Здравствуйте, дорогие друзья!
Как известно, чтобы хорошо поработать нужно хорошо отдохнуть. И пока продолжается летняя пора, и в нашей команде ребята сменяя друг друга ходят в отпуск, я расскажу вам как важно для военного лётчика уметь беречь и правильно расходовать свои силы в боевой работе.
Вы, наверное, уже догадались, что в сегодняшних дневниках речь пойдет о новой модели физиологии пилота, которую мы готовим к релизу в ближайшем обновлении игры. Сегодня эта модель уже выходит в закрытый бета-тест.
Основное внимание в новой модели физиологии, прежде всего, было уделено вопросу более достоверной имитации способности человека переносить перегрузки при маневрировании. И хотя это не единственное изменение в физиологии экипажа, но, пожалуй, именно его вы заметите сразу, поэтому давайте поговорим об этом более подробно.
Как известно, все мы разные, и каждый из нас обладает различной выносливостью, физической силой, способностью сопротивляться негативным факторам окружающей среды. Поэтому способность конкретного лётчика выдерживать большие перегрузки, конечно, сугубо индивидуальна, и она зависит от большого числа факторов: от возраста, от состояния здоровья, от общей физической подготовки, тренированности и влётанности, от того хорошо ли лётчик выспался накануне, как давно и как плотно он поел, и даже от его эмоционального состояния. Безусловно мы не можем собрать всю эту информацию о вас, и подробно учесть все эти факторы в игре - такая модель была бы чрезмерно сложна, хотя, наверное, и соответствовала бы наилучшему погружению игрока в виртуальную реальность. Тем не менее, наиболее разумным в наших реалиях видится путь выбора некой усредненной модели физиологии человека, соответствующей среднестатистическому лётчику. Под «среднестатистическим лётчиком» мы подразумеваем подготовленного пилота, находящегося в хорошей физической форме и часто летающего на пилотаж. И тут нам на помощь приходит большое число различных медицинских исследований, и собранная статистика экспериментов с добровольцами, благодаря которым можно установить эту самую «золотую середину» типичной устойчивости среднестатистического лётчика к перегрузкам.
Первое, на что обращают внимание все исследователи, это тот факт, что величина переносимой человеком перегрузки, как положительной (когда пилота «прижимает» к сиденью), так и отрицательной (когда пилота «отрывает» от сиденья и он «повисает на ремнях») зависит в первую очередь от времени действия перегрузки, и что немаловажно - также и от темпа, с которым перегрузка была создана. Например, если на положительной перегрузке +6g «среднестатистический» летчик теряет сознание в течение первых 5-8 секунд, то перегрузка +5g вполне успешно переносится им уже около 40 секунд, при условии, что темп создания перегрузки был не более одной единицы в секунду. Однако если создать ту же перегрузку +5g «рывком», всего за 1-2 секунды, то потеря сознания наступит уже через 5-7 секунд. В авиационной медицине такое явление объясняется «гемодинамикой» сердечно-сосудистой системы, то есть организму требуется некоторое время, чтобы успеть мобилизоваться и начать эффективно противодействовать перегрузке. Наглядно это хорошо проиллюстрировано в статье Анны М. Столл (Anne M. Stoll) «Предельно переносимые человеком положительные перегрузки» («Human tolerance to positive G as determined by the physiological end points») опубликованной в Журнале Авиационной Медицины (The Journal of aviation medicine) в 1956 году:
В нашей новой модели физиологии человека все эти факторы теперь учитываются. При энергично созданной за 1-2 секунды перегрузке негативные последствия (расстройства зрения и слуха) проявляются не сразу, а с задержкой 2-3 секунды. Далее следует быстрый «кризис», но уже через несколько секунд организм мобилизуется, и способен выдерживать перегрузку чуть лучше, чем в начале. Этого «кризиса» можно избежать, или по крайней мере уменьшить, если пилотировать более плавно и создавать перегрузку постепенно, наращивая её с меньшим темпом.
Ниже я приведу ещё один график, на котором показано время, в течение которого среднестатистический лётчик способен выдержать положительную и отрицательную перегрузку определённой величины до потери сознания. Голубая линия представляет собой обобщённые данные, собранные нами в результате анализа различных медицинских исследований. Красные точки - это те результаты, которые показывает наша новая модель:
Как видно из графика, положительные перегрузки переносятся лётчиком значительно лучше, чем отрицательные.
Кроме того, теперь мы также стали учитывать и фактор усталости лётчика, оценку которой удалось получить опираясь на упомянутые выше данные. Это означает, что теперь каждый манёвр, совершаемый вами с большой перегрузкой, уже не проходит даром, и чем энергичнее вы маневрируете, тем хуже вы и ваш экипаж будет переносить дальнейшие перегрузки. Если вы уже изрядно измотаны маневренным боем, а в бой вступил новый противник - то знайте, что на его стороне теперь существенное преимущество, и возможно вам стоит выйти из боя и «отдышаться». На это вам потребуется несколько минут.
Ещё одной важной частью данной работы стала перенастройка визуальных эффектов расстройства зрения. Мы привели её в полное соответствие описанной в научной литературе последовательности событий: сначала под воздействием положительной перегрузки лётчик, как правило, начинает терять цветоощущение (так называемая «серая пелена»), затем у него сужается поле периферийного зрения («туннельное зрение») и в конечном итоге в глазах полностью темнеет («чёрная пелена»), при этом расстройство зрения сопровождается также потерей слуха. На отрицательной перегрузке эффекта «туннельного зрения» и потери цветовосприятия не бывает, так как в отличие от положительной перегрузки здесь нет кислородного голодания зрительного нерва. Но зато лётчик ощущает прилив крови к голове, что выражается в появлении заметного красного оттенка зрения («красная пелена») и падает резкость зрения.
Выше я несколько раз упомянул слова «потеря сознания». Да, теперь мы моделируем и это состояние. Потерять сознание можно на больших положительных или отрицательных перегрузках, если превышен порог их физиологической переносимости (с учётом времени действия перегрузки, темпа её создания и накопленной усталости). Предвестником момента потери сознания на положительной перегрузке является «чёрная пелена», хотя даже полностью потеряв зрение лётчик ещё способен какое-то время управлять самолётом. На отрицательной перегрузке потеря сознания наступает более неожиданно, хотя и здесь можно попытаться успеть определить этот момент по резкому ухудшению остроты зрения. Исследованиями установлено, что в зависимости от ряда факторов обычный период потери сознания может длиться до 10-15 секунд, и в течение этого времени ваш самолёт останется неуправляемым. Имейте ввиду, что каждая последующая потеря сознания будет вам стоить ещё большей потери времени и сил. Как бы то ни было, лётчики периода Второй Мировой Войны были людьми, а не суперменами, и им приходилось иметь дело с довольно большими перегрузками, даже на поршневых самолётах.
Ещё одной особенностью данной модели явился учёт наличия у пилота противо-перегрузочного костюма. В среднем, согласно различным исследованиям, ППК увеличивает порог физиологической переносимости положительной перегрузки на 1.5 - 2.0 единицы, так что пилоты с ППК, безусловно, получат в бою существенное преимущество. На переносимость отрицательной перегрузки ППК не влияет.
Ну и в заключение я хотел бы упомянуть, что мы также ограничили способность лётчика покинуть самолёт на скорости полёта более 400км/ч, или под воздействием положительной перегрузки более +3g (что является физиологическим пределом с точки зрения возможности встать с кресла). Приведённые мной цифры относятся к здоровому пилоту, и в случае ранения выбраться из кабины вам будет ещё труднее.
Модель влияния кислородного голодания (гипоксии) на переносимость перегрузок также была доработана, и будет более корректно учитывать нехватку кислорода на большой высоте в случае повреждения кислородного оборудования.
Подготавливая к релизу новую модель физиологии мы отдаём себе отчёт в том, что для части игроков она по началу может показаться непонятной и неочевидной. Поэтому мы оставили вам возможность выбрать в настройках сложности упрощённую модель физиологии, которая будет работать довольно похоже на текущую модель, и не будет учитывать усталости пилота, гемодинамики его сердечно-сосудистой системы, или ограничивать выносливость пилота по времени действия перегрузок или темпу их создания. Потерять сознание в упрощённой модели ваш экипаж тоже не сможет. Вместе с тем эта простая модель будет использовать новые перенастроенные эффекты расстройства зрения и слуха, а величина перегрузки, при которой эти расстройства будут наступать теперь будет соответствовать уточнённым данным из новой модели.
Мы очень надеемся, что новая модель физиологии пилота позволит сделать игровой процесс более интересным, и заметно повлияет на тактику боя. Так что игрокам придётся теперь заботится о физическом состоянии лётчика и более осторожно относиться к энергичному маневрированию, и это ещё на один шаг приблизит нас к реальности настоящего воздушного боя.
Далее я передаю слово Джейсону, который поделится с вами другими новостями разработки:
Мы продолжаем работать над картой «Операции «Боденплатте» и расположенным на ней большим количеством аэродромов и населённых пунктов - воссоздание этой местности стало новым вызовом для нас. Карта уже есть в бета-версии игры, хотя работа над ней ещё не завершена. В то же время, три оставшихся самолёта союзников уже скоро будут готовы - посмотрите как потрясающе выглядит строй американских P-47, P-38 и P-51, а также британский «Темпест» в игре! P-38 и «Темпест» прошли первый раунд бета-тестирования и мы исправляем мелкие найденные недочёты, а тестирование P-51 начнётся совсем скоро. Все три самолёта крайне сложны. Заметим, что чем больше самолётов мы воссоздаём в нашем симуляторе, тем более очевидным становится различие между концепциями их проектирования в разных странах.
Должны напомнить, что на этих скриншотах самолёты ещё не закончены, поэтому некоторые детали могут измениться к моменту публичного выпуска.
Наш P-51D-15 «Пони» уже практически готов к тестированию (мы доделываем кабину пилота и детали внешней модели самолёта). Посмотрите на скриншоты кабины - наши 3D художники проделали отличную работу!
По многочисленным просьбам мы добавляем в игру возможность прикрепить небольшую фотографию в кабине. Вы можете заменить её на собственную, просто подложив файл в формате DDS в папку нужного самолёта.
Да, опять же по многочисленным просьбам мы увеличиваем дистанцию, на которой видны самолёты. Это было трудной технической задачей, но мы надеемся что виртуальные пилоты оценят её. Видите самолёты вдали на этих скриншотах? Настройка этой возможности ещё не закончена, но она уже включена в бета-версии.
И наконец, мы начали подготовительную работу для производства пары новых коллекционных самолётов. Пока мы их ещё не анонсируем, но предзаказ на них будет открыт позже в этом году и они увидят свет в следующем. Извините, пока никаких подсказок о том, что это за самолёты!