Всем привет!
Итак, Supermarine Spitfire Mk.VB. Самолёт впервые поднялся в воздух в декабре 1940 года. В небе над Кубанью Спитфайры пятой модификации появились весной 1943 года, будучи уже весьма не новыми самолётами к этому моменту.
Вариант "B" пятой модификации вооружён двумя 20-мм пушками Hispano Mk.II и четырьмя пулемётами Browning винтовочного калибра. Питание пушек - магазинное, боекомплект - 60 снарядов на ствол. Боекомплект пулемётов - по 350 патронов на ствол. Бомбового вооружения поставляемые по ленд-лизу в СССР самолёты не имели. Также с них была снята часть оборудования - фотокинопулемёт, фары, ответчик "свой-чужой" и тому подобное. В результате самолёт стал легче примерно на сорок килограмм. Перед всасывающим патрубком нагнетателя была установлена защитная сетка (snowguard), для защиты от попадания пыли или снега при взлёте. Поставляемые в СССР самолёты, в основном, имели двигатель Merlin 46, однако примерно пятая часть самолётов была оснащена двигателем Merlin 45. Эти моторы отличались высотностью - Merlin 46 был более высотным мотором. У земли он был слабее, чем Merlin 45 примерно на 80-100 лошадиных сил, однако был более высотным, и на большой высоте - примерно с 4-5 км - выигрывал в мощности у Merlin 45. В симуляторе будут представлены оба двигателя (Merlin 45 будет в качестве модификации).
Оборудование кабины Спитфайра, и органы управления самолётом в целом такие же, как и на прочих истребителях, однако имеются и некоторые особенности. Самолёт имет триммеры руля направления и руля высоты, причём триммер руля высоты имеет указатель положения на приборной доске. Ход триммера "на пикирование" примерно втрое больше, чем ход на кабрирование.
Управление винтомоторной группой состоит из рукояти управления двигателем (РУД), выключателя ограничителя автомата наддува, рычага управления оборотами винта и рычага управления автоматом топливовоздушной смеси (высотным корректором). РУД связан с автоматом постоянного наддува, при положении РУД от 1/3 хода до полного хода он задаёт значение наддува, которое поддерживает автомат - от -7 до +12 по прибору (наддув указывется в фунтах на квадратный дюйм (psi) относительно давления в одну атмосферу, т.е. наддув в 760 мм. рт.ст. = 1 ata = +0 по британскому указателю наддува). Если отключить ограничитель автомата наддува, то в независимости от положения РУД будет поддерживаться наддув +16. Автомат смеси поддерживает оптимальную смесь, если рычаг управления автоматом смеси находится в переднем положении, и обеднённую смесь для экономии топлива, когда рычаг управления находится в заднем положении. На поздних самолётах систему управления смесью демонтировали.
Управление водорадиатором осуществляется рычагом слева от кресла пилота. Рычаг имеет шесть фиксированных положений. "Стандартное" положение - открыт на 40%. Указатель остатка топлива показывает количество топлива в нижнем (расходном) баке. Он работает, когда нажата кнопка топливомера. В симуляторе пилот проверяет остаток топлива дважды в минуту, если самолёт не совершает активных маневров. Остаток топлива в верхнем баке не контролируется.
Самолёт имеет звуковую сигнализацию убранного положения шасси при постановке РУД на режим малого газа. Сигнализация отключается либо при выпуске шасси, либо при уборке РУД с режима малого газа, либо через 3-5 секунд выключается лётчиком (в симуляторе он это делает самостоятельно).
Указатель скольжения на самолёте выполнен не в виде привычного "шарика", а в виде стрелки. Принципиально он устроен практически так же, как и "шарик" - за панелью прибора на месте "шарика" находится маятник на оси, к которому прикреплена стрелка-указатель.
Самолёт имеет два компаса - магнитный компас и гирокомпас. Гирокомпас следует арретировать на земле, а так же при выполеннии пилотажа (в симуляторе лётчик делает это самостоятельно). Часы у самолёта имеют таймер полётного времени, который стартует после взлёта и останавливается после посадки.
Самолёт оснащён верхним и нижним строевыми огнями. Их можно включить как по отдельности, так и все сразу (команда RAlt+L).
Горизонтальные метки на коллиматорном прицеле подвижны и могут использоваться в качестве дальномера. Для этого необходимо задать дальность до цели в ярдах и базу цели (размах крыла) в футах (команды RCtrl+<, RCTrl+>, RCtrl+; и RCtrl+/). Прицел также оснащён светофильтром.
На рулении следует учитывать, что Спитфайр имеет узкую колею шасси и большой размах крыла, причём крыло нагружено вооружением. Поэтому самолёт при резких разворотах склонен к заваливанию на крыло. На рулении самолёт имеет склонность к "циркулю", однако на разбеге и пробеге самолёт устойчив. Хвостовое колесо свободно ориентируемое, стопора не имеет.
Взлёт следует производить на режиме 3000 об/мин / наддув +12, с убранными щитками. После взлёта наддув убрать до +9, а обороты до 2850 об/мин, набор высоты производить на этом режиме.
Самолёт имеет очень чувствительный руль высоты, а также очень малый запас устойчивости (самолёт статически почти нейтрален), поэтому пилотировать самолёт надо аккуратными движениями ручки по тангажу и не допускать перетягивания ручки. При перетягивании ручки предупредительная тряска наступает рано, однако, если продолжить тянуть ручку, и не отдавать её от себя, самолёт может сорваться и выполнить штопорное движение даже на большой скорости. Кроме того, это так же обуславливает относительно быстрый и свободный выход на большие перегрузки, что, в свою очередь, может привести к быстрому проявлению эффекта потери зрения летчиком. Как гласит руководство по лётной эксплуатации, штопор вы можете выполнять только с письменного разрешения вашего командира эскадрильи. Заручившись таким разрешением, смело выполняйте штопор - для выхода из него зачастую достаточно просто поставить рули в нейтральное положение.
Как было сказано выше, самолёт статически нейтрален. Как следствие, при разгоне или торможении в горизонтальном полёте балансировочное положение ручки практически не изменяется. Однако из-за особенности компенсации руля высоты усилия на ручке будут изменяться, и с ростом скорости ручку необходимо всё сильнее отжимать "от себя".
Именно поэтому триммер руля высоты имеет большой ход "на пикирование". Однако, из-за высокой эффективности руля высоты выйти на высокие перегрузки на больших скоростях можно при любом положении триммера, несмотря на зажим управления скоростным напором. Поэтому пилотировать самолёт на высокой скорости, особенно нестриммированный, следует осторожно, чтобы не допустить разрушения конструкции планера от высоких перегрузок.
При выпуске щитков самолёт становится слегка неустойчивым, однако, несмотря на это, на посадке самолёт достаточно прост. На глиссаде рекомендуется выдерживать скорость 95-100 миль в час.
В целом, Спитфайр - это маневренный и достаточно простой в пилотировании самолёт с неплохим вооружением. Однако, его хорошая маневренность, обусловленная большой площадью крыла (22.5 кв.м. Для сравнения, у советских истребителей площадь крыла - порядка 17.5 кв.м., у Bf-109 - 16.2 кв.м.), оборачивается недостатком в виде невысокой максимальной скорости у земли.