Т-34/76 УТЗ (1943) / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Техника
Т-34/76 УТЗ (1943)
История
Характеристики

В 1938 г. для замены танков серии БТ в Харькове разрабатывали новый колёсно-гусеничный танк и на основе этого проекта в инициативном порядке был создан чисто гусеничный танк с улучшенной бронезащитой и вооружением под названием А-32. В результате доработки А-32 появился танк Т-34, ставший в итоге самым массовым танком Второй мировой войны.

Производство танка Т-34-76 началось в 1940 г. и продолжалось до 1944 г. Т-34 выпускался на 6 заводах, неоднократно модифицируясь под их производственные возможности и требования фронта. Одним из таких заводов стал Уральский танковый завод №183 (УТЗ, сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин. К 1943 г. на заводе выпускали вариант танка с новой башней и улучшенной коробкой передач.

Т-34-76 выпуска УТЗ имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Сварной из катаных листов брони корпус был упрощён за счёт унификации броневых листов, толщина которых составляла либо 45, либо 20 мм. Внутританк делился на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

Отделение управления находилось в носовой части танка, в нём располагались сиденья механика-водителя и радиста-пулемётчика, рычаги управления, контрольные приборы, радиостанция, курсовой пулемёт и его боекомплект, баллоны со сжатым воздухом для системы запасного пуска двигателя и запчасти с инструментом. Люк механика-водителя располагался на наклонном лобовом листе корпуса.

Боевое отделение располагалось в средней части машины. В нём размещались сиденья командира танка (он же был и наводчиком) и башенного стрелка (он же был заряжающим). Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались вооружение, часть боекомплекта и приборы наблюдения. С осени 1942 г. конструкция башни была упрощена для облегчения производства, она имела шестигранную форму и была литой. В крыше башни имелись 2 люка для экипажа.

Моторное отделение находилось за боевым в средней части танка и отделялось от него сплошной разборной перегородкой с люками. В этой серии часто устанавливалась новая 5-ступенчатая коробка передач, облегчающая переключение скоростей.

В трансмиссионном отделении в кормовой части располагались агрегаты механической трансмиссии и 2 топливных бака. На танке этой модификации также имелись внешние топливные баки.

Для лучшей амортизации были введены катки с резиновым покрытием, но из-за нехватки резины их часто ставили вместе с колесами старого типа без покрытия.

Вооружение включало 76-мм пушку образца 1940 г. Ф-34 с длиной ствола в 41,6 калибр и два пулемёта винтовочного калибра. Типы снарядов: бронебойный БР-350Б (вес 6,5 кг, начальная скорость 660 м/с, бронепробиваемость 72 мм на дистанции 500 м), бронебойный сплошной БР-350БСП (6,6 кг, 660 м/с, 73 мм на 500 м), подкалиберный БР-354П (3,02 кг, 950 м/с, 129 мм в упор), и осколочно-фугасный ОФ-350 (6,2 кг, 680 м/с).

Всего на УТЗ произвели за 1942-1943 гг. не менее 9500 танков этой модификации. Т-34 участвовали в боях с начала Великой Отечественной войны и в 1941-1942 г. превосходили основные танки вермахта по боевой эффективности, но до 1943 г. их количество в парке боевых машин не превышало 30%. Т-34 стал основным боевым танком РККА только в 1943 г. и вынес на себе основную тяжесть жесточайших танковых сражений на Курской дуге и последующих боев 1943 г. В связи с появлением новых немецких танков и увеличением калибра противотанковой артиллерии Вермахта стало ясно, что он уже не соответствует ставившимся перед ним задачам, поэтому в результате на вооружение был принят Т-34-85 с более мощной пушкой, а количество Т-34-76 в действующей армии постоянно сокращалось. Сохранившиеся машины принимали участие во всех операциях, проводившихся Красной Армией в 1944–1945 гг., но в основном использовались в тыловых частях в качестве учебных.

Использованные источники:

1. М. Барятинский «Т-34.История танка», журнал «Бронеколлекция» №03 2003 г.

2. М. Свирин «Танковая мощь СССР. Ч.2 В тяжкую пору» 2009 г.

3. «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» 1997 г.

Т-34 постройки весны 1943г. Уральского Танкового Завода имени Ф. Э. Дзержинского №183 с литой башней шестигранной формы собственного производства. Отличительной особенностью танков постройки УТЗ данного периода являются башня с острыми скулами, смешанное использование литых (с внутренней амортизацией) и обрезиненных катков, внешних коробчатых баков на корме. Использование обрезиненных катков обусловлено необходимостью лучшей амортизации, однако ввиду дефицита резины в стране было применено компромиссное решение со смешанным составом катков.

В рамках работ по упрощению конструкции танка номенклатура толщин броневых листов была сокращена, и, в результате, бронирование бортов, кормы, днища, крыши и полок гусениц танков данного периода было несколько усилено. Толщина брони на корме и на боковых верхних деталях возросла с 40 до 45 мм, а на крыше, днище и полках гусениц - с 13-16 до 20мм. Бронестойкость новой литой башни, с учётом углов наклона и твердости, также увеличилась на величину от 5% до 11% в зависимости от стороны обстрела.

Кроме этого, на танках данного периода уже часто устанавливалась 5-ти скоростная коробка переключения передач, обеспечивавшая более эффективный разгон танка и лучшие характеристики проходимости. Боезапас возрос до 100 снарядов.

Снаряжённая масса: ~30000 кг.
Длина: 6,6 м.
Ширина: 3,0 м.
Высота: 2,5 м.
Клиренс: 400 мм.

Двигатель дизельный В-2
Мощность максимальная: 500 л.с. при 1800 об/мин.
Предельно допустимые обороты: 1900 об/мин.
Коробка передач 5-ти скоростная.

Максимальные скорости по шоссе на передачах:
1-я: 7,4 км/ч.
2-я: 15,9 км/ч.
3-я: 22,4 км/ч.
4-я: 34,1 км/ч.
5-я: 54,0 км/ч.
Задняя: 8,4 км/ч.

Максимальная скорость по пересечённой местности: 31 км/ч.

Заправка:
Топлива во внутренних баках: 460 л.
Масла в системе смазки двигателя: 80 л.
Летний хладагент: 95 л. вода
Зимний хладагент: 95 л. 50% этилен-гликоль
Запас хода по шоссе: 300 км.
Максимальный расход масла: 9 л/ч.

Бронирование корпуса:
Лоб: 45 мм.
Борт: 45 мм катаная.
Корма: 45 мм катаная.
Крыша: 20 мм катаная.
Днище: 20 мм катаная.
Днище полки: 20 мм катаная.

Бронирование башни:
Лоб: 56 мм литая.
Борт: 56 мм литая.
Корма: 56 мм литая.
Крыша: 56 мм литая.
Маска орудия: 45 мм катаная.

Главное орудие: нарезное, 76,2 мм Ф-34.
Длина ствола: 41.6 калибра.
Углы возвышения: +25°..-5°.
Боезапас: до 100 снарядов.
Практическая скорострельность: 8 выст/мин.
Привод башни: электрический, 14 секунд на оборот.

Применяемые снаряды: 
БР-350Б бронебойный каморный: 6,5 кг, 660 м/с, 72 мм на 500м.
БР-350СП бронебойный сплошной: 6,6 кг, 660 м/с, 73 мм на 500м.
БР-354П бронебойный подкалиберный: 3,02 кг, 950 м/с, 129 мм в упор.
ОФ-350 осколочно-фугасный: 6,2 кг, 680 м/с, 710 г ВВ.

Пулемёты: 7.62 мм Дегтярёва Танковый (ДТ).
Масса пули: 9.8 г.
Начальная скорость: 840 м/с.
Бронепробиваемость по нормали на 100 м: 11 мм.
Скорострельность: 600 выст/мин.
Спаренный: 29 магазинов по 63 патрона (1827 патронов).
Курсовой: +-12°/+16°..-6°, 23 магазина по 63 патрона (1449 патронов).

Прицельное оборудование:
Телескопический прицел наводчика ТМФД-7, поле зрения 15°.
Перископический панорамный прицел наводчика ПТ4-7, поле зрения 26°.

Радиооборудование:
УКВ радиостанция 9-РМ.
3 терминала внутренней связи.

Наверх