной двухскоростной системой наведения по траверзу и углу места (производилось с 1938 года).

Снаряжённая масса: ~4900 кг.
Длина: 4,8 м.
Ширина: 2,4 м.
Высота: 2,4 м.
Клиренс: 310 мм.

Двигатель бензиновый Maybach HL42 TRKM
Мощность максимальная: 100 л.с. при 2800 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 3000 об/мин.
Коробка передач 7-ми скоростная.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я: 5.9 км/ч.
2-я: 9.6 км/ч.
3-я: 13.9 км/ч.
4-я: 21.4 км/ч.
5-я: 33.2 км/ч.
6-я: 51.4 км/ч.
7-я: 69.6 км/ч.
Задняя 1-я: 5.9 км/ч.
Задняя 2-я: 9.6 км/ч.
Задняя 3-я: 13.9 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 25 км/ч.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 90 л.
Масла в системе смазки двигателя: 12 л.
Хладагент: 18 л. воды
Запас хода по шоссе: 260 км.
Максимальный расход масла: 1 л/ч.

Опциональный бронированный щит орудия:
6 мм катаная броня.

Главное орудие: нарезное, 20 мм Flak 38.
Длина ствола: 65 калибра.
Углы возвышения: +85°..-12°.
Боезапас: до 280 снарядов (14 магазинов по 20 снарядов).
Скорострельность: 450 выст/мин.
Привод турели: механический, 6 секунд на оборот.

Применяемые снаряды: 
2 cm Pzgr. L\'spur бронебойный сплошной: 148 г, 780 м/с, 33 мм на 500м.
2 cm Spgr.Patr. осколочно-фугасный: 115 г, 880 м/с, 6 г ВВ.

Прицельное оборудование:
Механический зенитный прицел Schwebekreis Visier 38.
Телескопический прицел ZF 3x8 для стрельбы по наземным целям.
Резервный прицел открытого типа.

Наверх