Дневник разработчика №254
19.06.2020
Дневник разработчика №254

Всем привет!

Время идет, приближается дата выхода следующего обновления. Как мы уже говорили ранее, одним из центральных объектов этого обновления будет немецкий истребитель танков - самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.184 "Ferdinand". Как многие из вас знают - этот монстр получился в результате проигрыша фирмы Фердинанда Порше в конкурсе по созданию тяжелого танка прорыва для Вермахта. Тогда этот конкурс выиграл "Pz.Kpfw.VI Tiger" разработки фирмы "Хеншель", причиной чему послужила чрезвычайная, даже для немцев, сложность шасси конструкции "Порше". Тем не менее, в процессе этого соперничества "Порше" произвели значительное количество своего варианта шасси нового типа тяжелого танка. Данный задел впоследствии был использован для создания самой мощной и защищенной, на момент Курской битвы, противотанковой бронированной боевой машины в мире.

_184_1.thumb.jpg.b38640fdfdc453405b8c6f3a89fd4fb2.jpg

На шасси "Порше" была установлена бронерубка боевого отделения, защищенная в лобовой проекции 200-мм броневой плитой, вес которой был аналогичен весу большого грузовика. Эту 200-мм преграду не способно пробить даже орудие "Тигра" при использовании бронебойных снарядов и 152-мм бронебойные снаряды гаубицы МЛ-20. Для приведения в соответствие лобового бронирования передней части корпуса, на уже имеющиеся 100мм бронеплиты было установлено дополнительное накладное 100м бронирование. Борта и корма машины были защищены 80мм броневыми листами, которые являлись крайне сложной, почти непреодолимой, преградой для 76мм советских бронебойных снарядов. Значительное бронирование имели крыша и днище корпуса.

К уязвимым местам можно отнести крышу масштабного моторного отделения, которое было расположено впереди боевой рубки, могло быть поражено крупнокалиберными осколочно-фугасными снарядами при их разрыве на передней бронеплите боевого отделения. Также уязвимым местом танка является относительно слабозащищённая бронировка выходного коллектора охлаждения маршевых электродвигателей, прямо над которой в корме столь "удачно" расположена значительная часть боекомплекта. Отдельно следует отметить никак не защищенный единственный прицел главного орудия, находящийся на крыше боевого отделения.

_184_2.thumb.jpg.c2f4f302752e3490e76b8c3000750a5a.jpg

Вооружен "Фердинанд" крайне мощным 88-мм орудием KwK-43 L/71. Эта пушка создана на базе длинноствольной зенитной пушки Flak 41, тогда как более короткая пушка "Тигра" (также 88-мм) создана на базе более короткой зенитной пушки Flak 37. Стреляя аналогичным бронебойным снарядом, за счёт более мощного заряда пороха и большей длины ствола, пушка KwK-43 L/71 разгоняет его до 1000 м/с против 800 м/с у KwK-36. Пулеметного вооружения "Фердинанд" на момент Курской битвы не имел. К минусам вооружения можно отнести не очень удобное в противотанковом применении панорамное прицельное приспособление без отображения поправок в поле зрения прицела (хотя и обладавшее значительной степенью увеличения), а также низкую скорость горизонтальной наводки.

Но самой примечательной особенностью САУ "Фердинанд" является то, благодаря чему он появился на свет - его столь прогрессивная и перспективная и столь спорная электромеханическая ходовая часть. Это один из тех случаев, когда техническая мысль слишком опережает технические возможности. Столь широко применяемая сегодня в тяжелой технике идея отказа от механической передачи крутящего момента от силовой установки к движителю в то время привела к очень серьезным проблемам. Выбранный тип маршевых электромоторов с ростом скорости движения танка давал столь значительные потери момента на гусеницах и КПД силовой установки в целом, что на ровной поверхности танк не мог развить скорость более 20 км/ч, и даже при огромном запасе топлива в 950 литров дальность хода составляла всего 150 км по шоссе. Также ввиду особенностей системы коммутации маршевых моторов, силовая установка имела пониженный КПД при движении задним ходом.

_184_3.thumb.jpg.036c252aa59e7da96b74acedd9b604d7.jpg

Для подачи необходимого количества электрической энергии, на танк пришлось установить два двигателя от танка Pz.Kpfw.IV, к каждому из которых был подключен маршевый генератор постоянного тока. Два генератора были скоммутированы в единую магистраль подачи тока на маршевые электромоторы, каждый из которых обладал собственным регулятором для управления скоростью и направлением движения. Это позволяло продолжать движение даже при выходе из строя одного двигателя или генератора. Дороговизна материалов для производства обмоток, проводников и коммутаторов силового электрического контура машины, использование двух двигателей, огромная масса в 65 тонн - все это представляло крайне серьезные технологические и эксплуатационные трудности даже для такой богатой и промышленно развитой страны, как Германия. Именно поэтому в конкурсе победил более традиционный и технологичный "Тигр-I" конструкции "Хеншель", и это при том, что "Тигр" от "Хеншель" то же не был дешевым танком и трудозатраты на его производство многократно превышали таковые на производство танка Т-34. С другой стороны, простота и удобство управления танком, а также мягкость хода были на высоте. "Приятным бонусом" от такого типа трансмиссии была возможность разворачивать танк на месте без применения каких либо сложным механических систем.

_184_4.thumb.jpg.84840b9d29bf5cccc06650086732aaa3.jpg

Тем не менее, при всех технологических трудностях и ограничениях в характеристиках подвижности, данная боевая машина, если все таки оказывалась на поле боя, была самым страшным противником во встречном танковом бою на момент лета 1943 года. Для нас важным было отразить все вышеописанные особенности данной боевой машины, как и всех прочих реализованных в проекте "Tank Crew", однако это было крайне непросто. В мире сохранилась всего одна САУ "Фердинанд" - №501, находящаяся в музее бронетанковых войск под Москвой в Кубинке. Еще одна, но уже более поздней модификации (с командирской башенкой и пулеметом), именовавшейся "Элефант", сейчас находится в США. Документация по этой технике крайне разрозненная, отрывистая и неполная. Однако благодаря усилиям наших партнеров из "Digital Forms" и методам перекрестного анализа источников, у нас в проекте создана, наверное, одна из лучших реконструкций этой боевой машины на данный момент. Со своей стороны мы вложили отдельные усилия в реализацию особенностей подвижности, вооружения и работы оборудования этой модели, что также потребовало немалых усилий и исследований. Кстати говоря, на скриншотах выше мы вам показали "Фердинанд", который окрашен именно так, как образец с бортовым номером 501, попавший в Кубинский музей с полей сражения под Курском.

Крайнее, что нужно сказать о САУ "Фердинанд" - эта самоходка в момент выхода в следующем обновлении завершит тот ряд боевой техники, который мы, совместно с "Digital Forms", планировали разработать для проекта "Tank Crew - Clash at Prokhorovka". Этот момент будет этапным и крайне важным в нашей истории. Но это не будет означать окончание работ по развитию и улучшению этой темы, как и всегда ранее - мы продолжаем поддерживать, улучшать и углублять все наши проекты даже после момента завершения этапа основной разработки. Команды "Ил-2 Штурмовик" и "Digital Forms" надеяться, что вам понравится результат нашего совместного труда.

_tanks_s.thumb.jpg.06fa16dec04c943953fef915397d1b8e.jpg

_tanks_g.thumb.jpg.6431e9f40329371313f6bd935fc6e51b.jpg