Дневник разработчика №180 / Ил-2 Штурмовик: Великие сражения
Закрыть
меню
Дневник разработчика №180
24.11.2017
Дневник разработчика №180
Всем привет!
 
Сегодня мы немного уклонимся в сторону от рассказов о создании новых технологий в сторону небольшой иллюстрации того, о чем мы делаем нашу игру - об истории.
 
В предшествующие несколько недель энтузиасты нашего проекта, III/JG2_Gustav05 и I./ZG1_Panzerbar, провели довольно масштабную работу по исследованию возможных вариантов официальных схем окраски коллекционного самолёта Bf 109G-6. Т.к. этот самолёт являлся самой массовой модификацией 109-го за всю войну, то выбор был довольно широк и в нем представлены очень интересные варианты окраски. Но каждая выбранная схема окраски интересна не только тем, как она выглядит, но и тем, какая история была у самолёта, который носил эту окраску.
 
Сегодняшний выпуск дневников будет полностью посвящён истории лётчиков Люфтваффе, схемы окраски самолетов Bf 109 G-6 которых будут представлены у нас в игре. Немного позже мы рассчитываем посвятить отдельный выпуск дневников набору схем окраски самолета Ла-5ФН от I./ZG1_Panzerbar, который также готовится к выпуску.
 
Изучение истории необходимо, чтобы извлекать из неё опыт и двигаться вперёд. Изучение истории всегда должно быть всесторонним, только тогда выводы будут объективными. Враг СССР в той страшной войне не был "обезличенной абстракцией", это были люди со своей историей и своей мотивацией. Их историю важно знать и понимать, если мы хотим осознать реальную суть и масштаб подвига советского народа в борьбе с ними.
 
Обратите внимание, что нижеследующие скриншоты с запечатлёнными на них схемами окраски Bf 109 G-6 дополнительно иллюстрируют такие новые возможности графики игрового мира, как увеличенная дальность отрисовки ландшафта и облаков, обновлённые облака, новое зимнее освещение - то, о чём мы рассказывали ранее.
 
Нижеследующий текст для вас составляли и переводили III/JG2_Gustav05 и I./ZG1_Panzerbar.
 
 
00. Стандартный камуфляж самолета
 
00.jpg
 
Стандартный заводской камуфляж Bf109G-6, собранных на заводе Erla Maschinenwerk GmbH в г. Лейпциг (Leipzig). Верхние поверхности окрашены серо-зелёным RLM74 и фиолетово-серым RLM75 в характерном только для камуфляжа этого производителя "зубчатом" стиле. Боковые и нижние поверхности - светло-голубой RLM76. На фюзеляж и хвостовое оперение нанесены нерегулярные небольшие пятна серого RLM02, серо-зелёного RLM74 и фиолетово-серого RLM75. Нижняя часть двигателя и полоса перед хвостовым оперением окрашены жёлтым RLM02, предназначались для лучшего распознавания наземными частями Германии и её союзников.
 
 
01. Зимний камуфляж самолета
 
01.jpg
 
Зимой 1943-44 большинство истребительных групп Восточного фронта, вооружённых Bf109G-6, применяли временный "зимний" камуфляж. Одним из вариантов было полное покрытие верхних и боковых поверхностей истребителя, за исключением тактических символов и знаков национальной принадлежности, легкосмываемой краской. Такой вариант камуфляжа применялся, в частности, в JG51.
 
 
02. Карл-Хайнц Лангер (Karl-Heinz Langer) родился 19.04.1914 в г.Гёрлиц/Görlitz в Силезии, Германия.
 
02.jpg
 
В Люфтваффе с февраля 1939, в I./JG20. С конца 1939 служил инструктором в истребительных авиашколах.В мае 1941 переведён в учебно-боевую группу в составе JG3, а 26 мая лейтенант Лангер был назначен адьютантом III./JG3. Однако начало кампании против СССР встретил в составе 7./JG3. 17 июля одержал свою первую победу.
В составе 7./JG3 "Udet" принял участие в важнейших сражениях 1941-1942 года на Советско-Германском фронте – окружении советских дивизий в Киеве, в боях под Москвой в 1941, наступления на южном участке фронта от Харькова до Сталинграда в 1942. 
 
В декабре 1942 оберлейтенант Лангер воевал в составе эскадрильи обороны аэродрома Питомник. 
1 января 1943 получил звание гауптмана. Весной 1943 воевал на Кубани. 1 июня 1943, незадолго до Курского сражения, назначен командиром 7./JG3.
В июле 1943 исполнял обязанности командира III./JG3, после того как майор Эвальд был сбит и попал в плен.
После провала операции "Цитадель", III./JG3 была переброшена в Германию и включена в систему т.н. "Обороны Рейха", занималась перехватом американских четырёхмоторных бомбардировщиков.
Участвовала в отражении обоих "Швайнфурт-Регенсбургских" рейдов. В ходе второго, 14 октября 1943, Лангер был сбит огнём стрелков бомбардировщиков и тяжело ранен.
 
После излечения, в январе 1944, назначен командиром эскадрильи в учебно-боевых группах "Восток" и "Юг". 21.05.44 гауптман Лангер вернулся в свою "родную" группу в качестве командира, сменив майора Вальтера Даля (Walter Dahl). Весь 1944 Лангер вёл свою группу в сражениях против армад четырёхмоторников и их истребительного эскорта. Участвовал в операции "Боденплатте" 1 января 1945. Весной 1945 - на Восточном фронте. 20 апреля 1945 награждён Рыцарским Крестом.
 
Лангер пережил войну, но скоропостижно скончался 6 мая 1955 в г.Ремшид (Remschied).
 
Всего совершил 486 боевых вылетов, одержал 30 побед, из них 3 B-17 и 7 Ил-2.
 
На Bf109G-6 "Белая 1" W.Nr.26 014 гауптман Лангер летал осенью 1943 в небе Германии, и 14 октября заявил об уничтожении B-17 в районе Хаммельбурга/Hammelburg. Однако в этом вылете он был сбит и выпрыгнул с парашютом.
 
 
03. Хайнрих Бартельс (Heinrich Bartels) родился 13 июля 1918 г. в г.Линц (Linz) в Австрии.
 
03.jpg
 
С начала лета 1941 г. Бартельс в составе учебно-боевой Erganzungsgruppe/JG26 участвовал в боях над Ла-Маншем.
27 января 1942 г., когда Erganzungsgruppe/JG26 была расформирована, Бартельс был переведен в состав 11./JG1. А уже 10 марта 1942 г. в Трондхайме 11./JG1 была преобразована в 8./JG5. Бартельсу было суждено стать одним из самых успешных пилотов 8./JG5.  13 ноября 1942 г. за 46 побед Бартельс награжден Рыцарским Крестом.
Весной 1943 г. обер-фельдфебель Бартельс был в очередной раз переведен, теперь уже в состав 11./JG27, только что сформированную на греческом аэродроме Каламаки (Kalamaki). 
С конца марта 1944 г. IV./JG27 выполняла функции ПВО Рейха. В апреле и мае 1944 г. Бартельс одержал 12 побед, а в июне - еще 11. 25 июня 1944 г. счет Бартельса достиг 96 побед. За эти достижения Бартельс был представлен для награждения Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту, но так их и не получил.
12 июня 1944 г. 11./JG27 была переименована в 15./JG27.
 
Как и многие лётчики-истребители, Бартельс имел свой «счастливый» бортовой номер – «13». Однако везение не могло продолжаться бесконечно. 23 декабря 1944 г. Бартельс поднялся в 11:00 в свой последний вылет. Его ведомым был обер-фенрих Рольф Бранд (Rolf Brand). Набрав высоту они направились в сторону Кёльн - Бонн. На высоте 7500 м над Бонном, они увидели перед собой топливные баки, сброшенные с P-47 из 56-th FG USAAF. "Тандерболты" преследовали самолет Хайнца Россингера (Heinz Rossinger). Бартельс быстро сбил один из американских истребителей. Это была его 99-ая и последняя победа - из этого боя он не вернулся. Bf109G-10 (W.Nr. 130359) "Желтая 13" с его останками был найден только 24 года спустя, 26 января 1968 г.
 
Всего Хайнрих Бартельс совершил около 500 боевых вылетов и заявил об уничтожении 99 самолетов, из них 47 на Восточном фронте.
 
На Bf109G-6 «Красная 13» W.Nr.27 169 обер-фельдфебель Бартельс летал в Греции в октябре-ноябре 1943, и одержал 24 победы.
 
 
04. Херман Граф (Hermann Graf) родился 24 октября 1912 года в г. Энген (Engen, Baden-Württemberg).
 
04.jpg
 
В 1932 г. Занялся полётами на планерах. В 1935 вступил в Люфтваффе. В мае 1938, закончив обучение, направлен в 2./JG51. Осенью 1939 выполнял патрульные вылеты на Западном фронте. В январе 1940 переведён инструктором в Erg.JGr. Merseburg. В мае 1940 повышен в звании до лейтенанта. В октябре 1940, наконец снова попал на фронт, в 9./JG 52. 
Весной 1941 вместе со своей группой отправился в Румынию, затем – в Грецию, выполнял штурмовые вылеты на о.Крит. В июне 1941 – в Румынии, снова патрульные вылеты без особых контактов с противником. В августе III./JG52 перетела на  аэродром Белая Церковь, и 4 августа лейтенант Граф одержал свою первую победу. До конца года, его счёт побед вырос до 45, и 24 января 1942 лейтенант Граф был награждён Рыцарским Крестом. В марте 1942 назначен командиром своей эскадрильи. Весной 1942 воевал в районе Барвенковского выступа, на Харьковском направлении. Стремительно наращивал счёт побед, и 17 мая 1942 был награждён Дубовыми листьями за 104 воздушных победы. Через два дня повышен в звании до оберлейтенанта и получил Мечи к Рыцарскому Кресту. Летом 1942 воевал над Ворошиловградом, Ростовом, в августе возглавил «истребительное командование Сталинград». В августе-сентябре очень успешно действовал над Сталинградом, только за сентябрь заявил об уничтожении 62 советских самолётов. 16 сентября повышен в звании до гауптмана и награждён Бриллиантами к Рыцарскому Кресту. 26 сентября первым в Люфтваффе одержал 200-ю победу. Получил запрет на полёты, и получил отпуск.
Весной 1943 возглавил Ergänzungs-Jagdgruppe Ost, занимался подготовкой лётчиков для эскадр Восточного фронта. В мае 1943 Майор Граф возглавил Jagdgruppe Süd der ObdL, истребительную группу, специализировавшееся на перехвате английских разведчиком «Москито». В августе Группа была переименована в JG50, однако недостаточные лётные данные Bf109G-6 вынудила использовать Группу для перехвата американских четырёхмоторных бомбардировщиков. В октябре группа была расформирована, и майор Граф был назначен командиром эскадры JG 1 вместо погибшего оберстлейтенанта Ханса Филиппа. 11 ноября 1943 Граф назначен командиром JG11. До весны 1944 руководил эскадрой в боях в системе «Оборона Рейха». 29 марта 1944 в бою с P-51 севернее Ганновера был сбит и тяжело ранен, провёл в госпитале 6 месяцев. В октябре 1944 назначен командиром JG52 на советско-германском фронте. Воевал в Польше и Чехословакии на завершающем этапе войны в Европе.
 
Пленён союзниками в Чехословакии, выдан советским властям и провёл в плену 5 лет. Сотрудничал с советской стороной, став одним из лидеров антифашистского движения среди немецких заключённых. Это привело к тому, что Граф подвергся жесточайшей обструкции со стороны Ассоциации ветеранов Люфтваффе, которая в итоге по сути отреклась от него.
После освобождения Граф начал работать в системе продаж одной электронной компании в Бремене и спустя некоторое время стал начальником отдела продаж этой компании. В 1965 году Герману был поставлен диагноз — болезнь Паркинсона. Умер в своём родном городе Энгене 11 апреля 1988 года.
 
Всего совершил около 830 боевых вылета, одержал 212 воздушных побед, из них 6 четырёхмоторных бомбардировщиков
 
На Bf109G-6 «Зелёный 1» W.Nr.15 913 майор Граф летал в сентябре-октябре 1943 с аэродрома Висбаден-Эрбенхайм, и заявил об уничтожении двух B-17.
 
 
05. Элиас-Пауль Кюляйн (Elias Paul Kühlein) родился 7 декабря в г.Байрёйт (Bayreuth), в Баварии.
 
05.jpg
 
После завершения лётной подготовки, весной 1942г. в звании унтерофицера направлен в 4./JG51, действовавшую на центральном секторе Советско-Германского фронта.
Участвовал в боях на Ржевско-Вяземском направлении летом 1942. Одержал 10 побед, из них 4 Пе-2 и 3 Ил-2.
Осенью,II./JG51 была выведена с фронта для перевооружения на Fw190A. Однако критическая ситуация в Северной африке потребовала переброски группы на новый Театр боевых действий. Те лётчики, которые успели освоить Fw190, были сведены в один штаффель и в качестве Stabstaffel./JG51 отправлены на Восточный фронт. Остальная группа, за исключением 6-го штаффеля, получила Bf109G-2 и убыла в Северную Африку.
В боях на Средиземноморском ТВД был сбит 4 раза, заявил 3 победы - Спитфайр и два P-38.
В летом 1943 воевал в Италии, осенью - в системе "Обороны Рейха", в Австрии, где сбил свой первый "четырёхмоторник".
Весной 1944 II./JG51 была переброшена на Балканы, занималась перехватом американских четырёхмоторных бомбардировщиков над Югославией и Румынией.
С осени 1944 - снова на Советско-Германском фронте, в Венгрии.
16 ноября 1944 лейтенант Кюляйн был назвачен и.о. командира 7./JG51, однако уже в декабре переведён в 6./JG51, и командовал эскадрильей до апреля 1945, когда был переведён в JG7.
 
Всего совершил более 600 боевых вылетов, одержал, по некоторым данным, 36 воздушных побед, из них 13 четырёхмоторных бомбардировщика, а также один румынский Bf109G. Награждён Германским Крестом в Золоте.
 
О его послевоенной жини известно мало. На 2011 год не было сообщений о том, что Элиас-Пауль Кюляйн умер -возможно, что он всё ещё жив.
 
На Bf109G-6 "Белая 7" W.Nr.163269 оберфельдфебель Кюляйн летал весной -летом 1944 в Болгарии, и одержал не менее 2 побед (обе - B-24).
 
 
06. Рудольф Дреесманн (Rudolf Dreesmann) родился 16 мая 1920 в г.Апен (Apen), недалеко от Ольденбурга.
 
06.jpg
 
В 1940 вступил в Люфтваффе, и после завершения лётной подготовки в мае 1943 был направлен в 12./JG51, на вооружении которой в то время были Fw190A.
Принимал участие в Курской Битве после которой, из-за тяжёлых потерь, группа была перевооружена на Bf109G-6. К сентябрю 1943 имел на счету 11 побед. 
Осенью и зимой воевал на южном участке советско-германского фронта, прикрывал прорыв окружённых немецких войск из Корсунь-Шевченковского котла в феврале 1944.
Весной 1944 воевал в Западной Украине, в районе Львова.
В июне его эскадрилья была переведена в Венгрию, переименована в 4./JG302, и включена в систему «Обороны Рейха».
За месяц несколько раз был сбит, однако каждый раз оставался невредим.
7 июля 1944 удача наконец отвернулась от него. Во время боевого вылета в сложных метеоусловиях, на высоте 9000м Дреесманн передал ведомому, что имеет проблемы с двигателем, стал снижаться и вошёл в плотный слой облаков. Из вылета Дреесманн не вернулся, считается пропавшим без вести. Наиболее вероятно, что он, как и сотни лётчиков-истребителей на Западном фронте, разбился в тумане при попытке совершить вынужденную посадку.
Рудольф Дреесманн представляет собой типичный пример рядового лётчика-истребителя Люфтваффе. Он не блистал в камерах репортёров, не получал высоких наград. Такие, как он, были ведущими звеньев и пар, и без их опеки не состоялись бы многие «блистательные» карьеры настоящих асов.
 
Всего одержал 28 воздушных побед, из них 9 Ил-2 и 4 P-51 «Mustang». Награждён Железным Крестом 1 класса.
 
На Bf109G-6 «Коричневая 12» унтерофицер Дреесманн летал в апреле 1944 года с аэродрома Лисятичи, Львовская область, УССР, и одержал 4 победы. Самолёт был подбит зенитками и потерян 11 апреля, при этом сам Дреесманн не пострадал.
 
 
07. Герхард Баркхорн (Gerharg Barkhorn) родился 20 марта 1919 в г. Кенигсберг, в Восточной Пруссии.
 
07.jpg
 
В 1937 г. Герхард Баркхорн вступил в Люфтваффе и после окончания лётной подготовки в звании лейтенанта в сентябре 1939 г. прибыл в 3./JG2. В апреле 1940 Баркхорна неожиданно перевели на инструкторскую должность в лётную школу, и обратно на фронт он попал только 01.08.1940, в 6./JG52. В ходе «битвы за Англию» Баркхорн выполнил 100 боевых вылетов, но успеха так и не добился. В то же время он сам дважды был сбит.
Свою первую победу Баркхорн одержал уже на Восточном фронте, сбив 02.07.1941 в ходе своего 120-го боевого вылета бомбардировщик ДБ-3. Поначалу его счёт рос очень медленно, и десятую победу он одержал только 30 ноября. 01.03.1942 обер-лейтенант Баркхорн был назначен командиром 4./JG52.
Летом 42-го года число его побед стало быстро расти. К 25 июля общее число его побед достигло 64-х. Однако в тот день был подбит и его Bf109F-4, а сам Баркхорн получил ранение и попал в госпиталь. 21 августа его сначала наградили Германским Крестом в Золоте, а затем 23 августа — Рыцарским Крестом. 
После излечения он в начале октября вернулся в эскадрилью и продолжил летать. Уже 19 декабря 1942 Баркхорн одержал свою 100-ю победу, и 11 января 1943 был награждён Рыцарским Крестом с дубовыми листьями (Nr. 175). Участвовал в весенних боях на Кубани, затем – в Курской битве. В августе временно исполнял обязанности командира I./JG52. 1 сентября 1943 гауптман Баркхорн возглавил II./JG52, а 30 ноября достиг рубежа в 200 побед.  С осени 1943 до весны 1944 Баркхорн воевал на Кубани и в Крыму.  
23 января 1944 Баркхорн стал первым лётчиком-истребителем Люфтваффе, выполнившим 1000 боевых вылетов, а 12 февраля стал вторым по счету пилотом, достигшим рубежа в 250 побед, и затем 2 марта был награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами (Nr.52).
31 мая в ходе уже шестого за тот день боевого вылета его Bf-109G-6 W.Nr.163195 сам был подбит «Аэрокоброй». Получив ранения в правую руку и ногу, Баркхорн четыре месяца провёл в госпитале. В октябре он вернулся в свою группу и 3 месяца воевал над Венгрией. 05.01.1945 он сбил Ла-5 — это была его 301-я и последняя победа. 16 января майор Баркхорн возглавил JG6 “Horst Wessel”. 
10 апреля он оставил этот пост и присоединился к JV44 генерал-лейтенанта Галланда. Он успел выполнить на Ме-262 лишь два боевых вылета. 21 апреля на его самолёте сначала отказал правый двигатель, а затем он был атакован Р-51. Баркхорн совершил вынужденную посадку, но при этом получил травму, когда захлопнувшийся фонарь кабины, который он открыл ещё в воздухе, чтобы быстрее покинуть самолёт, ударил его по шее. В итоге конец войны он встретил в госпитале. 
 
Всего Баркхорн совершил 1104 вылета, в ходе которых сам был сбит девять раз.
С 1955 он служил в Бундеслюфтваффе ФРГ. В начале 60-х годов оберст Баркхорн командовал JG31 «Boelcke». 19.03.79 он вышел в отставку в звании генерал-майора. 
06.01.1983 автомобиль, в котором он ехал вместе со своей женой Христл, потерпел аварию на автобане около Кёльна. Жена погибла на месте, а Баркхорн был доставлен в больницу, но, несмотря на все усилия врачей, 8 января он скончался.
 
«Счастливым номером» Герхарда Баркхорна была «Белая 5», он использовал этот номер с осени 1941 до конца войны.. Даже став командиром группы, он добавлял «Белую пятёрку» небольшого размера к командирским шевронам. На Bf109G-6 «Двойной шеврон, Белая 5» Баркхорн летал с конца лета 1943 до января 1944 и одержал около 80 побед.
 
 
08. Эрих Хартманн (Erich Hartmann) родился 19 апреля 1922 г. в Вайсзахе (Weissach/Wurttemberg).
 
08.jpg
 
В военную авиацию он пришел в октябре 1940 г., 1 марта 1941 г. был направлен в авиашколу в Берлин-Гатов (Berlin-Gatow), а с 1 ноября 1941 г. начал обучение как лётчик-истребитель. По окончании обучения, 10 октября 1942 г. его направили в звании лейтенанта в 7./JG52 на восточный фронт. Своей первой победы он добился 5 ноября 1942 г. По сравнению с другими известными лётчиками-истребителями, на начальном этапе службы Хартман не блистал особыми успехами. После 100 боевых вылетов он имел до середины апреля 1943 г. только 7 побед. До 18 мая 1943 г. он совершил 158 боевых вылетов и имел только 17 воздушных побед.
"Звезда" начала восходить во время битвы в небе над Курской дугой летом 1943 г. Утром 20 августа ас Люфтваффе сбил два Ил-2 и достиг рубежа в 90 побед, но при этом был сбит и его Bf-109G-6 W.Nr.20485. Совершив вынужденную посадку в расположении советских войск в районе реки Донец, Хартманн попал в плен. После отчаянного бегства он через 2 дня добрался через линию фронта до своих позиций.
2 сентября 1943 г. он назначен командиром 9./JG52. 17 октября его сначала наградили "Германским крестом в золоте", а 29 октября - Рыцарским крестом. Хартманн получил месячный отпуск  и продолжил боевые вылеты уже в начале декабря.
В трёх вылетах 26 февраля Хартманн заявил об уничтожении десяти Р-39, увеличив счёт до 202-х побед, и 2 марта получил "Дубовые листья" к Рыцарскому кресту (Nr.420).
8 мая Хартман со своим подразделением покидал Крым, он вывез в фюзеляже своего Bf109G двух механиков. К этому времени на счету Хартмана было 223 воздушных победы, из которых по 6 он одержал 5-го и 7-го мая 1944 г. В Румынии Хартман впервые "познакомился" и с американскими истребителями прикрытия 15 американского воздушного флота P-51, заявив 24 июня  "Мустанг".
1 июля Хартману присвоили звание оберлейтенанта, в тот же день его счёт побед  достигл 269-ти, и на следующий день Хартман получил "Мечи" к своему Рыцарскому кресту (Nr.75).
24 августа в двух вылетах Хартманн заявил об уничтожении восьми Ла-5 и трёх Р-39, и стал первым пилотом Люфтваффе, преодолевшим рубеж в 300 побед. На следующий день его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.18),a 1 сентября присвоили звание гауптмана. После месячного отпуска (во время которого женился) 1 октября Хартманн возглавил 7./JG52 и, начиная с 27 октября в Венгрии продолжил наращивать свой счёт побед.
В январе/феврале 1945 г. Хартманн был назначен исполняющим обязанности командира I./JG53. Группа была сильно потрёпана в прошедших боях, и командование Люфтваффе надеялось, что Хартманн сможет сплотить людей, поднять боевой дух и повести лётчиков в бой. Однако у него ничего не вышло. Командование I./JG53 принял Х.Липферт, а гауптманн Хартманн был назначен командиром I./JG52, которая базировалась в Верхней Силезии.
17 апреля 1945 г. он достиг результата в 350 воздушных побед. 
24.05.1945 г. американцы передали Хартманна советским властям и десять лет он провёл в СССР, сначала в лагерях для военнопленных, а затем в тюрьмах и колониях, и только 15.10.1955 вернулся домой.
С 1956 г. Эрих Хартманн служил в Бундеслюфтваффе ФРГ, с 09.09.1959 по 29.05.1962 командовал JG71 «Рихтхофен». В январе 1963 назначен инспектором Истребительной авиации Бундеслюфтваффе. 
30  октября 1970 г. Хартманн вышел в отставку в звании оберста и поселился в г. Вайль-им-Шонбух, в 20 км юго-западнее Штутгарта, где и скончался 19  сентября 1993 г.
 
Всего Эрих Хартманн совершил 1428 боевых вылета и одержал 352 воздушные победы. Совершил 14 вынужденных посадок.
 
На Bf109G-6 W.Nr.20 499 «Желтая 1» лейтенант Хартманн летал с  середины сентября до 14 ноября 1943, когда из-за повреждения двигателя совершил вынужденную посадку на аэродроме Кировоград. На этом самолёте он одержал около 40-50 побед (неизвестно точно, на каком самолёте он летал с 15 по 29 сентября). 
 
 
09. Вильгельм Шиллинг (Wilhelm Schilling) родился 30 января 1915 в г. Каменц (Kamenz, Sachsen).
 
09.jpg
 
После завершения лётной подготовки, Шиллинг попал в 3./JG21 в начале 1940 и первые 4 победы одержал в небе Франции и в ходе Битвы за Британию. Летом 1940 его штаффель был переименован в 9./JG54, и Шиллинг провоевал в его составе - сначала рядовым пилотом, потом командиром звена. Участвовал в приграничных сражениях в Прибалтике, затем – в районе Ленинграда, в небе над Демянским котлом. В сентябре 1942 тяжело ранен (подбит зенитным огнём), Рыцарский Крест получил, находясь в госпитале. После сражения за Великие Луки, потрёпанную III./JG54 отвели на Западный фронт и включили в систему «Обороны Рейха». С этого момента Шиллинг до конца своей лётной карьеры занимался в основном перехватом американских тяжёлых бомбардировщиков. В сентябре 1943 Оберлейтенант Шиллинг был назначен командиром 9./JG54.
С лета 1944 Оберлейтенант Шиллинг был распрощался со своей эскадрильей (дали о себе знать последствия трёх тяжёлых ранений), и до конца войны был инструктором и командиром в учебно-боевых подразделениях.
Карьера Вильгельма Шиллинга - редко какой из лётчиков-истребителей Люфтваффе смог прослужить в одной и той же эскадрилье 4 года подряд.
 
Всего Вильгельм Шиллинг совершил 538 боевых вылетов и одержал 63 воздушные победы, награждён Рыцарским Крестом.
Умер 14.03.2000 в г.Ашенберг, Шлезвиг-Гольштейн (Ascheberg/Schl.-Holstein).
 
На Bf109G-6 "Жёлтая 1" W.Nr. 440 141 Шиллинг летал в январе-феврале 1944 на перехват американских четырёхмоторных бомбардировщиков. Этот самолёт был потерян 10 февраля 1944 в бою против B-17 в районе Денсен/Альфельд (Dehnsen/Alfeld), когда Шиллинг был сбит и ранен в третий раз.
 
 
10. Роберт Вайсс (Robert Weiss) родился  21 апреля 1920 в г.Баден, недалеко от Вены/Австрия.
 
10.jpg
 
Встретил начало войны зенитчиком, однако в 1940 сумел добиться перевода в авиашколу, которую закончил в уже в декабре того же года. 1 Января 1941 он был направлен в II./JG26, где полтора года набирался опыта. Его самолётом была "Жёлтая 10", и "десятка" стала его постоянным, "счастливым"  бортовым номером по всех подразделениях, в которых он служил. 
 
В сентябре 1942, с тремя воздушными победами на счету, он был переведён в I./JG54 на Восточный фронт. Однако новые победы пришли к нему только после того, как он "пересел" на Fw190A. За 9 месяцев ожесточённых боёв, он одержал 94 победы и стал командиром эскадрильи (сначала 3-й, потом 1-й). В сентябре 1943, он был назначен командиром 10./JG54 в недавно сформированной IV./JG54, и снова "пересел" на "Мессершмитт-109". Вместе с группой, Вайсс участвовал в ожесточённых боях в районе Ленинграда и в Эстонии в начале 1944. В мае, прямо перед тем, как IV./JG54 была отправлена в Румынию, Вайсса переводят на Западный фронт, в III./JG54.
 
III./JG54, перевооружённая накануне на Fw190A-8, в июне была переброшена в Нормандию. Вайсс, как самый старший по званию, возглавил Группу, заменив госпитализированного майора Шроера. В ходе ожесточённых боёв в Нормандии, Группа понесла ужасающие потери, однако сбила более 100 вражеских самолётов и стала самым результативным истребительным подразделением Люфтваффе на "Фронте Вторжения". В начале сентября III./JG54 под командованием Вайсса наконец получила заслуженный "отдых", а также честь первой истребительной группой Люфтваффе, вооружённой Fw190D-9. На новых истребителях III./JG54 занималась перехватом разведчиков, а также прикрывала взлётные площадки Ме262. В декабре 1944, III./JG54 поддерживала наступление в Арденнах.
 
29 декабря 1944 удача изменила "десятке" Вайсса. III./JG54 получила приказ атаковать истребители-бомбардировщики союзников, действовавшие в районе Оснабрюкк — Мюнстер — Рейн. Из-за ошибки наземных операторов наведения «Фокке-Вульфы» буквально лоб в лоб столкнулись с большой группой английских истребителей, в которую входили «Спитфайры» из 331 и 501 Sqdn. RAF, а также «Тайфуны» из 168 и 448 Sqdn. RAF. В этот "чёрный день в истории JG54" было потеряно сразу 17 Fw190D-9, 13 пилотов погибли, двое были ранены. Fw190D-9 W.Nr. 210 060 гауптманна Вайсса был сбит флайт-сержантом Ханэсом (F/Sgt Haanes) из 331-й (Норвежской) Эскадрильи RAF.
 
Всего гайптманн Роберт Вайсс совершил 471 боевой вылет, в ходе которых одержал 121 воздушную победу (из них - 40 Ил-2). 12.03.45 посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.
 
На Bf109G-6 "Белая 10" Оберлейтенант Вайсс летал в зимой 1943-44 с аэродромов Идрица, Дно и Псков.
 
 
11. Манфред Дитерле (Manfred Dieterle) родился 25 мая 1922 в Штуттгарте (Stuttgart). 
 
11.jpg
 
О его ранней лётной карьере известно мало. В 1942 и начале 1943 служил инструктором в различных авиашколах, в том числе в Школе Слепых полётов. Летом 1943 добровольцем поступил в подразделение ночных истребителей «Дикий Кабан», в 3./JG 300. До конца 1943 выполнял в основном ночные боевые вылеты на перехват бомбардировщиков.
В марте 1944 стал командиром этой эскадрильи. Тогда же, весной, I./JG300 стала привлекаться для боевых вылетов днём. До того, как в июле Дитерле был переведён в 2./JG300, был дважды сбит американскими истребителями, но ранений избежал.
28 сентября 1944 в бою с бомбардировщиками был ранен, спасся на парашюте. После излечения командовал учебно-боевой эскадрильей 2./Erg.JG 2. В феврале 1945 вернулся на фронт, в должности командира 2./NJG 200.
 
Всего одержал, по разным данным, от 10 до 13 воздушных побед, предполагается, что все – четырёхмоторные бомбардировщики (три английских, остальные – американские). Награждён Железным Крестом 1 класса.
 
К сожалению, о его послевоенной жизни ничего не известно.
 
На Bf109G-6 «Жёлтой 1» лейтенант Дитерле летал весной –в начале лета 1944,  был подбит 20 июня и совершил вынужденную посадку в районе Бернберга.
 
 
12. Герхард Штамп (Gerhard Stamp) родился 3 июня 1920 в г.Бамберг (Bamberg).
 
12.jpg
 
Вступил в Люфтваффе в 1938 году. С 1940 по весну 1943 он летал на бомбардировщике Ju88A в составе I./LG1, и за успехи был награждён Рыцарским Крестом. После непродолжительной службы в штабе Инспектора бомбардировочной авиации, в августе 1943 переведён в подразделение ночных истребителей "Дикий Кабан" и назначен командиром 8./JG300. В то время, у группы не было собственных самолётов, и она "одалживала" истребители у III./JG11 для ночных полётов.
В ноябре Штамп был назначен командиром I./JG300, а в конце войны возглавил опытное командование реактивных ночных истребителей.
Всего совершил около 300 боевых вылетов на JU88 и около 100 - на Bf109. Одержал 5 воздушных побед, потопил корабли общим тоннажем 35000 бртн, а также повредил корабли тоннажем 45000 бртн (в том числе 3 эсминца).
После войны вступил в Бундесвер, и до отставки в 1978 служил на различных штабных должностях. 
Умер 21.05.98 в г.Нассау (Nassau).
 
На истребителе Bf109G-6 "Желтая 17" Штамп летал в августе-октябре 1943. Самолёт сохранил эмблему III./JG11 (голова тигра на чёрном щите), однако опознавательные знаки были закрашены чёрным. На руль направления Штамп приказал нанести обозначения самых крупных из потопленным им кораблей, обозначение Рыцарского Креста, а также отметку о воздушной победе. На капоте двигателя - "Пряжку за боевые вылеты для бомбардировщиков в золоте" и восклицательный знак.
 
 
13. Хаймо Эммерсдорфер (Heimo Emmerstorfer).
 
13.jpg
 
Хаймо Эммерсдорфер (Heimo Emmerstorfer) встретил начало войны в лётной школе. После окончания лётной подготовки служил инструктором, в начале 1943 в звании оберлейтенанта переведён в NAGr.12, оснащённую, в основном, разведывательными модификациями Bf109. Вскоре Эммерсдорфер был назначен Офицером Группы по Техническому обеспечению.  До осени 1943 выполнял разведывательные вылеты на Западном фронте. 5 июня 1943 Эммерсдорфер был награждён почётным Кубком Люфтваффе. 
После непродолжительной «командировки» на Восточный фронт в район Орши в ноябре, NAGr.12 перебазировалась на Балканы, аэродром Мостар (Югославия). На Bf109G совершал дальние разведывательные вылеты в направлении восточного побережья итальянского полуострова.
Весной 1944 был временно придан 2./NAGr.12. В августе Группа перебазировалась в Венгрию, где действовала до марта 1945, последовательно перелетала на новые аэродромы вместе с отступающими войсками. В марте с аэродрома Грац-Талерхоф (Graz-Thalerhof) Эммерсдорфер летал на разведку во время сражения в районе оз.Балатон. 9 мая 1945 оберлейтенант Хаймо Эммерсдорфер перелетел в Австрию на аэродром Хайбах (Haibach), а оттуда пешком добрался до своего родного города Хоэршинг (Hoersching).
 
Послевоенная судьба пилота неизвестна.
 
Всего Хаймо Эммерсдорфер совершил 217 разведывательных вылетов общей продолжительностью 1134 часов.
Награждён Железными Крестами 2 и 1-го Класса, Золотой Пряжкой для лётчиков разведывательной авиации, Чёрным Знаком за ранение, Германским Крестом в Золоте.
 
На Bf109G-8 «Белая 14» оберлейтенант Хаймо  Эммерсдорфер летал на протяжении трёх недель весной 1944 с аэродрома Мостар, в Югославии. 
 
 
14. Ласло Мольнар (Lászlo Molnár) родился 1 мая 1921 в г.Сомбатхей (Szombathely) в семье потомственных военных.
 
14.jpg
 
В 1942 хаднадь (Hadnagy-лейтенант) Мольнар закончил авиашколу, и попал на советско-германский фронт в истребительную авиагруппу 5/2 V.Szd., в составе которой принял участие в Курской битве летом 1943, а осенью – в оборонительных боях в полосе Группы Армий «Юг».  Зимой его группа была переименована в 102/I Ö.V.Szd. 
В феврале 1944 группа была переброшена в Венгрию, для защиты от налётов американских стратегических бомбардировок, и вошла в образованную 101 V.Osz. “Puma”.
7 августа 1944 пилоты 101 V.Osz. поднялись на перехват очередного налёта американских четырёхмоторников. В задачу венгерских пилотов входило прикрытие немецких «мессершмиттов» из I./JG302. В районе северо-западнее озера Балатон, около г.Ваш (Vas) соединение устремилось в атаку на бомбардировщики, однако само попало под удар большой группы P-51 из 31st F.G. Венгры успели предупредить немцев об угрозе, но сами были не в силах защититься – было сбито 8 из 18 истребителей, в том числе и Bf109G-6 V8+48 Мольнара. Он сумел покинуть самолёт, но был расстрелян американскими истребителями, пока спускался на парашюте. В том бою пилоты P-51 расстреляли ещё одного венгерского пилота – Яноша Ниемеца (János Nyemecz).
 
Всего хаднадь Ласло Мольнар совершил 132 боевых вылета и одержал 25 воздушных побед, и них 7 Ил-2 и 6 B-24. Кавалер высшей венгерской награды за храбрость в бою - Рыцарского Креста с Мечами и Лентой. Посмертно повышен в звании до Фёхаднадь (Főhadnagy - Старший лейтенант).
 
На Bf109G-6 (V8)+66 Ласло Мольнар летал зимой 1943-44 с аэродрома Калиновка (Винницкая обл., УССР), и одержал 5 или 6 побед. Самолёт получил зимний камуфляж и венгерские бортовые обозначения в спешке, поэтому первые два символа бортового кода не нанесены.
 
 
15. Осмо Лэнсиваара (Osmo Länsivaara) родился 18 февраля 1921 в г.Турку (Turku). 
 
15.jpg
 
После завершения лётной подготовки в июле 1941 направлен для прохождения службы в 1/LLv 26. До марта 1943 летал на Fiat G.50, и одержал две победы – И-16 и Ил-2. 
24 марта 1943, Йликерсантти (Ylikersantti - сержант) Осмо Лэнсиваара был переведён в только что сформированную  3/LeLv 34, оснащённую Bf 109G-2. До следующей весны, Лэнсиваара заявил Пе-2 сбитым и Ла-5 повреждённым.
Весной 1944 Лэнсиваара был переведён в 1/HLeLv 34. Во время советского стратегического наступления на Карельском перешейке летом 1944, он одержал две победы - Як-9 и Ил-2 (на MT-453), а также повредил ещё один Ил-2.
После войны Осмо Лэнсиваара остался в на службе. 18.10.1947 получил звание Лентоместари (Lentomestari - Старшина). После увольнения, жил в г.Пори (Pori), как минимум до 2007. Умер, похоронен в г.Пори.
 
Всего йликерсентти Лэнсиваара совершил 268 боевых вылета и одержал 5 побед. Награждён Медалью Свободы 2-го и 1-го Классов и Орденом Свободы 4-го Класса.
 
Bf109G-6  «Белая 11» W.Nr.165 274, MT-453 был доставлен в 1/HLeLv 34 23 июля 1944, и закреплён за старшиной Лэнсиваара, который одержал на этом самолёте одну победу.  Однако, на этом истребителе иногда летали и другие пилоты. Например, старший сержант Антти Тани (Antti Tani),  на MT-453 заявил об уничтожении 3 Ил-2 в районе Выборга 1 июля 1944. В декабре 1944 MT-453 был передан в HLeLv 33. 19 октября 1951 истребитель был законсервирован после 300 часов налёта. 16 февраля 1954 утилизирован. Всего на MT-453 было одержано 5 воздушных побед, все – лётчиками HLeLv 34.