Всем привет!
Три недели назад мы обещали вам, что спустя некоторое время I./ZG1_Panzerbar подготовит подробную историю лётчиков ВВС РККА, схемы окраски самолетов Ла-5ФН которых он выбрал и воссоздал в нашем симуляторе. В этот раз с исходным переводом на английский язык ему помогал 216th_Lucas_From_Hell, за что ему, конечно же, большое спасибо.
Ранее, в 180-х дневниках, был рассказ об асах Люфтваффе, и тогда мы сказали, что для понимания истинного масштаба и сути подвига советского народа в борьбе с нацистской германией необходимо в полной мере и непредвзято ознакамливаться с историей тех, против кого советские воины выходили в бой. Сегодня же рассказ будет о самих советских воинах, кто были они, эти мужчины, занимавшие свое место в кабине истребителя, и направлявшие его в бой против лучших из лучших асов мира. Сегодня рассказ о советских воинах и их союзниках, которые, не смотря на все величие и грозность противника, принесли на своих плечах победу как СССР, так и всему миру.
00. Ранний стандартный камуфляж самолета.
Ла-5ФН первых серий (выпуска лета 1943) несли стандартный камуфляж согласно приказу Народного Комиссариата Авиационной Промышленности №547сс от 20 июня 1941г. (НКАП-41). Верхние и боковые поверхности окрашены защитным зелёным АМТ-4 и черным АМТ-6. Нижние поверхности – небесно-голубым АМТ-7. Опознавательные знаки нанесены в 6 позициях, без окантовки.
01. Поздний стандартный камуфляж самолета.
Ла-5ФН, произведённые с конца лета 1943, несли стандартный камуфляж согласно приказу Народного Комиссариата Авиационной Промышленности №389/0133 от 03 июля 1943г. (НКАП-43). Верхние и боковые поверхности окрашены тёмно-серым АМТ-12 и серо-голубым АМТ-11. Нижние поверхности – небесно-голубым АМТ-7. Опознавательные знаки нанесены в 6 позициях, немного увеличены в размере, и получили толстую белую и тонкую красную обводку.
02. 32-й ГИАП.
Ла-5ФН (борт.№76) из состава 1-й эскадрильи 32 гиап, во время фронтовых испытаний летом 1943г. на северном фасе Курской дуги. Камуфляж и опознавательные знаки- согласно стандарту НКАП-41, бортовой номер – увеличенного размера, что станет стандартом для истребителей Лавочкина до конца войны. Красный кок винта и передняя часть двигателя – элемент быстрого опознавания 32 гиап.
03. Александр Иванович Майоров родился 01.04.1921 в селе Кесова Гора Калининской области. Русский.
В мае 1941 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, оставлен в ней на должности инструктора.
В феврале 1942 переведён в 425 иап. 19.03.1942 на ЛаГГ-3 одержал свою первую воздушную победу - Ме-109 (в паре с другим лётчиком).
10 апреля 1942г. мл. лейтенант Майоров и ещё 9 лётчиков были переведёны в 2 гиап. Полк был был вооружён истребителями ЛаГГ-3 и действовал в составе ВВС Волховского фронта. 11.08.1942 полк был выведен с фронта на доукомплектование и переучивание на Ла-5.
Особо отличился в боях на Курской дуге. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1105).
Александру Майорову пришлось побывать почти на каждом участке советско-германского фронта – он воевал на Калининском, Степном, Брянском, Западном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. С конца осени 1944г. летал на Ла-7.
26 апреля 1945г. гвардии капитан Майоров был подбит зенитным огнём над Берлином. При вынужденной посадке чудом остался жив, однако повредил позвоночник.
Всего совершил более 300 боевых вылетов, провёл 68 воздушных боёв, одержал 13 личных (в т.ч. 5 Fw190) и 6 групповых воздушных побед. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.
Боевые награды: Герой Советского Союза (02.09.43); ордена Ленина (02.09.43), два ордена Красного Знамени (19.02.1943, 29.07.1943), орден Александра Невского (05.09.1944), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орден Отечественной войны 2-й степени (29.05.1945), орден Красной Звезды; медали.
После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира авиаполка. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, был заместителем начальника штаба корпуса ПВО. С 1974 года Гвардии полковник А. И. Майоров - в запасе. Жил в Одессе, работал на спасательной станции. Умер 26 октября 2004 года.
Ла-5ФН (борт.№25) из состава 2 гиап, на котором осенью-зимой 1943-44г. воевал гвардии капитан Майоров на 1-м Прибалтийском фронте. 25 сентября 1943 года во 2 гиап поступили 12 новых истребителей Ла-5ФН, построенных на средства трудящихся Монголии. Надпись "Монгольский Арат" и передняя часть капота двигателя в красно-оранжевого цвета.
04. Иван Алексеевич Вишняков родился 15 июня 1917 года в селе Трибунки Липецкой области. Русский.
В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Затем служил инструктором в Батайской авиационной школе.
В боях Великой Отечественной Войны с июля 1941, в составе 296 иап. Летал на И-16.
В апреле 1942 переведён в 171 иап. Первую победу одержал 27.06.1942, сбив Bf109.
Весной полк входил в состав ПВО г.Тула. С лета 1942г. – на Брянском фронте. Во время сражения на северном фасе Курской дуги заявил 4 победы. Участвовал в воздушных боях во время операций по освобождению Великих Лук, Пскова, Риги (Латвийская ССР). Окончание войны встретил в Курляндии.
Всего совершил 286 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, одержал 20 воздушных побед (4 Bf109, 14 Fw190, 1 Ju88 и 1 Fw189).
Участник войны с Японией, на Як-9 в составе 47 иап выполнил 9 боевых вылетов. Во время одной из штурмовок был подбит, с трудом привёл горящий самолет на аэродром.
Удивительно, но во время войны, несмотря на солидный боевой счёт, так и не был удостоин звания Герой Соетского Союза. Медалью «Золотая звезда» Иван Вишняков был награждён лишь три года после окончания войны, 23.02.1948.
Боевые награды: орден Ленина (23.02.1948), четыре ордена Красного Знамени (11.05.1943, 18.07.1943, 30.04.1944, 29.08.1945), орден Александра Невского (23.02.1944), два ордена Отечественной войны 1-й степени (07.09.1943, 11.03.1985), орден Красной Звезды, медали.
После окончания боевых действий продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно-Воздушную академию. Летал на реактивных и сверхзвуковых самолётах. С 1975 года генерал-майор авиации И. А. Вишняков - в запасе. Работал в авиационном отделе ЦК ДОСААФ. Жил в городе Москве. Умер 2 августа 1992 года, похоронен на Троекуровском кладбище
Ла-5ФН (борт.№76) из состава 171 иап, персональный самолёт Ивана Вишнякова, на котором он летал летом 1944г. Количество белых звёздочек воздушных побед соответствует личному боевому счёту лётчика в период с 6 июня по 19 июля 1944 года. Машина окрашена в стандартный камуфляж по НКАП-43. Надпись «За Олега Кошевого» была, согласно мемуарам, нанесена на все самолёты эскадрильи Вишнякова.
05. Анатолий Васильевич Рузин родился в 1923 году в городе Москве. Русский.
С 1941 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков. С января 1944 года младший лейтенант А. В. Рузин на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 159 иап, летал на Ла-5 и Ла-5ФН.
Первую воздушную победу (над финским Bf109G) одержал 26 февраля 1944г.
Особо отличился в летних боях на Карельском перешейке.
К ноябрю 1944 года командир звена 2-й эскадрильи 159 иап (275 иад, 13 ВА, Ленинградский фронт) лейтенант А. В. Рузин совершил более 130 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых одержал 11 воздушных побед: 6 Bf109G, 4 Fw190A, 1 Ju87D.
С ноября 1944 года 159 иап боевой работы не вел, прикрывая побережье Эстонии и оставаясь в готовности усилить авиагруппировку советских войск в Курляндии).
Боевые награды: два ордена Красного Знамени (15.05.1944, 25.07.1944), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985); медали.
Ла-5ФН (борт.№15), персональный самолёт Анатолия Рузина, на котором он летал летом 1944г. на Ленинградском фронте. Надпись «За Васька и Жору» нанесена на борт в помять о двух боевых друзьях Анатолия – командире 2-й эскадрильи 159 иап лейтенанте Василии «Ваське» Гречки и лейтенанте Андрее «Жоре» Васильеве, погибшим 28 июня 1944 в бою против Fw190A из II./JG54 над Выборгом.
06. Константин Савельевич Назимов родился 4 марта 1915 года в Волковой деревне, недалеко от Петрограда. Русский.
В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
Когда началась война, лейтенант К. С. Назимов оказался далеко от родного города: почти
3 года служил Константин лётчиком - инструктором. Мать Назимова и его отчим - Савелий Николаевич Рафеков умерли в блокаду от голода, сводный брат Миша Рафеков, боец ленинградского ополчения, погиб в бою под Гатчиной. Жена с дочерью – эвакуированы в Казахстан, в г.Чимкент. Константин настойчиво писал рапорты с просьбой об отправке на фронт. Только в начале 1943 года ему удалось добиться своего.
С марта 1943 года лейтенант К. С. Назимов на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 254 иап (14-я Воздушная армия, Волховский фронт), летал на Ла-5. Уже через год стал командиром эскадрильи, старшим лейтенантом, и имел на счету 12 побед.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года командир эскадрильи 254 иап (269 иад, 14 ВА, 3-й Прибалтийский фронт) капитан К. С. Назимов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4519).
В ноябре 1944г. 254 иап был переброшен в Харьковский Военный округ, на аэродром Лебедин, для доукомплектации по новому штату и перевооружения на истребители Як-9.
23 декабря 1944 года капитан Назимов погиб в авиационной катастрофе.
Всего выполнил около 350 боевых вылетов, провёл более 35 воздушных боёв, одержал 19 воздушных побед лично (из них – 11 Fw190) и 2 в паре.
Похоронен в братской могиле на Мироносицком кладбище в городе Лебедин, Сумской области.
Боевые награды: Герой Советского Союза (26.10.1944), орден Ленина (26.10.1944), два ордена Красного Знамени (11.05.1943, 12.09.1943), орден Александра Невского (07.06.1944), орден Отечественной войны 1-й степени (18.10.1944).
Ла-5ФН (борт.№71) из состава 254 иап, персональный самолёт Константина Назимова, на котором он летал на 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах осенью 1944г. Количество звёздочек (21) отражает общий боевой счёт личных и групповых побед. На борту – рисунок, орёл несёт в когтях окровавленного Гитлера.
07. Юрий Михайлович Любенюк родился в 1916 году в местечке Народычи Житомирской области. Украинец.
С 1940 года в рядах Красной Армии. После окончания авиашколы служил в ней инструктором.
С 22 ноября 1942 года младший лейтенант Ю. М. Любенюк на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 240 иап (302иад, 4 ИАК), летал на Ла-5, воевал на Воронежском и Степном фронтах (под его началом служил прославленный лётчик - ас, дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев). Свои первые победы – Bf109 и Ju88 – одержал 28 марта 1943.
С октября 1943 года - командир 3-й эскадрильи 813 иап (215 иад, 8 ИАК), летал на Ла-5 и Ла-7, воевал на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Окончание войны командир эскадрильи 813 иап капитан Ю. М. Любенюк встретил в Восточной Пруссии.
Всего совершил 98 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, в которых одержал 11 личных и 1 групповую победы. На его счету 6 Fw190, 2 Bf109 и по одному Bf110, Fw189 и Ju88.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании полковника.
Боевые награды: три ордена Красного Знамени (15.05.1943, 04.09.1944, 30.04.1945), орден Александра Невского (25.09.1944), орден Отечественной войны 1-й степени (30.06.1945), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985); медали.
Ла-5ФН(борт.№07) из состава 813 иап, на котором Юрий Любенюк летал весной 1945г. на 2-м Белорусском фронте. Широкая белая полоса на фюзеляже в районе кабины пилота – обозначение самолётов 813 иап.
08. Павел Кочфельда родился 29 июня 1917г. в Горни Суха (Horní Suchá), в Чехословакии. Чех.
Кочфельда начал свою военную карьеру в качестве авиамеханика, однако вскоре в частном порядке стал обучаться полётам. После оккупации Чехословакии Германией, Польшей и Венгрией, 14 июля 1939г. Кочфельда вместе со многими пилотами отправился в Польшу, затем во Францию. В мае 1940 он поступил в авиашколу в Бордо (Bordeaux). В июне, после поражения Франции, Кочфельда оказался в Британии, где вступил в 1st DF (Delivery Flight) и занимался перегоном истребителей с авиазаводом в боевые эскадрильи.
6 января 1942 сержант Кочфельда был зачислен в 313 Sqdn RAF.
15 июня 1943 в звании флайт-сержанта Кочфельда был переведён в 312 Sqdn RAF. К февралю 1944г. Пайлот-оффицер Кочфельда выполнил 191 боевой вылет.
В СССР с начала 1944г. в составе 128 отдельной истребительной эскадрильи (128. československá samostatná stíhací letecká), затем - в 1-й эскадрилье 1-го отдельного чехословацкого иап (1. československý samostatný stíhací letecký pluk). Осенью 1944г. воевал в Словакии, совершил 47 боевых вылетов, одержал 1 личную (Bf109G) и 1 групповую (Ju87D). В декабре 1944г. был переведён на должность инструктора в 2-й Чехословацкий иап, до конца войны занимался подготовкой чехословацих лётчиков-истребителей.
После окончания войны работыл инструктором в авиашколе в Простейове (Prostějov), затем - в Оломоуце (Olomouc).
В 1948-49 служил в 3. Дивизии в г.Брно. В ходе операции "Хаган" занимался подготовкой израильских лётчиков на S-199 (послевоенная конверсия Bf109 и двигателя Jumo214). В 1950г. получил запрет на полёты. Опять стал летал в Простейове в 1955г. В 1959г. назначен руководителем авиашколы в Прешове (Prešov). Летал до 60-ых годов. В 1990 получил звание Генерал-Майора. Умер 6.10.1992 в г. Прага.
Боевые награды: 2 x Československý válečný kříž 1939, 3 x Československá medaile Za chrabrost, Československá medaile Za zásluhy I. st., Československá medaile zahraniční armády, Hvězda 1939-1945, Air Star a 1.6.1979 Čestný pilotní odznak.
Ла-5ФН борт.№13 из состава 128. československá samostatná stíhací letecká , на котором поручик Павел Кочфельда летал в сентябре-октябре 1944г. во время Словацкого национального восстания с аэродрома Три Дуба. Истребитель был разбит на вынужденной посадке 20 октября 1944г. Всего на этом истребителе тремя разными пилотами было одержано по 1-й победе. «Rene» - имя девушки, с которой Павел встречался Англии во время службы в Королевских ВВС.
09. Владимир Александрович Орехов родился 8 января 1921 года в городе Туле. Русский.
В марте 1940 окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, служил в ВВС Киевского Особого военного округа. С июня 1940 года - младший лётчик 87 иап.
В июле 1941 года был направлен в формируемый 434 иап, в составе которого прошел всю войну.
Первую воздушную победу – Bf109 – одержал 12 сентября 1941г. Во время боевого вылета на Волховском фронте 4 февраля 1942 ранен огнем зенитной артиллерии.
В начале июня 1942 года Владимир Орехов в составе переформированного 434 иап воевал на Юго-Западном фронте. 13 июня во время воздушного боя самолет лейтенанта Орехова был подбит, а летчик – тяжело ранен. В свой полк Владимир Орехов вернулся только в середине августа 1942 года.
1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Владимиру Александровичу Орехову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени на его боевом счету числилось уже 11 личных и 1 групповая победы.
Вскоре назначен заместителем командира эскадрильи, а в 1944 году - командиром 1-й эскадрильи. В декабре 1944 года Гвардии майор В. А. Орехов убыл на учёбу в Полтавскую Высшую офицерскую школу штурманов ВВС Красной Армии (город Краснодар).
В 1945 году, по окончании обучения, назначен штурманом 246 иад (в Монголии). Участник Советско-Японской войны 1945 года, выполнил 3 боевых вылета, сбитых самолётов противника не имел.
Всего выполнил 423 боевых вылетов, провёл 102 воздушных боя, в которых одержал 19 личных и 3 групповых победы, уничтожил 2 аэростата наблюдения. На его счету 10 Fw190, 5 Bf109 и 3 бомбардировщика (Ju88, He111).
Боевые награды: орден Ленина (01.05.1943), четыре ордена Красного Знамени (01.01.1942, 03.02.1942, 10.07.1944, ...), орден Александра Невского (10.09.1944), два ордена Отечественной войны 1-й степени (09.10.1943, 11.03.1985), два ордена Красной Звезды (03.09.1945, ...); медали.
После окончания боевых действий продолжил службу в ВВС СССР на штурманских должностях (в том числе, главным штурманом 1 Гв. ИАК Западной группы войск). С сентября 1968 года Гвардии полковник В. А. Орехов - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Минске. До ухода на заслуженный отдых работал в Гражданском Воздушном Флоте СССР.
Умер 4 февраля 1997 года.
Ла-5ФН (борт.№93),персональный самолёт Владимира Орехова, на котором он летал осенью 1943г. на Брянском фронте. Звёздочками обозначены личные победы. Две белых полосы на хвостовом оперении и передняя часть капота двигателя, окрашенные в красный цвет – тактические обозначения 32 гиап.
10. Виталий Иванович Попков родился 1 мая 1922 года в Москве. Русский.
В Красной Армии с 1940 года. Начал службу курсантом Чугуевской военно-авиационной школы пилотов. Затем окончил Батайскую военную авиационную школу.
Воевал на Калининском (май-октябрь 1942), Юго-Западном (декабрь 1942 –октябрь 1943), 3-м (октябрь 1943 – январь 1944 и май-июль 1944) и 1-м Украинских (июль 1944 – май 1945) фронтах.
Первую победу – Ju88 – одержал 10 июня 1942г.
3 августа 1942 года в воздушном бою был сбит, спасся на парашюте. При этом получил тяжёлые ожоги и осколочные ранения ног. 16 июня 1944 года был легко ранен осколками в правую руку и левую ногу.
Последнюю победу одержал в Германии 18 апреля 1945г, протаранив Fw190. Виталий Попков закончил войну в должности командира эскадрильи, в которой было 11 (!!!) Героев Советского Союза.
Всего Виталий Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, одержал 40 воздушных побед. На его счету 10 Fw190, 17 Bf109, 5 двухмоторных бомбардировщиков.
Боевые награды: Дважды Герой Советского Союза (26.08.1942, 08.09.1943), три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, Российские ордена "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени (20.05.2002) и Почёта (09.05.2007); медали, иностранные награды.
После Великой Отечественной войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию (1951 г.), а затем Академию Генерального штаба (1964 г.). Освоил 25 типов самолётов и вертолётов. Находился на ответственной работе в Министерстве обороны СССР. С 1967 года заслуженный военный летчик СССР. Генерал-лейтенант авиации с 1968 года. С 1980 года на преподавательской работе в Военно-Воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. После ухода в отставку, с 1989 года, занимался общественной деятельностью. Жил в Москве. Умер 6 февраля 2010 года.
Командир 2-й эскадрильи 5 гиап Виталий Попков стал прототипом двух героев легендарного фильма Л.Быкова «В бой идут одни старики» - командира «2-й поющей эскадрильи» Титаренко и молодого лётчика «Кузнечика».
Ла-5ФН (борт.№01) из состава 5 гиап, персональный самолёт Виталия Попкова, на котором он летал на 1-м Украинском фронте летом и осенью 1944г. Количество звёздочек воздушных побед (33) соответствует личному боевому счёту лётчика на период с 13 августа 1944 года по 9 февраля 1945 года. Кок воздушного винта и передняя часть капота двигателя, окрашенные в белый цвет - обозначение самолётов 5 гиап.
11. Александр Васильевич Лобанов родился 28 апреля 1917 года на станции Карамышево Псковской области. Русский.
В 1938г. закончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной Войны лейтенант Лобанов с августа 1941 в составе 40 иап (9 февраля 1943 переименован в 41 гиап). В 1941-43 на И-16 воевал на Донбассе, над Ростовом, на Кубани, в предгорях Кавказа.
Первую групповую победу – Hs126 – одержал 20 мая, первую личную – Bf109 – 16 августа 1942г.
Весной 1943г. 41 гиап был выведен из боёв и сменил наконец И-16 на Ла-5.
На новых истребителях, с мая 1943 Лобанов сражался на Воронежском фронте, принял активное участие в боях на южном фасе Курской дуги. В составе 2-й Воздушной Армии 1-го Украинского фронта принимал участие в освобождении городов Киев, Черновцы, Львов, Краков, штурме Бреслау. В апреле 1945г. командир эскадрильи 41 гиап гвардии капитан Лобанов на истребителе Ла-7 участвовал в боях над Берлином.
Всего совершил более 600 боевых вылетов, одержал 24 личные и 13 групповых побед. Среди его личных побед - 4 бомбардировщика Do-217 и Ju88A, 3 Fw189A, 7 Ju87D, 6 Bf109 и 3 Fw190.
Боевые награды: Герой Советского Союза (28.09.43); орден Ленина (28.09.1943), три ордена Красного Знамени (27.07.1942, 09.09.1942, 22.10.1944), орден Александра Невского (22.02.1945), Отечественной войны 1-й степ. (11.03.1985), медали.
После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С марта 1952 года командовал 968 иап. С апреля 1953 года Гвардии подполковник А. В. Лобанов - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Минске. Работал инструктором аэроклуба, с 1959 года - директором производственных мастерских при Белорусском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Умер 4 октября 1986 года.
Ла-5ФН (борт.№30) из состава 41 гиап, персональный самолёт Александра Лобанова, на котором он летал на 1-м Украинском фронте летом 1944г. Рисунок – «Орёл на вершине Эльбруса» – напоминание о боях на Кавказе в 1942г. Красное сердце на капоте двигателя – обозначение командного состава полка (от командира звена и выше).
12. Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился 17 февраля 1917 года в поселке Хохлы ныне Шумихинского района Курганской области. Русский.
В армии с сентября 1938 года. Окончил Бийскую военную школу пилотов в 1941 году, был оставлен работать летчиком-инструктором.
В конце 1942 года был направлен в Москву в главный штаб ВВС для перегонки американских самолетов "Аэрокобра" поставляемых в СССР по ленд-лизу из Америки. В Москве сержанту Евстигнееву удалось встретиться с командиром 240 ИАП майором И. С. Солдатенко, который прибыл за фронта пополнением. Евстигнеев произвёл благоприятное впечатление, и Солдатенков забрал его в свой полк.
Приступил к боевой работе в составе 240 иап 302 иад 4 ИАК 2 Воздушной армии Воронежского фронта 13 марта 1943г. Летал на Ла-5. Менее чем за 8 месяцев боевой работы вырос в должности от рядового лётчика до командира эскадрильи.
Свою первую победу - Bf109G - Евстигнеев одержал уже 28.03.43. К началу Курской битвы на счету сержанта Евстигнеева было уже 4 победы - Bf109, два Bf110 и Ju87D. В боях над южным фасом Курской дуги Евстигнеев добал к своему счёту ещё 5 личных и две групповых победы, в том числе 8 июля - 3 Ju87 в одном бою. 23 июля 1943 240 иап был передан в состав войск 5 Воздушной армии Степного фронта.
5 августа 1943 года в составе группы из 8-ми Ла-5 вылетел на прикрытие наших войск на подступах к Белгороду. В воздушном бою был сбит. Был ранен в обе ноги. В медсанбате отговорил доктора от ампутации стопы. На девятые сутки ночью на костылях сбежал из госпиталя! Прошел тридцать пять километров до ближайшего аэродрома, оттуда был переправлен в свою часть. Через месяц вновь пошел с эскадрильей на боевое задание. Первое время до самолета добирался с костылями.
После завершения Курской битвы, освобождения Белгорода и Харькова, Евстигнеев участвует в воздушных боях на под Полтавой (против Fw190 из I./JG54), Днепром, Кировоградом.
К 19 ноября 1943 года совершил 144 боевых вылета, в 53 проведённых воздушных боях одержал 27 воздушных побед (24 лично и 3 в группе).
После зимних боёв в районе Первомайска и Константиновки, 240 иап принял участие в ожесточённых возушном сражении во время Ясско-Кишинёвской операции весной 1944г. В боях против JG 52 и SG2 Евстигнеев одержал ещё 15 побед.
02.07.1944 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0178 240 иап преобразован в 178 гиап, одновременно 302 иад преобразована в 14 гиад.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 19094) и медали "Золотая Звезда" (№ 4039).
Затем последовали бои в Румынии против немецких и румынских ВВС. После того, как Румыния перешла на сторону союзников, Гвардии Капитану Евстигнееву удалось совершить ознакомительный полёт на IAR-80.
Продолжая вести эффективную боевую работу в составе полка, Гвардии капитан К. А. Евстигнеев к 20 октября 1944 года выполнил 227 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, одержал 50 воздушных побед (47 лично и 3 в группе). Зимой 1944-45 Евстигнеев воевал в небе Венгрии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года ему присвоено звание дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали "Золотая Звезда" (№ 2284).
26 марта 1945г. над Будапештом в лобовой атаке Евстигнеев одержал свою последнюю победу – Fw190. Войну лётчик закончил в Чехословакии, в звании Гвардии майора и должности заместителя командира 178 гиап по лётной части. Всего совершил 283 боевых вылета, участвовал в 113 воздушных боях, одержал 55 воздушных побед (52 лично 52 и 3 в группы). Среди личных побед - 13 Ju87, 14 Fw190, 16 Bf109, при этом Евстигнеев является одним из лидеров по уничтожению Ju87 среди лётчиков-истребителей союзников.
Боевые награды: дважды Герой Советского Союза (02.08.44, 23.02.45); ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени (30.09.1943, 28.10.1943, 22.02.1945,...), Суворова 3-й степ.(02.10.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й степ.(30.04.1943), орден Красной Звезды; медали. Награждён иностранными орденами, в том числе Орденом Британской Империи 5-го класса (1944).
После войны Евстигнеев остался в ВВС, в 1949 окончил летно-тактические курсы, в 1955 — Военно-воздушную академию, в 1960 — Военную академию Генштаба. Генерал-майор авиации (1966). С 1972 — в запасе. Жил в Москве. Умер 29 августа 1996 года, похоронен на Кунцевском кладбище.
Ла-5ФН (борт.№14) из состава 178 гиап, второй самолёт в полку, построенный на средства колхозника В.В.Конева. Летом 1944г. на этом истребителе летал Иван Кожедуб. После того как Кожедуб был переведён в 176 гиап, самолёт был закреплён за Кириллом Евстигнеевым. Также, несколько боевых вылетов на этом Ла-5ФН сделал Ст.лейтенант П.А. Брызгалов.
13. Иван Савельевич Кравцов родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка Кировоградской области. Украинец.
В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище и оставлен в нём лётчиком-инструктором. В ноябре 1940 года переведён на такую же должность в 1 зап ВВС КБФ.
С ноября 1941 года младший лейтенант И. С. Кравцов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 1-й эскадрильи 5 иап ВВС КБФ (18 января 1942 года преобразован в 3 гиап КБФ), летал на "Харрикейне" (до конца 1942г.), ЛаГГ-3 (до осени 1943г), Ла-5.
29 сентября 1942 года, совершая свой 104 боевой вылет на истребителе английского производства "Харрикейн", Иван Кравцов одерживает свою первую воздушную победу. В паре с ведущим В. И. Терёхиным он сбивает бомбардировщик Ju-88.
1 октября 1942 года в тяжелейшем бою с 6 Ме-109, произошедшем в районе Колпино, самолёт Кравцова получает серию попаданий в двигатель и бензобаки. "Харрикейн" начинает гореть, и лётчик принимает решение о прыжке с парашютом. Получив ожоги лица и спины, И. С. Кравцов в тяжёлом состоянии направлен в госпиталь. Из госпиталя Иван Кравцов возвращается в свою часть в конце декабря 1942 года.
С 17 июня 1943 года по 14 января 1944 года учился на Курсах усовершенствования начальствующего состава (КУНС) ВМФ. После возвращения в полк продолжал командовать звеном, летал на Ла-5.
22.07.1944 за 13 личных и 4 групповых победы удостоен звания Героя Советского Союза.
С ноября 1944 года Гвардии капитан И. С. Кравцов командовал 1-й эскадрильей 3 иап КБФ, летал на Ла-5 и Ла-7.
Иван Кравцов закончил войну самым результативным лётчиком советской морской авиации: 375 боевых вылетов, 104 воздушных боя, 31 личных (из них 25 Fw190) и 3 групповых воздушных победы.
Боевые награды: Герой Советского Союза, орден Ленина (22.07.1944), четыре ордена Красного Знамени (21.10.1942, 12.06.1944, 18.07.1944, 04.04.1945), орден Нахимова 1-й степени (15.05.1946), два ордена Отечественной войны 1-й степени (10.11.1945, 11.03.1985); медали.
После окончания войны продолжал служить в морской авиации. С сентября 1950 года Гвардии майор И. С. Кравцов - в запасе, работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1965 году переехал в город Геленджик (Краснодарский край). Умер 29 января 2005г.
Ла-5ФН (борт.№69) из состава 3 гиап ВВС КБФ, персональный самолёт Ивана Кравцова, на котором он летал летом 1944г. Количество звёздочек воздушных побед с белой обводкой (23) соответствует личному боевому счёту лётчика на середину августа 1944г. Звёздочки без обводки – групповые победы. Самолёт окрашен в стандартный камуфляж по НКАП-43, кок воздушного винта и руль направления, окрашенные в белый цвет – элементы быстрого опознавания самолётов ВВС Балтийского флота.
14. Георгий Николаевич Урвачёв родился 20 Августа 1920 года. Русский.
В 1939 году поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания, направлен в 34 иап ПВО.
Первую победу (Bf110) одержал 5 октября 1941г. С осени 1941 до весны 1942г. в составе полка Георгий Урвачёв осуществлял прикрытие города и военных объектов Москвы с воздуха, помимо выполнения задач ПВО вылетал на прикрытие своих войск, штурмовку войск противника, действуя в интересах командования наземных фронтов. Летал на МиГ-3, Як-1 (в 1942-м), Як-9 (летом 1943), P-39 (в конце 1943), Ла-5ФН (с весны 1944 до конца воны).
С осени 1943 боевых действий не вёл, так как активность разведчиков Люфтваффе над Москвой практически прекратилась. До мая 1945 лётчики полка выполняли в основном тренировочные и инструкторские полёты.
В мае 1945, полк переведён на Дальний Восток, и в августе-сентябре принял участие в боевых действиях против Японии.
Всего Георгий Урвачёв совершил 472 боевых вылета, провёл 22 воздушных боя, одержал 4 личных и 7 групповых поздушных побед. За исключением одного Bf109, все воздушные победы – разведчики и бомбардировщики Bf110, Ju88 и He111.
После окончания боевых действий, продолжил службу в ВВС. В должности инспектора 147 иад по технике пилотирования, Полковник Г. Н. Урвачёв принимал участие в вооружённом конфликте на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Летал до 1964 года. После выхода в запас, работал на Лётно - Испытательной станции вертолётного завода. Умер в 1997 году.
Боевые награды: Красного Знамени (4.03.1942), Отечественной войны 1-й степени (1.09.1943); медали.
Ла-5ФН (Борт.№25) из состава 34 иап ПВО, на котором зимой 1944-45 летал капитан Урвачёв. Интересно количество звёздочек, обозначающих личные победы (6), что не совпадает с официальным счётом личных побед (4). Вероятно, несколко побед, отмеченных в лётной книжке пилота как личные, в документах полка обозначены групповыми.
15. Рашит Нурсултанович Бекетов родился 01 июля 1922г. в Казахской АССР. Казах.
На фронте с января 1943, в звании мл. лейтенанта в 721 иап 286 иад.
В январе-феврале 1943 г. 721 иап участвовал в боях за освобождение г. Касторное, на Воронежском направлении.
С марта 1943 воевал в составе 16 ВА Центрального фронта, участвовал в Курской Битве. Осенью 1943 - весной 1944 - принимал участие в освобождении левобережной Украины в полосе среднего течения Днепра. С июня 1944 лейтенант Бекетов воевал на 1-м Белорусском фронте. Воевал в небе Белоруссии, Польши. 12.01.1944 был подбит в воздушном бою, ранен в спину. После излечения вернулся в полк. Участвовал в Берлинской операции.
В мае 1945 лейтенант Бекетов - командир звена 721 иап.
Всего совершил немногим более 100 боевых вылетов, одержал 4 воздушных победы (все - Fw190).
Боевые награды: орден Отечественной Войны 2-й степени, орден Красного Знамени, медали.
После войны неколько лет служил в ГДР, однако в начале 50-х из-за последствий ранения уволился из ВВС, вернулся к мирной профессии.
Жил в городе Шымкент (Чимкент). Умер 25.11.1995.
На самолёте Ла-5ФН (борт.№ 34), построенном на средства мукомолов Казахской ССР, лейтенант Бекетов летал недолго, осенью 1944. В конце года, после завершения боёв над Вислой, 721 иап сдал самолёты в 165 иап, а сам убыл с фронта для получения Ла-7.
16. Анатолий Пантелеевич Трефилов родился 15 июня 1921 г. в деревне Юберки Яремского района Саратовской области. Русский.
В ВВС Красной Армии с сентября 1940, в звании мл.лейтенанта служил лётчиком в 33 отд.аэ связи. Летал на У-2 и Р-5.
В Великой Отечественной Войне с июня 1941г. С 31 августа мл. лейтенант Трефилов - командир звена, а с 18.12.41 г. в звании лейтенанта - назначен зам. командира 33 оаэс.
В декабре 1943 г. капитан Трефилов прибыл в 303 иад и был отправлен на переучивание в учебный центр дивизии.
С апреля 1944 г. старший летчик 1 эскадрильи 139 гиап, летал ведомым у командира эскадрильи Удовицкого. Полк был оснащён истребителями Як-1, Як-7 и Як-9 и весной-летом 1944г. воевал на 3-м Белорусском фронте, особо отличился в боях за освобождение городов Орша (Белорусская ССР), Вильнюс, Каунас (Литовская ССР).
В ноябре 1944 г. капитан Трефилов был переведен в 523 иап командиром звена. На заключительном этапе войны участвовал в боях в Вост.Пруссии.
08.05.45 г. капитан Трефилов был назначен зам. командира эскадрильи в 523 иап.
Воздушных побед на счету капитана Трефилова не было, т.к. 523 иап был специализированным "разведывательным" авиаполком (так, например, за 1944г. из 3383 боевых вылетов, 2753 были разведывательными). Лётчики полка летали в основном парой, реже - звеном. Старались избегать воздушных боёв, изредка штурмовали цели в тылу противника.
После войны остался служить в кадрах ВВС. В 1951 - в спецкомандировке в Корее. В воздушных боях одержал 3 победы - два F-86 и один F-84. Служил командиром эскадрильи, пом.командира полка по тактике возд. боя, начальником штаба 153 иад, начальником воздушно-стрелковой службы 1218 утап.
Боевые награды: три ордена Красного Знамени (30.11.41, 20.01.45 и 19.04.45), орден Богдана Хмельницкого 3 степени (1945), Отечественной войны 2 степени (18.08.43), медали.
Жил в Свердловске (ныне Екатеринбург).
На Ла-5ФН (борт.№ 44) капитан Трефилов летал осенью 1944 на 3-м Белорусском фронте. На борта фюзеляжа нанесена стрела - элемент быстрой идентификации истребителей 303 иад.
Ну и в завершении этого выпуска дневников мы покажем вам несколько скриншотов кабины самолета Ла-5ФН. 3Д модель самолета готова уже полностью, а флайт-модель находится в завершающей стадии разработки, таким образом нам есть что показать сегодня.