Sd.Kfz.184 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
Sd.Kfz.184
История
Характеристики

В 1942 г. конкурс на новый тяжёлый танк Рейха «Тигр» выиграл проект концерна «Хеншель», а танк VK4501(P) конструкции Ф. Порше, отличавшийся наличием электротрансмиссии, его проиграл. Однако, кроме 5 прототипов, завод «Нибелунгенверке» успел выпустить 90 корпусов проигравшей модели и было решено использовать их для производства тяжёлых самоходных артиллерийских установок (САУ). Выпуском САУ занялся завод концерна «Алкетт» в Берлине.

САУ получила наименование 8.8 cm Jagdpanzer Tiger(P), а в сквозной системе индексации подвижных средств вермахта - Sd.Kfz.184 и название «Ferdinand» в честь конструктора машины.

Sd.Kfz.184 имела необычную компоновку с расположением боевого отделения в кормовой части корпуса, разделённого на три отделения – управления, моторное и боевое.

В расположенном в носовой части отделении управления размещались сиденья механика-водителя и радиста, органы управления, контрольные приборы и радиостанция. Эти 2 члена экипажа были изолированы от боевого отделения моторным, находящимся за бронеперегородкой в центральной части корпуса. В моторном отделении располагались два карбюраторных двигателя «Майбах» HL 120TR с уникальной электротрансмиссией: они приводили в действие два электрогенератора Siemens-Schuckert Typ aGV. Там же располагались все необходимые для работы двигателей агрегаты и вспомогательный электрогенератор.

Полностью бронированная боевая рубка располагалась в кормовой части корпуса. В боевом отделении стояло орудие, боекомплект и остальные четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели D149aAC, питаемые от генераторов моторного отделения и вращавшие ведущие катки. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями: такая конструкция должна была предотвратить попадание в боевое отделение загрязнённого воздуха из моторного, а также локализовать возможные возгорания.

Вооружение САУ состояло из одной 88-мм длинноствольной пушки KwK 43, созданной на базе зенитного орудия Flak 41. Боекомплект включал бронебойно-трассирующие снаряды 8,8 cm Pzgr. 39/43 (10,16 кг, 1000 м/с, бронепробиваемость 179 мм на 500 м), подкалиберные снаряды 8,8 cm Pzgr. 40/43 (7,3 кг, 1130 м/с, бронепробиваемость 266 мм в упор) и осколочно-фугасные снаряды 8,8 cm Sprgr. Flak 41 (9,4 кг, 700 м/с).

Всего выпустили 90 (по другим данным 91) Sd.Kfz.184, которые поступили на вооружение 656-го танко-истребительного полка в составе 653 и 654 дивизионов и использовались на Курской дуге. Во время наступления под Понырями было потеряно 22 единицы, а до конца 1943 г. на Восточном фронте потеряли 39 САУ. Как выяснилось, способные уничтожить практически любой советский танк с расстояния в 3 км САУ весьма уязвимы в ближнем бою против пехоты из-за отсутствия оборонительных пулемётов. В конце 1943 г. все машины отозвали с Восточного фронта для проведения доработок. В лобовом листе установили пулемёт в шаровой установке, а на рубке – командирскую башенку. САУ переименовали в «Элефанты» и отправили в Италию. Они также использовались в Арденнах в декабре 1944 г., а с весны 1945 г. – и снова на Восточном фронте: к концу марта 1945 г. в строю оставалось 22 машины.

Хорошая защищённость и высокие противотанковые возможности САУ сочетались с низкой подвижностью и уязвимостью ходовой части от мин. В обороне Sd.Kfz.184 действовали очень эффективно благодаря возможности поражать танки на дистанциях более 3000 м - на Западном фронте основным средством борьбы с ними стала авиация, а на Восточном советские танкисты и артиллеристы старались расстрелять их с близкой дистанции в борт.

Использованные источники:

1. М. Барятинский «Бронетанковая техника Германии 1939-1945», журнал «Бронеколлекция» №2(5) 1996 г.

2. А. Лобанов «Танковые войска Гитлера» 2010 г.

3. В. Освальд «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии», 2002 г.

Тяжёлая самоходная артиллерийская установка - истребитель танков Sd.Kfz.184 выпуска завода Nibelungenwerke 1943 года. Ранняя версия без командирской башенки и пулеметной установки, известная как "Фердинанд", в отличие от более поздней модификации "Элефант", имевшей данное оборудование. Всего было произведено 91 САУ всех модификаций.

Самоходная установка была разработана на базе обширного задела шасси танков "Tiger (P)", созданного для конкурса на тяжелый танк прорыва, но оказавшегося невостребованным ввиду выбора немецким руководством конкурирующей разработки. Данное шасси имело уникальную электромеханическую трансмиссию, которая при всей своей перспективности имела массу различных недостатков, главным из которых было сильное снижение КПД с ростом скорости, приводившее к малой дальности и скорости движения. Тем не менее, "Фердинанд" обладал мощнейшим бронированием среди серийных боевых машин на момент Курской битвы. Единственным вооружением этого истребителя танков было длинноствольное 88-мм орудие KwK 43, созданное на базе зенитного орудия Flak 41. Его дульная энергия более чем в 1,5 раза превосходила таковую у орудия KwK 39 танка "Тигр". Бронебойные снаряды, выпущенные из него, могли поразить любую серийную бронированную машину противника того времени на дальности вплоть до предельной прицельной 3000м. У самоходных  установок ранних серий были серьёзные проблемы с обзорностью: наводчик использовал перископический прицел с сильно ограниченным сектором горизонтального обзора, а у командира вовсе не было смотровых приборов для обзора при закрытых люках.  Места двух заряжающих были оборудованы перископическими устройствами обзора задней полусферы (в игре они доступны наводчику и командиру).

Во время Курской битвы Sd.Kfz.184 был самой бронированной боевой машиной с самым мощным противотанковым вооружением, которая, однако, ввиду малочисленности и низких показателей подвижности не смогла оказать решающего влияния на исход сражения.

Снаряжённая масса: 67000 кг.
Длина: 8,2 м.
Ширина: 3,4 м.
Высота: 3,0 м.
Клиренс: 479 мм.

Двигатели: 2 x бензиновый Maybach HL 120TRM
Мощность максимальная: 2 x 300 л.с. при 3000 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 3000 об/мин.
Электромеханическая трансмиссия включает в себя 2 тяговых генератора постоянного тока мощностью 250 кВт, каждый из которых приводится от своего двигателя. Генераторы питают общую линию подачи тока на два маршевых электродвигателя - по одному на каждую сторону.
Силовая установка имеет три режима работы:
1-й: страгивание, повороты на малой скорости, движение по крутому склону.
2-й: разгон, движение по сложнопересеченной местности.
3-й: маршевый режим.

Максимальная допустимая скорость по шоссе: 20 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 11 км/ч.

Запас хода по шоссе:150 км.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 950 л.
Масла в системе смазки двигателя: 50 л.
Летний хладагент: 200 л. 40% глисантин
Зимний хладагент: 200 л. 60% глисантин
Максимальный расход масла: 22 л/ч.

Бронирование корпуса:
Маска орудия: 100мм литая + 30мм катаный экран.
Лоб рубки: 100 мм + 100 мм катаная.
Лоб корпуса: 100 мм + 100 мм катаная.
Борт верх: 80 мм катаная.
Борт низ: 60 мм катаная.
Корма: 80 мм катаная.
Корма, бронирование выхлопа охлаждения электромоторов: 45 mm.
Крыша рубки: 30 мм катаная.
Крыша корпуса: 30 мм катаная.
Днище спереди: 50 мм катаная.
Днище сзади: 25 мм катаная.
Днище полки: 25 мм катаная.

Главное орудие: нарезное, 8,8 cm KwK 43 L/71.
Длина ствола: 58.5 калибра.
Углы возвышения: +15°..-7.5°.
Углы наведения: +12°..-12°.
Боезапас: до 50 снарядов.
Практическая скорострельность: 6 выст/мин.
Привод орудия: механический.

Применяемые снаряды:
8,8 cm Pzgr. 39/1 бронебойный каморный: 10,16 кг, 1000 м/с, 179 мм на 500м.
8,8 cm Pzgr. 40/43 бронебойный подкалиберный: 7,3 кг, 1130 м/с, 266 мм в упор.
8,8 cm Sprgr. Flak 41 осколочно-фугасный: 9,4 кг, 700 м/с, 1 кг ВВ.

Установка прицела для снаряда Sprgr. Flak 41:
(Дистанция - номер деления верхней шкалы):
0000м - 000
0100м - 001    4100м - 060    8100м - 182
0200м - 002    4200м - 062    8200м - 186
0300м - 003    4300м - 064    8300м - 190
0400м - 004    4400м - 066    8400м - 195
0500м - 005    4500м - 068    8500м - 200
0600м - 006    4600м - 070    8600м - 205
0700м - 008    4700м - 072    8700м - 210
0800м - 009    4800м - 075    8800м - 215
0900м - 010    4900м - 077    8900м - 220
1000м - 011    5000м - 080    9000м - 225

1100м - 012    5100м - 082    9100м - 231
1200м - 014    5200м - 084    9200м - 236
1300м - 015    5300м - 087    9300м - 241
1400м - 016    5400м - 090    9400м - 247
1500м - 017    5500м - 092    9500м - 253
1600м - 019    5600м - 095    9600м - 259
1700м - 020    5700м - 097    9700м - 265
1800м - 021    5800м - 100    9800м - 271
1900м - 023    5900м - 103    9900м - 277
2000м - 024    6000м - 106   10000м - 284

2100м - 025    6100м - 109   10100м - 290
2200м - 027    6200м - 112   10200м - 297
2300м - 028    6300м - 115   10300м - 303
2400м - 030    6400м - 118   10400м - 311
2500м - 031    6500м - 121   10500м - 318
2600м - 033    6600м - 124
2700м - 034    6700м - 127
2800м - 036    6800м - 131
2900м - 038    6900м - 134
3000м - 039    7000м - 138

3100м - 041    7100м - 142
3200м - 043    7200м - 145
3300м - 045    7300м - 149
3400м - 046    7400м - 153
3500м - 048    7500м - 157
3600м - 050    7600м - 161
3700м - 052    7700м - 165
3800м - 054    7800м - 169
3900м - 056    7900м - 173
4000м - 058    8000м - 177

Прицельное оборудование:
Перископический прицел наводчика Sfl ZF 1a, поле зрения 8°.

Радиооборудование:
УКВ радиостанция Fu 5.
5 терминалов внутренней связи.

Наверх