Всем привет!
Сегодня начнем с кратких новостей по ходу разработки проекта. На данный момент мы готовимся к началу тестирования финальной бета-версии (релиз-кандидата) обновления 2.009. Все доводки, связанные с разработкой поддержки Open VR API, практически завершены и сейчас мы занимаемся финальной "полировкой" нововведений. Также завершается доводка и тестирование дополнительных изменений и нововведений, которые должны будут войти в версию 2.009. Полным ходом идёт создание физических моделей самолетов Ил-2 модели 1943 года и Spitfire MkVb и 3D моделей самолётов Hs-129 и Як-7б. Ну а теперь перейдем к главной теме этого выпуска дневников - прицелу самолета Ил-2 модели 1943 года. Как известно, на самолетах Ил-2 начиная с 1943 года постепенно перестали устанавливаться коллиматорные прицелы ПБП-1, уступая месту простому механическому прицелу ВВ-1 (Визир Васильева - первый). Принято считать, что причина этого перехода заключалась в слишком высоком травматизме среди летчиков при вынужденных посадках самолётов Ил-2, которые в практике применения штурмовиков были особенно частыми. Не смотря на то, что прицел ВВ-1 крайне прост технологически, он имеет большую функциональность, чем имел ПБП-1. В частности, он позволяет осуществлять:
- прицеливание по воздушным целям,
- прицеливание ракетного оружия по наземным целям на различных дальностях,
- прицеливание бомбового вооружения при применении с горизонтального низковысотного полета.
Сегодня мы расскажем о том, как пользоваться прицелом ВВ-1.
Применение ВВ-1 для прицеливания по воздушным целям
На лобовом стекле самолета Ил-2 модели 1943 года нанесена прицельная сетка, состоящая из главного перекрестия и двух кольцевых линий сложной формы. Форма этих кольцевых линий рассчитана таким образом, что в случае, когда глаз летчика находится на линии прицеливания на расстоянии 500мм от лобового стекла (далее - положение для прицеливания), летчик наблюдает проекцию этих линий как концентрические окружности правильной формы. Для стрельбы летчик должен, находясь в положении для прицеливания, совмещать главное перекрестие прицела и мушку прицела. При этом прицел позволяет наводить курсовое пушечное вооружение на цель расположенную на удалении 400 метров и имеющую равную с самолетом стрелка скорость 400 км/ч. Так же прицел позволяет учитывать упреждение движения цели, в зависимости от ее ракурса к самолету стрелка:
- Цель, расположенную под ракурсом 0/4 сзади (стрельба вдогон), следует располагать в центре прицела;
- Цель, расположенную под ракурсом 2/4 сзади (стрельба в вираже под 45°), следует располагать на внутренней окружности прицела так, что бы ее нос смотрел в центр прицела;
- Цель, расположенную под ракурсом 4/4 (стрельба сбоку под 90°), следует располагать на внешней окружности прицела так, что бы ее нос смотрел в центр прицела.
Сложную форму кольцевых линий прицела, схему прицеливания по воздушным целям и то, как выглядят цели на расстоянии 400м при виде через прицел, можно увидеть на этих двух скриншотах:
Применение ВВ-1 для прицеливания ракетного вооружения по наземным целям
В отличие от прицела ПБП-1, который позволял применять ракетное вооружение по наземным целям только с дальности 800м, прицел ВВ-1 имеет дополнительные горизонтальные "засечки" для различных дальностей. Для того, что бы применять ракетное вооружение, летчик должен расчитать заход таким образом, что бы при переводе в пикирование на цель иметь угол пикирования 30°, а к моменту стрельбы иметь скорость порядка 350..450 км/ч. Это значит, что пикирование следует начинать с высоты не менее 1500 метров. К моменту начала пикирования следует сбросить скорость до 220..250 км/ч. При начале и в процессе пикирования следует устанавливать режим двигателя на малый газ.
Для прицеливания летчик должен находиться в положении для прицеливания и при этом совмещать мушку прицела с той из горизонтальных засечек, которая соответствует дальности, на которой будет произведен пуск ракет.
То, как в положении для прицеливания можно установить угол пикирования 30°, а так же то, как производить прицеливание ракетного оружия на различных дальностях, показано на нижеследующих скриншотах:
Применение ВВ-1 для прицеливания бомбового вооружения с горизонтального низковысотного полета
Хотя основным режимом применения бомбового вооружения на штурмовиках было бомбометание с пикирования, мелкокалиберные "насыпные" бомбы для эффективного применения требовали сброса с горизонтального полёта. Т.к. в горизонтальном полете цель практически закрыта капотом двигателя самолета, то для прицеливания требуется специальное прицельное устройство. Прицел ВВ-1 включает в себя специальные горизонтальные линии на лобовом стекле и линии сложной формы на капоте двигателя, которые позволяют летчику определить момент, когда нужно производить сброс бомб. Далее опишем алгоритм, согласно которому следует применять бомбовое вооружение в этом режиме.
В первую очередь летчик должен найти назначенную цель, определить направление боевого захода (если это автоколонна или протяженная цель - то вдоль цели). Кроме того, летчику в этот же момент следует "в уме" провести перпендикуляр к направлению боевого захода в точке цели, и на этом перпендикуляре выбрать ориентир сбоку от цели на расстоянии 300..500 метров от нее. Именно этот ориентир будет в последствии использоваться для определения момента сброса бомб.
Далее летчик должен проследовать в точку начала захода по боевому курсу, расположенную на расстоянии 3..5 километров от цели. К моменту подлета к этой точке летчик должен занять высоту, на которой будет выполняться бомбометание (50, 100, 200 или 300 метров) и скорость, для которой рассчитаны линии прицеливания ВВ-1 (360 км/ч). Довернув на цель, летчик должен выдерживать курс на нее, а так же заданную высоту (50, 100, 200 или 300 метров) и скорость (360 км/ч).
После выхода на боевой курс летчику следует привстать (PgUp) и придвинуться (Insert) к ловобовму стеклу так, что бы занять положение для бомбометания. Положение для бомбометания соответствует высоте боевого захода, при этом одна из двух линий на лобовом стекле должна быть совмещена с соответствующей линией на капоте двигателя. Сброс бомб следует производить в момент, когда продолжение горизонтальной прицельной линии пересекает заранее выбранный боковой ориентир.
Далее приведены скриншоты, показывающие положения летчика для бомбометания для различных высот и момент, в который необходимо производить сброс бомб.
Высота 300 метров. Нижняя линия на лобовом стекле должна быть совмещена с 1-й (задней) линией на капоте двигателя:
Высота 200 метров. Нижняя линия на лобовом стекле должна быть совмещена со 2-й линией на капоте двигателя:
Высота 100 метров. Верхняя линия на лобовом стекле должна быть совмещена с 3-й линией на капоте двигателя:
Высота 50 метров. Верхняя линия на лобовом стекле должна быть совмещена с 4-й (передней) линией на капоте двигателя:
В безветренную умеренно теплую погоду прицельное устройство ВВ-1 позволяет достаточно точно применять ракетное и бомбовое вооружение по наземным целям. Однако следует учитывать, что боковой ветер значительно осложняет прицеливание как ракет, так и бомб. Кроме того, при низких температурах (зимой) истинная скорость у земли значительно отличается от приборной в меньшую сторону. Общей методики для учета этих поправок разработано не было, поэтому на точность бомбометания в подобных усложненных метеорологических условиях значительное влияние оказывает опыт летчика.